Джозеф Каллейя — концерт в КЗЧ

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент

Обмен мнениями после концерта: «а что, этот тенор входит сейчас в мировую десятку лучших?» Расставлять артистов по популярности или значимости – удел глянцевых изданий, или предмет интернет-голосования звукозаписывающих компаний. Потому не станем прямолинейно давать порядковый номер в табеле о рангах мальтийцу Джозефу Каллейе, но то, что он в последние годы прочно обосновался в звании «топ-тенора», - несомненно.

Визит в Москву с показательным оркестровым рециталом, в программе которого были собраны разножанровые, но явно ударные номера, должен был познакомить столичную публику с певцом в самом выигрышном свете. И, признаться, мальтийский рыцарь не разочаровал выступлением.

Дерзким и спорным можно считать его первый выход.

Популярный романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал» слушается и воспринимается всегда легко, переложение для оркестра Криса Хазелла органично, а вот для исполнения он не так прост. Сразу отметим прекрасную кантилену, музыкальность и понимание смысла совсем чужого для певца текста. Но огрехи в произношении неизбежны, хотя и минимальны, учитывая «я по-русски в первый раз». Недоозвучены были скачки на нижнее «ре», возможно, ми-бемоль мажор здесь не оптимален для голоса Каллейи.

Но зал на родное-знакомое сразу попался, аплодировал дружно и горячо. Да и сам тембр Каллейи тому способствовал. Светлый, красиво резонирующий от потолка лирико-спинто, очень плотный по ощущению, какой-то априори качественный, надёжный, комфортный для слуха. Внешне артист выше среднего роста, атлетически крепкий, пока без видимых телесных излишков в концертном костюме. Обаятельное улыбчивое лицо, на котором не очень смотрится столь модная сейчас трёхдневная щетина, прикрывающая очаровательную ямочку на подбородке.

И насколько удобней, ловчей зазвучал этот голос в следующей Балладе Герцога из «Риголетто» Верди (Questa o quella). Досадно, что здесь были заметны расхождения певца и оркестра.

Мало известное широкой публике произведение Vaghissima sembianza (Мечтательный образ) композитора Стефано Донауди – выразительная и эмоциональная музыка. Каллейя исполнил её с большим чувством, но оркестр переборщил с динамикой, заставив певца форсировать.

Речитатив и каватина Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно продемонстрировали тонкое владение пиано, опять облегчённые низы, но великолепную верхнюю ноту, мастерски сфилированную.

И, конечно, кульминацией первого отделения стали Куплеты Гофмана из «Сказок Гофмана» Оффенбаха. Здесь к солисту не придраться. Вокально всё изящно, играючи, гибкий французский, проживание Песенки о Кляйнзаке как сцены из целого спектакля. Вот если бы ещё оркестр не притормаживал, оттягивая темп.

Добравшись до антракта, как раз скажу про Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». То, как они открыли вечер Полонезом из «Евгения Онегина», вызвало недоумение. Грубоватый «общий помол» струнных, мелкие киксы духовых – будто студенты младших курсов. Тяжело и скучно-вязко прозвучало и Адажио из балетной музыки к «Фаусту» Гуно.

Понятно – начало сезона, а шеф и художественный руководитель «Новой России» Юрий Башмет един во многих лицах сразу и не часто воспитывает коллектив требовательной рукой хозяина. Претензии к дирижёру из Словакии Растиславу Стуру тут неуместны. У него классически-чёткая мануальная техника, чувствуется темперамент и вокальное чутьё. Но разовый приглашённый маэстро – не волшебник, чтобы за принятую пару-тройку репетиций добиться совершенства.

Но в оркестровой версии Баркаролы из «Сказок Гофмана» вдруг струнные зазвучали по-иному, дорогим сыгранным звуком. Музыканты-то в «Новой России» набраны сильные, большинство – молодые прекрасные дамы.

И после антракта оркестр словно вспомнил ощущение профессионального ансамбля. Увертюра к «Силе судьбы» Верди – гениальная, но заигранная и тем коварная, получилась! Про мелочи забылось, потому что чувствовался единый порыв, общее упоение могучим потоком вердиевского мелоса. Интермеццо из «Манон Леско» Пуччини показало в соло высокий уровень всех концертмейстеров струнных, владение коллектива и акварельными красками и веристским плачем смычкового унисона.

Гораздо благополучней оркестр аккомпанировал и солисту во втором отделении. Каллейя начал с короткого мелодичного ариозо Маурицио ''La dolcissima effigie'' из «Адриенны Лекуврер» Чилеа. Изысканно-хорошо! «Идеал» Тости, прозвучавший следом, стал образцом элегантного вкуса. Далее прозвучали два «хита», возле которых в моей программке лаконично стоят восклицательные знаки, без замечаний. Ария Макдуфа из «Макбета» Верди и Плач Федерико из «Арлезианки» Чилеа, в интерпретации которого открылось даже что-то новое, без чрезмерного слезливого надрыва.

При том последний номер официальной программы, обречённая на успех ария Каварадосси (E lucevan le stelle) показалась несколько манерной затянутыми ферматами, словно тенор красуется звуком, и вправду отменным, но про персонажа – измученного, готовящегося к расстрелу Марио, не вспоминает.

Зал, заполненный процентов на 70-80, разогревался и аплодировал по нарастающей, от номера к номеру. Первый «бис» - ещё одна вокальная грань, популярная ария "No puede ser" из сарсуэлы Пабло Соросабаля «Трактирщица из порта». Уверенно, с огнём, от души исполнено.

«Рассвет» Леонкавалло – опять контраст, лирическая кантилена на мецца-воче с праздничной верхней нотой. Напоследок артист одарил дежурным Sole mio - с первыми признаками усталости и «песочком» опять же на низах.

Но, несмотря на облегчённость нижнего регистра во время всего концерта, сложилось впечатление, что в свои 36 лет Джозеф Каллейя имеет тенденцию к потемнению тембра, и через несколько лет вполне сможет конкурировать с драматическими тенорами в «тяжёлом» репертуаре. Сила и полётность голоса тому залогом.

Собственно, этот концерт, запланированный еще в начале года, тогда не состоялся по болезни артиста. Среди обилия весенних премьер и фестивалей он, возможно, прошёл бы как нечто ординарное. Открыв 3 сентября новый концертный сезон выступлением Джозефа Каллейи, Московская Государственная академическая филармония задала высокую планку своему постоянному циклу «Звёзды мировой оперы».

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Джозеф Каллейя

Персоналии

Новая Россия

Коллективы

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ