«Тоска» фестивальная

«Тоска» фестивальная
Оперный обозреватель

В этом сезоне на гергиевских «Белых ночах» много именитых, хорошо известных иностранной публике, но не слишком знакомых петербуржцам персон. Магия итальянских, туда же аргентинских имён в итальянском репертуаре работает без осечки: на два спектакля «Тоски» с участием Марсело Альвареса, Габриэле Вивиани и украинки Оксаны Дыки, которую в Италии тоже держат за свою, ломились!

Достойная компания выступила под управлением дирижёра Карло Монтанаро. И нужно сказать, что участие итальянского маэстро, было весьма заметно: Пуччини звучал с какой-то особой яркой интонацией, ритмически упруго, с мастерскими перепадами от тонкого пиано к мощным звуковым взрывам при отсутствии общеэмоционального однообразия. Оркестр Пуччини был страстным, но он давал дышать и звучать певцам.

В старом спектакле, да ещё с гастролёрами, певцы – главное событие. И оно состоялось, однако не без своих «но». Опытный и успешный Марсело Альварес, выйдя на большую новую сцену Маринки, «на всякий случай» сначала напрягал свой отменный голос, покрикивал и даже на цыпочки приподнимался на верхних нотах. Но, сорвав первой арией аплодисменты, полные энтузиазма, поверил в питерскую публику. Тембральная красота звучания и непосредственность поведения его Каварадосси действительно подкупили. Мастеровитый актёр и эмоциональный музыкант, Альварес очень умело подвёл партию-роль к кульминации – e lucevan le stelle и спел её как истинный тенор–итальянец, разорвав в клочья женские сердца.

Другой партнёр героини в этом спектакле, перенесённом во времена фашизма, выглядел натуральным гестаповцем. Жесткий, циничный, с соответствующей окраской голоса и интонацией, Скарпиа Габриэле Вивиани был и вокально, и сценически вполне убедителен. Правда, холодка, бегущего по спине, не вызывал, однако актёрски вёл себя очень умно и уверенно. Но то ли массовая сцена в финале первого акта изначально была поставлена не очень удачно (уже не упомнить), то ли режиссёр, вводящий гастролёров в спектакль не отрепетировал положение солиста на площадке, только чувственно-яростное соло Скарпиа на фоне молитвы, этот небольшой эпизод–шедевр в драматургии всей оперы, потонули вместе с фигурой зловещего барона в тени отдалённого плана и оркестрово-хорового форте.

Оксана Дыка – Тоска покорила своим пением. Её голос – явление действительно мирового класса: какой красоты и силы, какой благородной звонкости тембра! Вокально Дыка была хороша практически везде, кроме, как ни странно, коронной арии vissi d`arte, где голос у неё словно бы вдруг подустал… Но в целом как певица Оксана Дыка – Тоска, близкая к совершенству.

Однако в этой партии-роли не обойтись без второй стороны, и Дыка-певица оказалась неизмеримо выше Дыки-актрисы. Спокойно-славянский актёрский темперамент её как-то не сильно отвечал импульсивным поступкам доведённой до отчаянья итальянки. Да и костюмы героини мариинского спектакля 2007 года не способствовали сценической свободе: в туго обтягивающем коротком платье и непластичном палантине, подобно солдатской скатке торчащим на одном плече, певице было явно неуютно. Вульгарно сверкающее золотом платье с треном тоже удобства не придало. Всё это способствовало тому, что великолепно поющая Оксана Дыка ходила по сцене осторожно, обнималась бочком, а готовясь броситься с крыши печально знаменитого Сант Анджело, аккуратно поправляла трен, дабы не рухнуть раньше времени. Вообще-то, певице такого уровня пристало лучше адаптироваться к любому костюму, но что было, то было.

Однако, всё недоигранное, а точнее, выполненное формально актриса вкладывала в душу слушателя своим пением. Собственно, по прежним меркам, это идеальный вариант оперной певицы. Да и в концертном исполнении оперы на фестивале прошлого года Дыка была великолепна. Но современным сценическим вариантам прежние мерки уже не очень годятся. Нужно или самому обладать комплексом исключительных данных для музыкальной сцены, или постоянно иметь рядом чуткого и требовательного режиссёра.

К сожалению, и сегодня чаще всего это – пустые мечтания. Вы хотите получить настоящую итальянскую оперу? Получите: красивая музыка, отлично звучит оркестр, певцы имениты и голосисты. Чего же боле?

Фото © IMG Artists: Марсело Альварес, Оксана Дыка, Габриэле Вивиани

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Марсело Альварес

Персоналии

Тоска

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ