Зал неизменно полон

На «Волшебной флейте» в Ковент-Гардене

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Сбалансированные декорации Джона Макфарлейна хороши тем, что смогли соединить столь разнообразные элементы в одном видении, и, может быть, за исключением бутафорского наивного бумажного дракона-змея в начале представления, по-прежнему актуальны и интересны. Особенно впечатляют светящийся глобус и другая атрибутика эпохи Просвещения, создающие очаровательное магическое визуальное настроение. Увертюра началась, на мой взгляд, несколько тяжеловато, хотя и торжественно мощными аккордами Зарастро, которые мы еще услышим во втором акте. Но уже с появлением трех дам, фей Царицы ночи – Шинед Малхерн, Надежды Карязиной и Клаудии Хакл музыка и пение наполняются светом и весельем, и ирландская, русская и британская певицы продемонстрировали великолепное трио.

Пьеса ли это с пением или комическая опера, популярная венская музыкальная комедия, или баллада о духовном просвещении – так ли важны сегодня эти музыковедческие тонкости? Как и то, почему вдруг возвышенная сказка приобретает серьезное религиозное звучание с политическим подтекстом, в котором безошибочно прослеживаются идеалы масонского ордена? С другой стороны – опера переполнена милыми нелепостями, но мы воспринимаем их как данность, и так было не только вчера или сегодня – с самого начала «Флейта» пользовалась огромным успехом, и нынче продолжает свое триумфальное шествие при полных залах. Ибо это – Моцарт! И этим все сказано.

1/3

Достаточно зрелая, 12-летняя постановка Дэвида Маквикара с поразительной регулярностью возвращается на сцену Ковент-Гардена (ассистировал Маквикару Томас Гатри). И понятно, почему – режиссеру удалось гармонично сплавить в единое целое обе стороны оперы – как ее серьезность, так и комедийность, непринужденно введя зрителя в сказочный мир, где волшебной флейте повинуются и люди, и сказочные существа.

Сбалансированные декорации Джона Макфарлейна хороши тем, что смогли соединить столь разнообразные элементы в одном видении, и, может быть, за исключением бутафорского наивного бумажного дракона-змея в начале представления, по-прежнему актуальны и интересны. Особенно впечатляют светящийся глобус и другая атрибутика эпохи Просвещения, создающие очаровательное магическое визуальное настроение.

Увертюра началась, на мой взгляд, несколько тяжеловато, хотя и торжественно мощными аккордами Зарастро, которые мы еще услышим во втором акте. Но уже с появлением трех дам, фей Царицы ночи – Шинед Малхерн, Надежды Карязиной и Клаудии Хакл музыка и пение наполняются светом и весельем, и ирландская, русская и британская певицы продемонстрировали великолепное трио.

Тоби Спенс (Тамино) обеспечивает чистый, плавный и элегантный вокал. Он впервые поет эту партию на сцене Ковент-Гардена, но у него была отличная возможность успешно «попрактиковаться» в Баварской опере, Валлийской, а также в Метрополитен Опера, а до этого в Колизеуме. Кстати, все больше певцов из АНО, Глайндборна, Валлийской оперы и других театров приглашаются нынче в Ковент-Гарден.

Его партнерша по сцене американское сопрано Джанаи Браггер – новичок в Королевской опере, однако ее исполнение, как вокальное, так и артистическое, были более чем перспективным. Она поет Памину с тональной ясностью, колоритно, в деталях, красиво подчеркнутых, а также искренне и трогательно, с какой-то истомой и сладостью.

Оба артиста визуально подходят друг другу, раскованно ведут себя на сцене и смогли продемонстрировать немалое актерское мастерство.

Папагено австрийского баритона Маркуса Вербы – парень сердечный, открытый, полон жизнеутверждающего оптимизма, он «отвечает» за комическую сторону оперы и делает это с потрясающим энтузиазмом, который по достоинству оценен зрителем, но при этом одинаково внимателен как к интонации, так и к тексту.

Весомым было появление на сцене немецкого баса Георга Цеппетфелда в партии Зарастро, в манерах которого, в поведении, в голосе чувствовалась сбалансированность, а звучный насыщенный бас идеально соответствовал роли.

В первый вечер мне показалось наименее успешным пение польской сопрано Анны Симинской, дебютировавшей в Королевской опере как Царица ночи. Симинска – не новичок в Ковент-Гардене, но ей предстояло исполнить очень сложную колоратуру, и жаль, что не все высокие ноты покорились певице в этот вечер, хотя образ Царицы ночи, созданный ею, яростный, властный, был верен.

Успешными оказались второстепенные роли – зловещий Моностатос в исполнении британского певца Колина Джадсона, дерзкая Папагена (Райан Лоис) и Бенджамин Беван в образе величественного Оратора. Три дамы и три мальчика – две впечатляющие команды, привнесшие в постановку определённый шарм.

Хор, как всегда, выглядел великолепно – были ли это грандиозные гимны или радостные праздничные песни. И хотя вначале оркестру потребовалось некоторое время, чтобы найти нужное звучание и динамику, впоследствии дирижер Корнелиус Майстер достиг баланса, безукоризненно проведя наиболее важные эпизоды.

Как написал сам Моцарт во время первых постановок «Волшебной флейты»: «Зал неизменно полон».

Зал был полон и в этот вечер.

Анонс:

«Волшебная флейта» – до 11 марта. 13 апреля 2015 в 19.30 можно услышать эту оперу на ВВС радио 3.
«Возвышение и падение города Махагони» Вайля–Брехта – с 10 марта — по 4 апреля 2015.

1 апреля 2015 Live Cinema – в кинотеатрах 93-х стран мира, в том числе и в России, будет идти прямая трансляция из Королевской оперы премьеры этой новой постановки Джона Фулджеймса.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Волшебная флейта

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ