«Дон Карлос» с московской пропиской

«Дон Карлос» с московской пропиской
Специальный корреспондент

Большой театр продолжает серию спектаклей вердиевского шедевра

Прошлогодние премьерные составы «Дона Карлоса» были, ожидаемо, на большую часть укомплектованы приглашенными «певцами мира», преимущественно поющими за рубежом. Нынешний спектакль 1 ноября, о котором пойдет речь, примечателен, во-первых, сразу тремя вводами в главных партиях, а во-вторых, тем, что состав был полностью укомплектован артистами московских театров, двое из которых, к тому же, только что стали солистами Большого.

А ведь совсем недавно слова генерального директора театра Владимира Урина о том, что необходимо обеспечивать не только премьеры, но и спектакли текущего репертуара достойным Большого театра уровнем, и что комплектоваться они должны преимущественно собственными силами, воспринимались как прожект, задача будущего! И вот – она уже начинает осуществляться сегодня.

Титульная партия, хоть и не снабжена развернутыми сольными номерами, да и не является безоговорочно главной, предъявляет высокие требования к голосу исполнителя. Это должен быть крепкий тенор со стабильным мецца-воче, умеющий балансировать между героикой решимости и беспомощным, инфантильным гамлетизмом Карлоса. Из приглашавшихся на эту партию певцов в предыдущих сериях спектакля, пожалуй, полноценной удачей можно назвать лишь певшего премьеру Андреа Каре. Голоса Гектора Сандоваля и Димитриоса Питтаса были явно не для Исторической сцены и, к тому же, дополнялись невнятной актерской работой на грани пародии.

Олег Долгов, получивший известность, как солист Новой Оперы, активно участвующий в проектах ГАСК п/у Валерия Полянского, – настоящая «палочка-выручалочка» для кастингов опер, требующих незаурядный по динамике и пластике тенор. Долгов уже выходил на Историческую сцену – в труднейшей партии Княжича в «Чародейке» Чайковского, а Карлоса в его исполнении Москва слышала совсем недавно – в прошлом сезоне, в концертном исполнении у Полянского. Артист представил предельно внятный образ героя: юношеское отчаяние, дружеская преданность, вспыльчивость – все было показано без мелких жестов, без метаний и истерик, которыми часто злоупотребляют исполнители в этой роли. То же самое можно повторить о вокальной составляющей роли – обладая на редкость яркими форте, певец использовал пробивную мощь голоса строго по назначению, показывая взлеты эмоционального состояния героя. За вычетом мелких недочетов, вроде небольшой путаницы с текстом, по сумме качеств, Карлос Олега Долгова – пожалуй, самый удачный ввод на эту партию в постановке, и ноябрьское зачисление певца в штат Большого театра можно назвать событием не только заслуженным и долгожданным, но и, во многом, закономерным.

Партию Эболи пела Агунда Кулаева, также буквально на днях ставшая солисткой Большого и пришедшая в театр из той же «Новой оперы». Уникальные вокальные и драматические возможности певицы позволяют ей успешно справляться с широким диапазоном партий – от контральтовых (Кончаковна) до пограничных с драмсопрано (Сантуцца) и с ролями масштабных, разноплановых личностей. Теплота и особая проникновенность, которую дарит своим героиням Кулаева, позволила ей убедительно создать Эболи «с человеческим лицом». Не интриганка, принужденная к раскаянию, а сильная, властная женщина, наделенная неотразимой красотой – даром роковым и жестоким, из-за отвергнутой любви своими руками превращающая собственную жизнь в кошмар. Найти меццо, способное одинаково качественно исполнить и подвижную песенку про фату, и беспощадную к голосу арию третьего действия – задача во все времена была непростой. И действительно, было очень трудно поверить, что сокрушительной мощи драматическое «сверло» в сцене у фонтана и «O, don fatale» принадлежит арсеналу той же певицы, которая виртуозно порхала по ориентальным фиоритурам «Nei giardin del bello». Катализировав действие Эболи сходит со сцены задолго до развязки, но роль в исполнении Агунды Кулаевой оставляет в зале эмоциональный заряд, висящий до финала подобно шаровой молнии.

Запомнившийся аристократическим холодом премьерный Филипп Дмитрия Белосельского был рассудителен даже во гневе и холодным разумом принимал противные своей душе решения. При столь высокой вокально-драматической планке особенно интересно было увидеть и услышать принципиально иную трактовку одного из сложнейших басовых образов. Солист Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Ульянов, спевший Филиппа II, как и исполнительница партии Эболи, совершил акт оправдания своего героя. Перед зрителями предстал полный достоинства монарх, чье самообладание не безгранично из-за зримых (и слышимых в голосе) рефлексий льва, неотвратимо теряющего силу. Филипп проигрывает все битвы: сыну, жене, Великому Инквизитору, а в финале и своему отцу, принимая необходимость жить дальше, как самое страшное наказание. Умение прочитать образ с чистого листа, найти нужный жест, позу, интонацию – особенности выделки роли Дмитрием Ульяновым. Эта партия стала для певца дебютом на Исторической сцене, но объемный и полетный, богато насыщенный обертонами бас заполнял зал настолько уверенно и естественно, что не оставалось сомнений в том, что этот голос создан для главной российской сцены.

Формально выполнив журналистскую задачу – рассказав о новых вводах в постановку, невозможно поставить точку, не упомянув об артистах Большого театра, уже знакомых по предыдущим сериям спектакля.

Родриго, рыцаря без страха и упрека, убедительно спел и сыграл Эльчин Азизов. В его исполнении аристократические условности маркиза, ставшего герцогом, отходят на второй план. Главная черта его Родриго – надежность и открытость, передаваемые широкими, ясными жестами и способностью даже «гвоздевые» форте петь в какой-то особой, уютной и по-дружески располагающей манере.

В представленной на сцене Большого театра миланской версии «Дона Карлоса» образ Елизаветы Валуа лишен единственной светлой страницы зарождения чувства в любовном дуэте. Три с половиной часа играть и петь беспросветную трагедию – трудная, изматывающая задача, но тем сильнее впечатление, когда она блестяще решается. В образе Елизаветы царила Анна Нечаева, чье человеческое обаяние и драматический талант, помноженные на красоту и техническую оснащенность голоса производят особенно сильное впечатление именно в ролях, исполненных трагизма. В исполнении певицы финальная ария «Tu che le vanita» не ощущается ни сложной, ни объемной – отточенное пение и щедрое, до краев, эмоциональное наполнение заставляют, затаив дыхание слушать эту искреннюю ностальгическую исповедь героини.

Сейчас уже кажется странным, что в премьерном составе приглашенным был даже артист, певший партию Великого Инквизитора. После того, как на премьерных спектаклях друг за другом Инквизитора представили Вячеслав Почапский (по замене) и Петр Мигунов, у слушателей появился резонный вопрос о целесообразности практики приглашения певцов на эту небольшую, но непростую и значимую партию. Певший в этот раз Петр Мигунов просто поражает досконально проработанным и дополненным удачным гримом пластическим решением образа 90-летнего слепца, несмотря на физическую немощность не выпускающего из рук власть даже над королем. Артистизм певца обеспечивает калейдоскопическую смену вокальных красок: Инквизитор предстает и раздражительным стариком, и жестоким деспотом, и хладнокровным убийцей. Ледяные мурашки вызывает не «пугание» голосом, а, напротив, сдерживание аффектации и ювелирный баланс жизненной правды и театральной условности.

Даже небольшая роль Монаха оставила чувство мастерски сделанного образа, благодаря исполнению Николая Казанского, обладателя звучного, выразительного баса. Легко парил над сценой аутодафе Голос с Неба Кристины Мхитарян. Женский хор в первом действии был игрив и легок, как тончайшее сарацинское покрывало.

Оркестр под управлением Джакомо Сагрипанти оставил ощущение четкой профессиональной работы и, пожалуй, более осторожной в сравнении с раскованной эмоциональной манерой премьерного дирижера Роберто Тревиньо. В этот день еще один дебют состоялся в оркестре – знаменитое виолончельное соло перед арией Филиппа исполнил Георгий Колесов.

Если репертуарная политика Большого театра пока, в силу инерции, представляет процесс, о результатах которого говорить еще рано, то модернизация политики составов уже приносит плоды. В штате появляются исполнители высокого уровня, которым вполне под силу реставрировать и преумножать репутацию Большого театра, как одного из ведущих оперных домов мира.

Фото автора

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

Дон Карлос

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ