Все театры в гости к нам

Все театры в гости к нам
Оперный обозреватель

В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац состоялась конференция Ассоциации музыкальных театров России, в рамках которой руководители крупнейших театров России обсудили самые разные проблемы музыкального театра и познакомились с довольно радикальными проектами молодых композиторов и режиссёров.

О соотношении новаторства и традиций в опере ведутся споры давно. Опера, возможно, наиболее подверженный стереотипам и стандартам жанр, и нововведения, к которым быстро и легко привыкают ценители драматического искусства, оперные меломаны долго и пристрастно обсуждают. Еще более острым кажется вопрос, связанный с нововведениями в детском музыкальном театре. Но факт налицо – для самой широкой детской аудитории возможно ставить и авангард, и современную оперу, и делать модерновые постановки.

Всё это на протяжении своего руководства московским Детским музыкальным театром имени Наталии Сац удаётся продемонстрировать режиссёру Георгию Исаакяну. Заняв пост художественного руководителя этого театра в 2010-м, Исаакян доказал что детско-юношескому восприятию подвластны и постановки Михаила Фокина, представленные этим реформатором балетного искусства в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева, и современная опера – «Съедобные сказки» Михаила Броннера с успехом идут уже два сезона. А самым радикальным опытом Театра Сац был опыт постановки спектакля «Маленький Арлекин» на музыку крупнейшего композитора-авангардиста ХХ века Карлхайнца Штокхаузена. Последняя постановка – это удачный пример копродукции Театра Сац и таких авторитетных оперных домов Европы, как мюнхенская Баварская опера, Ковент-Гарден (где премьера «Маленького Арлекина» намечена в 2015 году), а инициатор постановки – венский камерный театр «Ташенопер» никогда не осуществил бы этот проект без столь статусных партнёров из Москвы и крупнейших центров Европы. «Копродукция - это практика, которая многие десятилетия существует во всем мире, и для нашей страны этот опыт крайне важен», - этим тезисом Георгий Исаакян открыл конференцию Ассоциации музыкальных театров России, прошедшую при поддержке Министерства культуры и в партнерстве с СТД РФ и известными театральными сообществами Европы Opera Europa и RESEO.

Обсуждению перспектив и реальных совместных проектов было посвящено закрытое заседание участников конференции в Большом театре, участниками которого стали директора театров из разных уголков России и стран СНГ, входящие в состав Ассоциации. А целый ряд вопросов обсуждался в режиме круглых столов и открытых дискуссий в Малом зале Театре Сац. В живой атмосфере прошли заседания, посвящённые детскому театру. Участники этой, «детской» части программы конференции выслушали доклады разных специалистов в этой области, среди которых были Хельмут Геффке и Йоханна Кайзер из берлинского Государственного Театра Детей, Роксана Сац, возглавляющая литературно-педагогическую часть театра, принимавшего в своих стенах конференцию. А выступление заместителя директора по работе со зрителями петербургского театра «Зазеркалье» Татьяны Черновой подвело итог самым разным опытам работы с детской аудиторией петербургских театров: БДТ, Александринского и Мариинского театров, музея-квартиры Шаляпина и, конечно, самого «Зазеркалья». Екатерина Гаева, возглавляющая образовательную программу «Школа театрального лидера» в Центре Мейерхольда, рассказала о так называемом «бэби-театре», рассчитанном на детей от полугода до трех лет, а Варваре Коровиной, куратору проекта «Театральный класс» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, удалось продемонстрировать принципы театра для самых маленьких на участниках конференции, убедив два десятка солидных театральных деятелей самых разных возрастов и специальностей встать в круг и… поиграть в театр. Что, впрочем, вызвало полнейший восторг всех присутствующих.

Не менее живой атмосферой отличалась и самая экспериментальная часть конференции – «Лаборатория молодых композиторов и режиссёров», в рамках которой молодые авторы и постановщики могли представить свои замыслы или уже готовые проекты спектаклей прибывшим на конференцию руководителям театров. Перспектива пообщаться с потенциальными работодателями увлекла многих молодых специалистов. А степень оригинальности идей и смелость замыслов, которые продемонстрировали начинающие мастера театрального искусства, вдохновили, пожалуй, даже самых скептически настроенных слушателей этой части конференции. Согласитесь, необычным можно признать видение режиссёром Василием Заржецким триптиха одноактных опер Пуччини «Плащ», «Сестра Анжелика» и «Джанни Скикки» как «трёх одноактных историй грехов человеческих». Сценография опер аллегорически воплощает семь смертных грехов, владеющих человеческими душами: гнев и похоть повелевают душами героев оперы «Плащ», гордыня завладела героями «Сестры Анжелики», а в «Джанни Скикки» все семь смертных грехов дефилируют на подиуме, трансформирующемся в финале в помост виселицы. Сам режиссёр определил столь радикальную трактовку романтических опер Пуччини, как опера-мистерия, средневековый миракль. И этот жанр средневекового представления стал стимулом фантазии многих молодых постановщиков. Вот и режиссёру Елизавете Бондарь герои оперы «Дон Жуан» Моцарта видятся как ожившие персонажи средневековых фресок, а Командор и Дон Жуан – пришедшие на белый свет демоны из чистилища. В готической стилистике решена и постановка Елены Артюхиной еще одной новой музыкальной партитуры, представленной в рамках презентации молодых постановщиков: оперы-мюзикла «Кентервильское привидение» на музыку Владимира Баскина. Однако, довольно ироничную историю Уайльда, авторы и постановщики этого спектакля видят как драматичный рассказ о потерявшем себя человеке, бесцельно прожившем жизнь и так и не нашедшем себя в земном мире. А уже готовый макет декораций рок-оперы «Дракон» на музыку Д.Марина по знаменитой сказке И.Шварца, представленный художницей Алиной Алимовой, отсылал наоборот, не в прошлое, а в будущее – по замыслу постановщиков в их музыкальной версии сказки Шварца действие будет разворачиваться через 300 лет после Третьей мировой войны.

Пожалуй, самым оригинальным был проект, представленный композитором Александром Маноцковым и режиссёром Александром Созоновым, которые рассказали о замысле постановки оперы «Сон Немо», первоисточником которой стали… комиксы. Известные американские комиксы «Немо в стране снов» с своё время стали и основой мультфильмов Диснея, в США на их сюжет написана и опера. Но она, по мнению постановщиков представляемого проекта, очень инфантильная, примитивная. Нашим авторам видится более жесткая, но и вместе с тем более увлекающая современных детей трактовка истории о том, как мальчик Немо во сне превращается в героев и спасает мир от злодеев. «Не надо бояться напугать детей, вспомните русские сказки – сколько в них ужасов», - призывал Александр Маноцков. «Наша опера – это экстремально высокое искусство!» - подвёл итог Александр Созонов. А ученик Маноцкова, 26-летний композитор Юрий Лобиков показал видеозапись фрагментов своей оперы «Охота на Снарка» по мотивам одноименного произведения Льюиса Кэрролла. Эта опера была поставлена в 2012 году Кириллом Серебренниковым, а теперь ждет своего нового воплощения.

Удивительную трактовку оперы «Альцина» Генделя предложил режиссер Олег Еремин, известный постановками и актерскими работами в Александринском театре. В интерпретации Еремина «Альцина» - это кукольный спектакль с участием певцов и живого оркестра, предназначенный для семейного просмотра. Говоря о своем замысле, Еремин сравнивал его со спектаклями знаменитого Театра марионеток в Зальцбурге, однако кукольный мир в его постановке предполагается соединить с сюрреалистическими картинами-инсталляциями.

Подводя итоги конференции, глава Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян подчеркнул, что поиском молодых режиссеров и художников необходимо заниматься. В этом отношении лаборатория, представленная в рамках конференции Ассоциации музыкальных театров России, представляется уникальной площадкой, позволившей руководителям театров самым непосредственным образом познакомиться сразу с целым рядом молодых постановщиков и их проектов. Вполне возможно, что уже скоро какие-то из них мы увидим на сценах отечественных театров.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Детский музыкальный театр

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ