Немецкие впечатления

Немецкие впечатления
Оперный обозреватель

Февраль в Германии оказался насыщенным месяцем в музыкальном плане. Что, в принципе, довольно типично: конец декабря/начало января – это мертвый сезон, несмотря на повсеместные Новогодние Гала-концерты. Самые активные «музыкальные месяцы» – это, как раз февраль и октябрь. Однако, среди обилия событий мне хотелось бы остановиться на трех:

«Аида» в берлинской Штаатсопер

Я уже рассказывал про эту «Аиду» нашим читателям. Но сегодня я шел на иной состав. Он был анонсирован более чем за полгода: помимо Зубина Меты за пультом, были заявлены не просто звездные имена, были заявлены солисты, являющиеся одними из лучших в своих партиях: Людмила Монастырская в заглавной партии, Йохан Бота (Радамес), Надя Крастева (Амнерис) и Георгий Гагнидзе (Амонасро).

Радамес – очень сильный голос, в конце арии "Celeste Aida" его "си" было слышно, думаю, даже у Бранденбургских ворот. Формально, с музыкальной точки зрения все было на отлично, но это не Радамес, по крайней мере в моем понимании, видимо это и есть так называемая немецкая вокальная школа, идеальная для вагнеровского вокала... Ну и актерски, Бота всю оперу стоял "как истукан", что не добавляло «драйва» происходящему.

Людмила Монастырская была заменена американской сопрано Кристин Льюис: сильный голос, отличные низы, верхи нестабильные, правда она умело это компенсировала пиано. Голос плоский, практически неокрашенный. Льюис сильно переигрывала, особенно на фоне спокойного Радамеса, который оставался холодным даже в сложных жизненных ситуациях... Впрочем, две главные арии (Ritorna vincitor и O patria mia) были спеты очень достойно.

Крастева оказалась великолепной. Ее поистине королевское меццо-сопрано, которое прекрасно дополнялось сильнейшей драматической энергетикой, достигло настоящего "катарсиса" в хорошем смысле этого слова в Сцене суда.

Гагнидзе - прекрасно звучащий, сильный и одновременно насыщенный баритон, отличная артикуляция и великолепная актерская игра!

Оркестр: прекрасный балланс струнных и духовых, идеальное звучание струнных, сочное звучание медных, "полнокровные" кантилены деревянных духовых, тонкая рельефная проработка нюансов, и, наконец, безупречность темпов.

В музыкальном плане, практически идеальный состав солистов, совершенно эталонный оркестр, и замечательно звучащий хор.

«Джоконда» в Дойче Опер

Опера Амилькаре Понкьелли не принадлежит к числу часто исполняемых произведений. В нашей стране опера ставилась лишь дважды – в середине прошлого столетия в Новосибирске и Ленинграде.

Любовь, страдания, ненависть, ревность, месть, убийство, самопожертвование – вот классические «опции» настоящей итальянской оперы, которые в полной мере представлены в «Джоконде». Но главное в опере - это любовный многоугольник или даже «карусель»: Барнаба любит Джоконду, Джоконда любит Энцо, Энцо любит Лауру, но Лаура замужем за Альвизо...

Арриго Бойто, впоследствие автор либретто двух последних опер Верди «Отелло» и «Фальстаф», в данном случае в качестве автора либретто выбрал псевдонним Тобиа Горрио. В основе либретто - роман Гюго «Анджело, тиран Падуанский».

Опера справедливо занимает «пограничное» место на оси «Мелодизм-Веризм». Понкьелли, с одной стороны продолжатель традиций «позднего» Верди (типичный пример - монолог Джоконды «Suiсcido!..», открывающий вторую сцену четвертого действия и, сопровождающийся выразительным оркестровым рядом) с другой – исток «веризма», Понкьелли по праву считается «наставником» для Пуччини и Масканьи.

Вокал оперы – сложен, практически от всех главных исполнителей требует большой самоотдачи.

Для успеха «Джоконды» необходимы, перефразируя слова Карузо о Трубадуре, превосходные: драматическоe сопрано, тенор, баритон, бас и два меццо-сопрано. И в этот вечер все они были на сцене, что в наше время есть большая редкость. Исключительную вокальную и драматическую энергетику продемонстрировали Марсело Альварес (Энцо) и Гуи Ге в заглавной партии. Альварес, несмотря на предрекаемую многими критиками «сценическую смерть» демонстрировал прекрасную вокальную форму, единственная неидеальность - в его арии «Cielo e Mar“ верхние ноты были спеты пиано. Но очень красиво и экспрессивно.

Оркестр: рельефная интерпретация оперы, точные акценты и фразировки.

Что интересно, первый спектакль Джоконды проходил с обилием пустых мест в зале, но все спектакли, начиная со второго, шли при полнейшем аншлаге.

Реквием Верди. Штаатскапелла Дрездена

Дирижер Кристиан Тилеман, солисты: Марина Пруденская, Красимира Стоянова, Чарльз Кастроново и Георг Цеппенфельд.

Реквием в этом году исполнялся по традиции в годовщину бомбардировки Дрездена союзниками в 1945 году. Эта традиция исходит к 1951 году, когда этим произведением дирижировал Рудольф Кемпе.

Кристиан Тилеман, недавно вступивший в должность главного дирижера Капеллы впервые дирижировал Реквиемом Верди в Дрездене. Особенность cобытия было еще и в том, что Тилеман до этого всячески подчеркивал, что его интересует только немецкая музыка.

Штаатскапелла Дрездена показала в музыкальном плане исключительную слитность, исполнение было особенно теплым и мягким. Ритм дыхания солистов полностью совпадал с таковым у музыкантов Капеллы. Тилеман дирижировал в довольно спокойной манере, больше не жестом, а своим дыханием. Исполнение было контрастным, но в то же время монолитным, произведение было представлено как единое целое. Хотя, по инсайдерской информации, была всего лишь одна репетиция. Поэтому не могу здесь не процитировать блог одного из известных петербургских дирижеров о Штаатскапелле Дрездена: «Никогда не ездил на Феррари, но догадываюсь что ощущения должны быть похожими на то что я испытал дирижируя этим оркестром» (орфография автора сохранена – прим. ред.).

Меццо-сопрановая часть в Реквиеме - значимая, и Марина Пруденская исключительно справилась с партией. Истинно вердиевский драматизм, широта диапазона, филигранное звукоизвлечение – вот неполные характеристики ее вокала.

Красимира Стоянова в очередной раз продемонстрировала отличное исполнение. Финал Libera me был исполнен эталонно.

Чарльз Кастроново, безусловно, один из лучших теноров на сегодня, продемонстрировал отличную технику и аккуратное интонирование.

Георг Цеппенфельд показал мощь, чистоту, бархатистую глубину и силу.

На фото: «Аида» в Берлинской Штаатсопер

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ