Ирина Крикунова и «Паяцы» в Белорусской филармонии

Ирина Крикунова и «Паяцы» в Белорусской филармонии
Оперный обозреватель
Сравнивать полноценную постановку, которая идет на сцене Большого театра Беларуси (режиссер М. Панджавидзе), и концертно-сценическое представление оперы в филармонии бессмысленно – это абсолютно разные масштабы действа. Однако в обоих вариантах «Паяцев» есть один объединяющий момент: в общее действие включается территория зрительного зала. Так, в филармонии Сильвио выходит на сцену из зала, убегает от Канио через боковую дверь и наблюдает за спектаклем бродячей труппы из первого ряда зрительного зала. Вероятно, этим приемом подчеркивается иное положение данного персонажа по отношению к другим участникам оперы: Канио, Тонио, Пеппе и Недда – артисты, «паяцы», а Сильвио – из другой среды, он «из зрителей».

В Белорусской государственной филармонии состоялся юбилейный концерт российской певицы Ирины Крикуновой, который был приурочен к десятилетию сотрудничества солистки с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь (главный дирижер Александр Анисимов).

Пожалуй, именно концерт – знаменательная дата в творческой карьере Ирины Крикуновой – стал главным сюрпризом для зрителей, пришедших в филармонию. Дело в том, что афиша мероприятия была куда более «скромной» (к последствиям такой неточности еще вернемся в конце статьи): большими буквами сообщалось, что 10 марта состоится концертное исполнение оперы Леонковалло «Паяцы», и перечислялись фамилии исполнителей – Ирина Крикунова (Ростов-на-Дону), Франческо Аниле (Милан), Анджей Белецкий (Москва), Георгий Цветков (Самара), Юрий Городецкий (Минск). Реальность же превзошла ожидания зрителей, поскольку опера «Паяцы» прозвучала во втором отделении концерта, а в первом солисты «представляли» себя, т.е. исполняли арии из опер и оперетт.

Первое отделение концерта открывал «Тостом князя Орловского» из оперетты «Летучая мышь» Штрауса баритон Анджей Белецкий. К сожалению, оценить качество исполнения артистом этой арии оказалось проблематично, поскольку Белецкого просто не было слышно, его голос практически полностью был перекрыт оркестром, которым руководил в тот вечер Александр Анисимов. Позже стало понятно, что вины солиста в этом нет, просто знаменитый фрагмент оперетты был исполнен оркестром слишком напористо, экспрессивно и, пожалуй, чересчур громко!

Можно сказать, что в прелюдии к опере «Аида» оркестр все еще находился в поиске баланса и оптимальной громкости звучания; так, тема, которую исполняли медные духовые, слишком часто выходила на первый план и полностью затмевала тему струнных смычковых. А вот «Интермеццо» из оперы Масканьи «Сельская честь» и Andante из Сюиты для оркестра №4 Соль мажор «Моцартиана» Чайковского были исполнены практически совершенно. Запомнилось нежнейшее диминуэндо в финале Andante: звучание скрипок постепенно «затухло», в зале на несколько мгновений установилась полная тишина… и лишь потом последовали аплодисменты.

Солист Большого театра Беларуси Юрий Городецкий спел сцену и арию Герцога из второго действия «Риголетто» Верди. Юрий не поет эту партию на сцене Большого театра в Минске, тем интереснее было услышать его интерпретацию этого вокального фрагмента. Исполнение Городецким сцены и арии было очень деликатным, аккуратным, с тонкими нюансами фразировки. Его юный Герцог получился нежным, трепетным и даже каким-то ранимым.

Георгий Цветков, солист саратовской оперы, представил на суд зрителей арию князя Елецкого из оперы П. Чайковского «Пиковая дама». При ее исполнении в голосе Цветкова иногда проскальзывали жестковатые металлические нотки. Трудно судить, была ли эта краска привнесена солистом в исполнение сознательно или такова природная особенность голоса Цветкова, как и затруднительно дать ответ на вопрос, уместны ли такие нотки в арии Елецкого.

Гость из Милана Франческо Аниле исполнил знаменитую арию Калафа из оперы Дж. Пуччини «Турандот» и… разочаровал. «Nessun dorma» на слуху у всех любителей оперы, в свое время она была визитной карточкой Лучано Паваротти, который возвел ее в ранг оперного мега-шлягера, существуют многочисленные записи ее исполнения великими тенорами прошлого и настоящего, поэтому от певца, который заявляет в концерте арию Калафа, ожидаешь много! Если же чуда или хотя бы достойного исполнения не случается, тем более горьким становится разочарование! У Франческо Аниле – возрастной вокал (ему за пятьдесят), но минские любители оперы прекрасно знают, как могут петь теноры, которые разменяли шестой десяток, например, Теймураз Гугушвили. В верхнем регистре на forte голос Аниле звучал довольно сочно, ярко, звонко! Когда же солист постепенно убавлял звучность, переходил на piano и пел в среднем и нижнем регистре, то вся яркость и чистота куда-то пропадала, создавалось впечатление, что звукоизвлечение будто покрывалось патиной и становилось глухим. Вероятно, сам Аниле почувствовал, что с голосом что-то неладно, стал нервничать и заспешил при исполнении фразы «Ed il mio bacio scioglierà il silenzio…» (это, в свою очередь, отразилось на дыхании). А вот второе и третье финальные «Vincerò!» получились впечатляющими! Справедливости ради следует отметить, что публике исполнение Франческо Аниле арии Калафа понравилось, потому что именно этот солист в первом отделении концерта сорвал самую громкую и продолжительную овацию зала.

А теперь перейдем к виновнице торжества. Ирина Крикунова – обладательница лирико-драматического сопрано; ее немного матовый голос, по звучанию чем-то напоминающий Леонтин Прайс, достаточно подвижен, в нем есть и драматическая насыщенность, и легкость. Солистка была трижды удостоена почетного диплома российского фестиваля «Золотая маска». Ее репертуар весьма разнообразен: он включает более 20 партий (среди них Марфа Римского-Корсакова, Джильда, Виолетта, Тоска, Леонора Бетховена, Норма, Катерина, Зиглинда и др.).

В первом отделении концерта Крикунова исполнила арию Аиды «Ritorna vincitor», ариозо Лизы «Ах, истомилась, устала я» и вместе с Анджеем Белецким дуэт Леоноры и графа ди Луны («Трубадур»). Все три номера певица спела замечательно, а в последнем дуэте публика услышала, сколь свободно и грациозно солистка может исполнять легкие колоратуры, которыми насыщена партия Леоноры во второй части дуэта.

Во втором отделении концерта была представлена опера «Паяцы». И вновь зрителей ожидал сюрприз, поскольку опера Леонкавалло была дана не в концертном исполнении, а в форме semi-stage (режиссер – сама Ирина Крикунова), т.е. солисты пели в костюмах, разыгрывали мизансцены, использовался реквизит. Впервые в таком виде «Паяцы» были показаны на сцене Самарского академического театра оперы и балета в рамках концерта «Маэстро Александр Анисимов приглашает» в прошлом году. Следует отметить, что в Минск приехал практически тот же состав исполнителей: Ирина Крикунова – Недда, Анджей Белецкий – Тонио, Франческо Аниле – Канио, Георгий Цветков – Сильвио, только Юрия Городецкого можно считать новичком в этой команде, хотя партия Пеппе для него является хорошо знакомой, поскольку он поет ее в минском спектакле. В представлении оперы Леонкавалло в филармонии также принимал участие Государственный камерный хор Республики Беларусь.

Сравнивать полноценную постановку, которая идет на сцене Большого театра Беларуси (режиссер М. Панджавидзе), и концертно-сценическое представление оперы в филармонии бессмысленно – это абсолютно разные масштабы действа. Однако в обоих вариантах «Паяцев» есть один объединяющий момент: в общее действие включается территория зрительного зала. Так, в филармонии Сильвио выходит на сцену из зала, убегает от Канио через боковую дверь и наблюдает за спектаклем бродячей труппы из первого ряда зрительного зала. Вероятно, этим приемом подчеркивается иное положение данного персонажа по отношению к другим участникам оперы: Канио, Тонио, Пеппе и Недда – артисты, «паяцы», а Сильвио – из другой среды, он «из зрителей».

Для Ирины Крикуновой партия Недды в определенном смысле знаковая, поскольку именно в ней состоялся дебют солистки на сцене Ростовского государственного музыкального театра. Кроме того, Недда очень подходит Крикуновой, в этой партии солистка вокальными средствами способна выразить всю гамму чувств, которая переполняет ее героиню: легкость и лиричность в балладе, игривость и жеманность в комедии масок, мягкая теплота и нежность в дуэте с Сильвио, драматизм в сценах с Тонио и Канио.

В партии Тонио в полной мере раскрылся как вокальный (уверенно исполненный Пролог, проникновенное ариозо в сцене признания Недде), так и драматический потенциал Анджея Белецкого. По режиссерскому замыслу, неудачливый поклонник Недды из фигуры в чем-то комичной перерождается в персонаж зловещий. Этот эффект достигается мелкими, но точными штрихами: именно Тонио, намеренно оказавшийся в «нужный момент» на сцене, вкладывает в руку Канио нож, он преграждает дорогу Пеппе и не дает тому предотвратить непоправимое. Поэтому финальная реплика Тонио «La commedia è finita!» приобретает несколько иное звучание – это не констатация трагического факта, а завершение удачно реализованного плана мести, жирная точка.

В партии Канио с лучшей стороны проявил себя Франческо Аниле: проблемы, которые возникли при исполнении «Nessun dorma» в первом отделении, благополучно исчезли; в роли несчастного Паяца Аниле чувствовал себя хозяином положения, его голос звучал достаточно ярко во всех регистрах. В знаменитой арии итальянский тенор вновь порадовал публику тем, за что так щедро был одарен аплодисментами в первом отделении, – уверенными сочными верхними нотами. Следует отметить, что при исполнении речитатива и арии Франческо Аниле не впал в излишний мелодраматизм и обошелся в финале без бурных рыданий.

Исполнение партий Сильвио и Пеппе Георгием Цветковым и Юрием Городецким также было достойным. Следует отдать должное, в этом составе исполнителей не было «слабого звена», все солисты исполнили партии хорошо, каждый в полной мере продемонстрировал свои вокальные возможности.

А вот завершение рассказа о концерте вынужденно будет минорным. Самым большим разочарованием вечера стал полупустой зал филармонии! Думаю, что не последнюю роль в этом сыграла неточная информация на афише мероприятия! Почему не «Юбилейный концерт Ирины Крикуновой», «Ирина Крикунова и друзья» или «Ирина Крикунова: 10 лет с белорусским оркестром» (именно так был назван концерт в программке)? Кого в Минске в нынешнем сезоне можно удивить исполнением «Паяцев», да еще и концертным?! Во-первых, в декабре (три месяца назад) в рамках V Минского международного Рождественского оперного форума на сцене Большого театра Беларуси с большим успехом прошла премьера оперы в постановке Михаила Панджавидзе, до сих пор в театре продолжаются премьерные показы «Паяцев». В-вторых, цены на билеты были не самыми демократичными (для не весьма богатых любителей классической музыки и академического пения Беларуси), если учесть, что изначально ожидалось лишь концертное исполнение оперы, продолжительность которой составляет немногим около часа с четвертью. И только придя в зал публика поняла, что ее ожидает действие, гораздо более масштабное – концерт, состоящий из двух отделений!

После завершения концерта поймала себя на мысли, что наряду с яркими положительными эмоциями осталось ощущение свершившейся несправедливости: это неправильно, когда из-за досадной неточности не происходит встреча слушателей с Прекрасным, встреча Ее Величества Оперы и ее преданных почитателей. Такого быть не должно!

А всем участникам концерта – спасибо за доставленное удовольствие.

На фото: Ирина Крикунова и Александр Анисимов

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Паяцы

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ