Спектакли Английской национальной оперы

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

Наш лондонский корреспондент Людмила Яблокова побывала на спектаклях Английской национальной оперы и делится с читателями журнала своими впечатлениями.

Великолепная шестерка из «Così fan tutte»

Это удача Английской Национальной оперы – новая постановка «Così fan tutte» Фелима МакДермотта. Для тех, кто впервые откроет для себя эту оперу и оперный жанр как таковой — это несомненная гарантия того, что они, эти зрители, обязательно вернутся в Колизеум!

1/5

Забавно, смешно, умно, эффективно, проницательно, весело — и это только увертюра.

МакДермотт и его творческая команда — сценограф Том Рай, Лаура Хопкинс (костюмы), Пол Констэйбл (свет) переосмыслили эту великую оперу, оставив в ней ее первоначальный дух, но привнесли развлекательность, юмор, благодаря цирковой труппе, открывшей представление, оригинальности декораций, которые работают на сюжет великолепно, отличному подбору исполнителей.

Замечательны английские певицы — Кейт Валентайн, неповторимая Кристина Райс – сестры Фьордилиджи и Дорабелла, а также Деспина, их служанка — маленькая интриганка и обманщица (Мэри Беван). В противовес им представлена другая троица противоположного пола: офицеры Гульельмо (Маркус Фарнсуорт) и Феррандо (Рэндал Билс), а также — незаменимый и привлекательный «змей-искуситель» Дон Альфонсо (Родерик Уильямс). Все вместе они составили неповторимый вокальный секстет, забыть который невозможно.

Взрывы смеха, восхищение и неподдельная зрительская радость и оживленная реакция сопровождали постановку, длящуюся без малого три часа. Очаровательная музыка Моцарта сверкала поистине филигранной огранкой благодаря музыкантам Английской Национальной Оперы и их харизматического дирижера и композитора Райана Уиглсуорта.

Несколько необычно было то, что смешнее, остроумнее, великолепнее как актрисы выступили в этой постановке как раз женщины с их «вкусными», едкими репликами, в чем немалая заслуга переводчика на английский Джереми Сэмса.

Поместив наших героев на Ярмарочной площади 50–х годов, Макдермотт бросает в «атаку» цирковых артистов — шпагоглотатель, акробаты, одна бородатая леди (уж не Евровидением ли навеян этот образ), два карлика, борцы – они понадобились режиссёру, чтобы помочь Дону Альфонсо вовлечь молодых в его обман, а также добавить настроения всему представлению. Появление этих цирковых актеров было всегда кстати, они не мешались под ногами у «великолепной» вокальной шестерки, но привнесли в спектакль свой колорит.

Кстати, мне декорации напомнили прибережную набережную в английском курортном городе Брайтоне (с аттракционами, колесом обозрения, сладкой ватой, плюшевыми мишками - в награду победителям). И в этом тоже была своя прелесть.

Что ж – эта опера, помимо эстетического удовольствия, еще и отличная школа для влюбленных. Замечательная музыка! Впечатляющее исполнение! Прекрасный вечер! На едином дыхании! Аплодисменты, казалось, никогда не стихнут! Несомненная удача АНО! Долгих лет и полных аншлагов!

Софи Беван в «Искателях жемчуга»

Два момента постановке «Искателей жемчуга» Английской Национальной оперы подкупают: это ощущение реальности и великолепное сопрано – лучистая Софи Беван в роли жрицы Лейлы.

Создателям этой постановки (режиссер – Пенни Вулкок, сценограф – Дик Бёрд) удалось наделить зрителя не пассивной функцией наблюдателя – они стали очевидцами, свидетелями этой, как отмечают английские рецензенты, «несколько неуклюжей истории, с в какой-то степени надуманными символами жизни». И эта оценка почти сходится с мнением большинства критиков, воспринявших достаточно равнодушно творение Бизе в 1863 году. Только один человек тогда отметил, что партитура оперы «содержит множество прекрасных выразительных моментов, полных огня и богатого колорита», и это был Берлиоз.

Было — и осталось ощущение, что все происходит сейчас, в эту минуту в этих убогих трущобах Шри-Ланки. Плывут по небу облака, движется волна (и очень натурально), замирает на ночь деревня, светятся только окна в картонных лачугах, вскарабкивающихся от подножия горы выше и выше. И чем ближе к звездам – тем меньше огней, да и они – эти светящиеся точки в окнах — один за другим гаснут. Неповторимая, незабываемая, экзотика Востока.

Открылся спектакль – на все зеркало сцены – живым движущимся подводным миром, в глубины которого из-под верхнего портала сцены ныряют охотники за жемчугом, медленно-медленно преодолевая толщу воды – незабываемое зрелище, очень правдоподобное. Завораживающее.

Молодые исполнители, приглашенные в АНО, предприняли хорошую попытку принести радость зрителю, но наибольшего эффекта добилась уже упомянутая Софи Беван. Ее пение было сердечным и искренним. А сияющий голос в этот вечер однозначно покорил всех.

Роль ее возлюбленного Надира исполнял канадский певец Джон Тессье. Его тенор – легкий, ясный, идущий по нарастающей – все выше. Но для идеального исполнения этого было мало. Здесь отсутствовала в характере – личность!

Его друг – завзятый враг Зурга (Джордж фон Берген) обладает крепким баритоном и поет убедительно, но играет совершенно беспомощно.

Проблема наверно и в либретто: искатели жемчуга – чрезвычайно хрупкая тема, на которой трудно построить острый сюжет. Наверно, эта опера достигла бы другого эффекта, если бы вместо счастливого конца она заканчивалась личной трагедией всех главных героев. Но опера завершилась трагедией для жителей деревни, подожженной Зургой, дабы дать возможность спастись Лейле и Надиру. Но этот момент не сработал, он — не убедителен!

Странен был облик Нурабада, жреца (английский бас Барнаби Ри), как бы «не из той оперы» — с дикими немытыми многочисленными косичками ямайского происхождения. Хотя голос его был хорош.

Но мелодии Бизе – замечательные. Ария Надира – «В сияньи ночи лунной» – мечтательная, колоритная и запоминающаяся. Дуэты Лейлы и Надира, Надира и Зурги – красивы и пластичны, хор – великолепен.

Жан-Люк Тинго дебютировал в Английской Национальной опере как дирижер, он успешно вел оркестр, но местами, мне показалось, заглушал солистов.

Эту постановку нельзя считать очень большой удачей АНО, но ни в коем случае нельзя назвать и провальной. В любом случае – это был один из приятнейших вечеров, проведенных в Колизеуме.

Фото: ENO / Mike Hoban

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ