Три века «Опера комик»

Евгений Цодоков
Главный редактор
У словосочетания «Опера комик» – два значения. Наряду с названием знаменитого парижского музыкального театра, оно обозначает еще и жанр оперного искусства – французскую комическую оперу, сыгравшую огромную роль в становлении и развитии оперного искусства Франции, да и в целом оперы, как уникального феномена европейской культуры Нового времени. Взаимосвязь театра «Опера комик» и жанра безусловна. Более того, эта театральная сцена, можно сказать, родилась под воздействием зарождающегося нового жанра, а затем дала ему профессиональную путевку в жизнь, благодаря чему комическая опера в ее французском национальном варианте явила миру множество незабываемых шедевров мировой оперной классики.

К 300-летию со дня основания театра

В нынешнем театральном сезоне свой 300-летний юбилей отмечает знаменитый парижский музыкальный театр «Опера комик». Музыкальную общественность и французскую публику ожидает череда торжественных мероприятий, посвященных этой дате, начатая 13 ноября 2014 года торжественным гала-представлением с участием знаменитых певцов, артистов и деятелей культуры. Среди выступавших на праздничном вечере были Патрисия Петибон, Анна Катерина Антоначчи, Стефан Дегу, Венсан Ле Тексье, Оливье Пи, Мишель Фо и др. Перед публикой прошли этапы истории и самых выдающихся премьер театра за все годы его существования.

В интервью газете «Фигаро» накануне гала-концерта генеральный директор «Опера комик», популярный актер и режиссер Жером Дешам, который после 10-летнего управления театром летом этого года уступит свой пост известному соратнику Питера Брука Оливье Мантею, так образно охарактеризовал историю знаменитого парижского театра: «Это театр с давними традициями, почти неизвестными нынешней публике. Он прожил довольно хаотичную жизнь по сравнению с другими национальными театрами…», «в Гала-концерте будет элемент безумия, что характеризует атмосферу этого театра. Да, он серьезный, но в то же время очень легкий…»

С именем «Опера комик» связаны мировые премьеры многих выдающихся опер. Среди них – «Ричард Львиное сердце» Гретри, «Фра-Дьяволо» Обера, «Дочь полка» Доницетти, «Динора» Мейербера, «Миньон» Тома, «Кармен» Бизе, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Лакме» Делиба, «Манон» Массне, «Луиза» Шарпантье», «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Ариана или Синяя Борода» Дюка, «Испанский час» Равеля, «Человеческий голос» Пуленка и многих других, возможно, менее известных, но прекрасных произведений Гретри, Адана, Обера, Герольда, Галеви, Флотова, Берлиоза, Мейербера, Массне, Лало, Мийо, Денисова. Особое место в театре занимала и оперетта, знаменитые произведения Оффенбаха, Лекока, Рейнальдо Ана и др. Не много найдется театров со столь солидным послужным списком.

Сегодня мы предлагаем читателям познакомиться с увлекательной историей знаменитого французского театра, пережившего много катаклизмов – закрытия, слияния, переезды, пожары, и, тем не менее, продолжающего свое существование до сих пор.

1. Рождение театра

У словосочетания «Опера комик» – два значения. Наряду с названием знаменитого парижского музыкального театра, оно обозначает еще и жанр оперного искусства – французскую комическую оперу, сыгравшую огромную роль в становлении и развитии оперного искусства Франции, да и в целом оперы, как уникального феномена европейской культуры Нового времени. Взаимосвязь театра «Опера комик» и жанра безусловна. Более того, эта театральная сцена, можно сказать, родилась под воздействием зарождающегося нового жанра, а затем дала ему профессиональную путевку в жизнь, благодаря чему комическая опера в ее французском национальном варианте явила миру множество незабываемых шедевров мировой оперной классики. Впрочем, анализ французской комической оперы и ее особенностей не является целью сегодняшнего обзора. Наша основная задача – рассказать о важных вехах трехсотлетней истории замечательного театра. Поэтому суть жанра французской комической оперы мы затронем лишь в той мере, в какой это необходимо, чтобы почувствовать ту атмосферу, в которой была основана «Опера комик».

В конце 17 - начале 18 века французская народная театрально-музыкальная стихия ярко проявляла себя в городских ярмарочных представлениях, выражая демократические эстетические идеалы «третьего сословия». Самыми известными ярмарками в Париже были Сен-Жерменская (с февраля по апрель) и Сен-Лоранская (с июля по сентябрь). Здесь разыгрывались веселые представления, сценки с пением, пародировался «серьезный» аристократический оперный стиль. Популярности такой традиции во многом способствовали также и итальянские труппы, которые в 17-м веке появились в Париже, достигнув больших успехов, что выразилось в 1680 году в создании знаменитого театра «Комеди Итальенн», начавшего свои выступления в стенах Бургундского отеля.

Комедийная ярмарочная культура выдерживала жестокую борьбу с привилегированными сценами – Королевской Академией музыки, где культивировалась «серьезная» опера, и театром «Комеди Франсез». Эти официозные театры в условиях господства довольно жесткой административно-идеологической централизации художественной культуры Франции постоянно препятствовали распространению тех или иных видов народных представлений, видя в них угрозу своему творческому успеху и, что главнее, материальному благополучию. Поэтому временные театрики часто сносились, а ярмарочные труппы постоянно появлялись и исчезали. Зачастую им запрещалось во время спектаклей петь, а иногда даже и говорить. Труппам приходилось идти на удивительные уловки – так одно время даже возникли своеобразные немые «пьесы с надписями».

Кстати, именно эта борьба привела в 1697 году к временному закрытию «Комедии Итальенн», или, как иногда говорят, – «первому» изгнанию «буффонов» из Парижа (о «втором» - см. ниже). Это обстоятельство при всех своих негативных художественных последствиях в некотором плане дало простор для развития национальной оперно-комической стихии.

Вскоре к нему добавилось еще одно. С 1708 года «Опера» (так для краткости называли в те времена Королевскую Академию музыки) начала испытывать финансовые затруднения и стала приторговывать разрешениями для показа ярмарочных спектаклей, которые давались различным маленьким труппам. Воспользоваться этим удалось двум объединившимся ярмарочным коллективам – под управлением Катрин Барон и Готье де Сент-Эдме. Они смогли получить от «Оперы» привилегию на исполнение спектаклей с пением и куплетами и создание своего стационарного театра, получившего название «Опера комик». За солидную ежегодную плату новая труппа могла ставить пьесы, правда – дабы не создавать жанровой конкуренции королевским театрам – с условием, что музыкальные номера в них непременно бы чередовались с разговорными диалогами. Патент был получен 26 декабря 1714 года. Эта дата и считается днем основания «Опера комик».

Первое постановка нового театра была дана 3 февраля 1715 года на открытии очередной Сен-Жерменской ярмарки в одном из ее неказистых помещений. Ею стала пародия на лирическую трагедию Андре Детуша «Телемак» (либретто аббата Пеллегрена), созданная писателем и драматургом Алленом Лесажем (автором знаменитых романов «Хромой бес» и «Похождения Жиль Блаза») и положенная на музыку Жан-Клодом Жилье.

Лесаж внес важный вклад в развитие нового жанра комической оперы. Ставивший свои пьесы в театре «Комеди Франсез» он в 1712 году отказался сотрудничать с ним из-за препон, которые чинил ему привилегированный театр, опасавшийся сатирической силы его пера. После этого Лесаж сосредоточился на работе с ярмарочными театрами, в том числе в жанре музыкальной комедии. Характерной особенностью его пародийных комедий-водевилей являлось господство литературного текста, а музыка поначалу основывалась на ходовых мотивах уличных песенок. В дальнейшем комедия-водевиль эволюционировала и превратилась постепенно в комедию с ариеттами, для которых писалась уже оригинальная музыка. Так в общих чертах проходило становление французской комической оперы и параллельно с ней театра «Опера комик». Расскажем об этом немного подробнее.

2. Мытарства

Ранние годы существования «Опера комик» нельзя назвать безмятежными. Театр постоянно находился на грани закрытия и в течение нескольких десятилетий постоянно прекращал свою деятельность благодаря «высочайшим указам» и гонениям на пародийный жанр. В театре часто менялись хозяева и руководители. В 1724 году очередной патент на возобновление работы получил коммерсант Морис Оноре. Затем директором стал Буазар де Понто, который сам выступал комедиографом.

В 1732 году в истории жанра комической оперы произошло важное событие. Одну из комедий-водевилей под названием «Полишинель, граф Панфье» в маленьком театрике марионеток на Сен-Жерменской ярмарке представили два автора – сын знаменитого французского художника Никола Ларжильера и некий неизвестный сочинитель, инкогнито которого было раскрыто лишь в 1741 году, когда он создал имевшую оглушительный успех комическую оперу «Искательница ума». Его имя – Шарль Симон Фавар (1710-1792). Именно этот талантливый литератор, либреттист и композитор сыграл впоследствии существенную роль в истории «Опера комик».

В 1743 году в «Опера комик» на смену вконец разорившемуся Понто приходит новый директор Жан Моннэ, купивший у «Оперы», патент на шесть лет. Он приглашает Фавара в труппу, для которой последний не только сочинял новые пьесы-водевили, но и принимал участие в подготовке спектаклей в целом, по существу, как мы бы сказали сейчас, стал выполнять режиссерские функции.

Моннэ поставил дело на широкую ногу – вложив 12 000 ливров он провел ряд сценических усовершенствований, переоборудовал и украсил зал. Но главное – привлек для сотрудничества кроме Фавара целую группу талантливых соратников. Создание декораций и костюмов он поручил выдающемуся художнику Франсуа Буше, имевшему тесные связи при дворе. В качестве хореографа ангажировал именитого танцовщика Дюпре, который в свою очередь вскоре порекомендовал ему еще одного совсем молодого танцовщика-дебютанта – это был будущий знаменитый реформатор, «отец современного балета» Жан Жорж Новер. У «Опера комик» появился и прекрасный оркестр из 20 музыкантов. Все, казалось бы, шло замечательно. Театр имел большой успех, зал ежедневно был переполнен. Однако судьбе было угодно вновь нанести сокрушительный удар по блестяще развивавшемуся театральному делу. Сначала новый директор «Оперы» Берже, почувствовав конкуренцию, решил прибрать театр к рукам и аннулировал патент Моннэ. А тут еще и «Комеди Франсез» стала нападать на успешную труппу, в итоге добившись в 1745 году очередного высочайшего решения (ордонанса) о закрытии «Опера комик».

Начало новой эпохи в истории «Опера комик» датируется концом 1751 года. Но до этого целых шесть лет провел в скитаниях Моннэ, руководивший случайными антрепризами в Лионе, Дижоне, Лондоне. Еще более захватывающими были приключения Фавара. Его жену, эффектную танцовщицу Жюстину преследовал своими домогательствами маршал Морис Саксонский, в любовницах которого ходило пол-Франции, включая великую актрису Адриенну Лекуврер. Фавар, который в то время с женой и набранной им труппой «Походного театра» ездил за маршалом по городам Европы, развлекая его, вынужден был бежать с женой из Брюсселя, где они в то время находились, ибо Морис Саксонский выдал ордер на его арест. Драматург полгода отсиживался в подвале, а жену его схватили и заточили в монастырь. В какой-то момент Жюстина, не выдержав, вынуждена была уступить маршалу. Но тут осенью 1750 года Морис Саксонский скоропостижно умирает. И Фавар, простив жену, возвращается в Париж, чтобы вновь окунуться с головой в театральную деятельность.

К тому моменту Моннэ, заручившись с помощью друзей поддержкой всесильной мадам Помпадур, вновь добивается патента на возобновление деятельности «Опера комик». Королевский указ по этому поводу издан 21 декабря 1751 года. За месяц предприимчивый антрепренер энергично собирает труппу и 3 февраля 1752 года начинает новый сезон. А к июльскому открытию Сен-Лоранской ярмарки Моннэ уже возводит там новое театральное помещение.

3. Перелом

1752 год – переломный в истории «Опера комик». Столь же важный он и для французского оперного искусства в целом. Здесь переплелось много событий. В Париже оживилась деятельность «Комеди Итальенн», которой перестали препятствовать в показе пародий на спектакли привилегированных театров, а затем разразилась знаменитая дискуссия о путях развития оперы, получившая название «Войны буффонов». Началась она с памфлета «Письмо об Омфале» известного литератора Мельхиора Гримма, выступившего в защиту естественности и мелодичности итальянской музыки, ее большей выразительной силе в противовес французской. Его поддержал великий мыслитель Жан-Жак Руссо, который незадолго до этого как раз приступил к сочинению своего «Деревенского колдуна» – опуса в истинно итальянском буффонном духе, в форме комической интермедии. Эта опера Руссо, композитора-самоучки, что надо подчеркнуть особо, целиком омузыкалена, ритмически и гармонически организованные речитативы secco в ней перемежаются ариозными и ансамблевыми построениями, что, в целом, не стало типичным для дальнейшего развития французской комической оперы. Не исключено, что здесь сыграли свою роль полемический задор и удивительная прозорливость, с которыми Руссо противопоставлял свое следование итальянским традициям наперекор французским.

Интеллектуальный Париж в этой «войне» разделился на два лагеря – «угол королевы» (его сторонники, приверженцы «итальянщины» собирались в ее ложе в «Опере») и «угол короля», защищавший национальные французские интересы. Поначалу эта дискуссия была в значительной мере художественной и не носила острого политического характера. В такой атмосфере и с учетом жесточайшего репертуарного кризиса парижских театров «Опера», используя свою монополию на чисто музыкальные спектакли, решилась на неординарный шаг – пригласить к себе труппу итальянских «буффонов», которая в это время как раз с успехом гастролировала в Европе. И вот 1 августа 1752 года во время представления героической пасторали Люлли «Ацис и Галатея» на сцене «Оперы» была впервые представлена знаменитая интермедия Перголези «Служанка-госпожа». После скромно принятого публикой первого представления в дальнейшем успех интермедии нарастал с невероятной быстротой. А 18 октября в Фонтенбло состоялась приватная премьера «Деревенского колдуна». Оба события дали сильнейший толчок развитию национальной французской комической оперы, причем, в первую очередь в музыкальном плане. Музыкальные достоинства приобрели в ней основополагающее значение, впрочем, при сохранении традиционной для французов приверженности к слову, выразившейся в наличии разговорных диалогов.

Исторический парадокс заключался в том, что, когда опус Руссо добрался в марте 1753 года до Парижа и стал исполняться публично, в высшем обществе уже стали нарастать антибуффонные настроения, что, впрочем, уже не могло помешать победоносному шествию сочинения Руссо, продолжившемуся даже после предсказуемого «второго» изгнания итальянских «буффонов» из Парижа в 1754 году. Семена были посеяны – и они взошли…

Взошли в театре «Опера комик», где под директорством Моннэ вновь собрались Фавар, Буше и Новерр. Именно здесь 30 июля 1753 года состоялась сенсационная премьера оперы «Менялы» на сюжет из Лафонтена, ставшая второй после «Деревенского колдуна» подлинно буффонной оперой в итальянском духе, написанной французом. Впрочем, это обстоятельство открылось публике не сразу. Моннэ, обладая истинным талантом антрепренера, создал вокруг этой оперы интригу, распространив слух, что автором музыки является некий загадочный итальянец, живущий в Вене и знающий французский язык. После блестящей премьеры он раскрыл инкогнито автора – им оказался француз Антуан Довернь (1713-1797), скрипач «Королевской оперы». Некоторые историки французской музыки считают «Менял», по сути, первой настоящей французской комической оперой, написанной более динамично и профессионально, нежели опус Руссо.

Следующей вехой в истории «Опера комик» становится 1757 год. Он ознаменовался дебютом в театре композитора Э. Дуни (1708-1775) и уходом Моннэ, решившего оставить свой пост и передавшего руководство успешным театральным предприятием директорату из четырех человек, где важнейшую роль стал играть Фавар.

Именно в творчестве Дуни окончательно сформировался новый тип французской комической оперы – комедии с ариеттами, а которой мы говорили в начале нашего повествования. К моменту своего появления в Париже Дуни был уже опытным композитором, много лет проработавшим на сценах Италии. Его парижским дебютом в «Опера комик» стала опера «Художник, влюбленный в свою модель». Спустя два года в 1759 году здесь же раскрылось дарование еще двух столпов нового французского жанра – Франсуа-Андре Филидора (1726-1795). Пьера-Александра Монсиньи (1729-1817).

Между тем Фавар, чьим ремеслом кроме руководства театром продолжали оставаться комедии-водевили, не собирался сдаваться перед натиском нового жанра комедий с ариеттами. Он продолжал писать свои водевили по старым лессажевским «лекалам» с доминированием словесного текста над музыкой и ставить их на сцене «Опера комик». Одна из его пьес так и называлась «Тяжба ариетт с водевилями». Фавар сотрудничал также с «Комеди Итальенн», пытаясь наладить «мирное сосуществование» двух коллективов. Но у «итальянцев» дела шли все хуже и хуже. Пародии и комедии не выдерживали сравнения с ариеттами. Итальянцы попытались переманить Дуни, занимались интригами при дворе, дискредитируя ярмарочный «Опера комик». Интриги и связи возымели действие – 29 января 1762 года был издан высочайший указ о слиянии двух театров. Объединенная под эгидой «Комедии Итальен» труппа продолжила свою деятельность в Бургундском отеле. По иронии судьбы 17 марта 1762 года, спустя полтора месяца после слияния театров дотла сгорела Сен-Жерменская ярмарка – первое пристанище «Опера комик»…

Полная приключений деятельность «Опера комик» продолжалась теперь под эгидой «Комеди Итальен». Однако реальная жизнь взяла свое – и основой деятельности нового театра стала французская комическая опера нового типа. Именно здесь развернулось творчество Э. Мегюля, Н. Далейрака и одного из лучших представителей французского оперного искусства А. Гретри. Вполне естественным представляется, что в итоге в 1780 году указом короля театру возвращают название «Опера комик». О росте его влияния на французскую культуру говорит следующий факт – на государственные средства была выкуплена земля у известного политического деятеля герцога Этьена Франсуа де Шуазёля, на ней архитектор Жан-Франсуа Эртье в 1783 году возвел для театра величественное здание на 1100 мест, получившее неофициальное название «Первый Театр Фавара» (или «Зал Фавара»).

«Опера комик», наконец, обрела собственную творческую «гавань», где продолжила свою деятельность во славу французского искусства.

А далее последовали смутные годы Великой Французской революции, и, наконец, наступил романтический 19 век с его новыми веяниями, а с ними и новые административно-организационные преобразования в «Опера комик». Надо заметить также, что пути театра и французской комической оперы стали постепенно расходиться, в каком-то смысле перестали быть параллельными. Художественные интересы «Опера комик» перешли границы чисто комического жанра, стали более универсальными, хотя своих истоков театр никогда не забывал…

Продолжение →

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Опера комик

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ