Фауста было за что осудить

«Осуждение Фауста» в Большом зале консерватории

Владимир Наумович Ойвин
Оперный обозреватель
Единственная женская сольная партия Маргариты очень пристойно исполнена солисткой Белорусской оперы Оксаной Волковой. Она, кстати, исполняла эту партию в 2011 году на открытии сезона в Опере Ниццы на Лазурном берегу Франции. Партия Маргариты немаленькая. Она полностью занимает первую картину четвёртой части. А в третьей части Маргарита поёт лиричную песню о фульском короле про верность до гроба. Если и есть к её вокалу некоторые претензии, то в области стилистики романтизма и общего вкуса. Местами Волкова звучала немного тяжеловесно. Но в целом её участие украсило общую картину, особенно на фоне почти провальных Фауста и Мефистофеля.

Драматическая легенда Гектора Берлиоза для оркестра, хора и солистов «Осуждение Фауста» прозвучала 14 марта в Большом зале Московской консерватории в исполнении Российского национального оркестра, Хора Академии хорового искусства им. В. С. Попова и интернациональной группы солистов.

Публики на этом концерте собралось совсем немного – настолько, что был закрыт 2-й амфитеатр. Да и состав её был довольно случаен. Дело в том, что в тот же вечер в Концертном зале им. Чайковского давали «Фиделио» Бетховена в концертном исполнении и многие меломаны и музыкальные журналисты ринулись туда.

«Осуждение Фауста» – это что-то среднее между ораторией и концертным исполнением оперы. Музыка красивая, но не бог весть какая глубокая.* Кто бы ни брался за этот сюжет в 19-м веке – действие вертится вокруг «Погребка Ауэрбаха» и Маргариты. И, конечно, в окружении больших народных масс, солдат, пьяниц и т. п.

Основная вокальная нагрузка у Берлиоза ложится на исполнителей партий Фауста и Мефистофеля. Оба певца с этой ношей, прямо скажем, не очень-то справились. Чешский тенор Павел Чернох, правда, пел по замене, но это с трудом можно назвать пением. Скорее мы слышали мелодекламацию, причём нередко фальшивую. Да и верхов у него практически нет. Вполне закономерно, что за такой вокал он был осуждён и ввергнут в бездны ада.

У Мефистофиля – английского бас-баритона Эндрю Фостер-Уильямса, вокал получше, но тоже не без проблем. На низах он временами так форсировал голос, что почти рычал. Это должно было, видимо, означать, что он в образе Мефистофеля. Наверно, библию англичанин знает и помнит евангельское сравнение Дьявола со «львом рыкающим, ищущим кого поглотить» (1-е послание Петра, гл. 5, ст. 8). И всё это на фоне нескрываемого удовольствия от самого себя и вычурного поведения на сцене.

Лучшим среди солистов-мужчин стал бас из «Геликон-оперы» Дмитрий Скориков, хорошо спевший свою «Песню крысы» Брандера, пьяного собутыльника в «Погребке Ауэрбаха».

Единственная женская сольная партия Маргариты очень пристойно исполнена солисткой Белорусской оперы Оксаной Волковой. Она, кстати, исполняла эту партию в 2011 году на открытии сезона в Опере Ниццы на Лазурном берегу Франции. Партия Маргариты немаленькая. Она полностью занимает первую картину четвёртой части. А в третьей части Маргарита поёт лиричную песню о фульском короле про верность до гроба. Если и есть к её вокалу некоторые претензии, то в области стилистики романтизма и общего вкуса. Местами Волкова звучала немного тяжеловесно. Но в целом её участие украсило общую картину, особенно на фоне почти провальных Фауста и Мефистофеля.

Украшением концерта явились Хор академии им. Попова, Российский национальный оркестр и, безусловно, дирижёр Василий Синайский, собравший всю исполнительскую массу в одно стилистическое целое. Под его управлением оркестр в этот вечер играл на уровне своих лучших лет – чисто, сбалансированно по группам. Очень хорошо провёл Синайский симфонические эпизоды партитуры, особенно бешеную скачку Фауста и Мефистофеля по дороге (как оказалось, ведущей в ад).

В Эпилоге хор возвещает, что Фауст осуждён на вечные муки в аду, а Маргарита прощена. Почти как в «Демоне»: «Она страдала и любила – и рай открылся для любви!»

Комментарий главного редактора

* Соглашаясь в целом с мнением автора рецензии относительно характеристики «Осуждения Фауста», все-таки, хотелось бы сделать важное уточнение. Ощущение отсутствия особой глубины некоторых страниц берлиозовской музыки имеет под собой неординарные причины, коренящиеся в эстетике композитора, которую можно было бы в самом общем виде охарактеризовать как неуравновешенную и тяготеющую к эклектике. Да и театральность стиля, присущая Берлиозу, слишком часто приводила к господству внешнего над внутренним. Именно это отвращало от него Петра Ильича Чайковского, который, по словам Модеста Ильича, «воздавая должное ему как великому реформатору, главным образом в инструментовке, энтузиазма к его музыке не испытывал». Мне уже доводилось подробнее писать об этом в статье «Серьезное веселье, или Адекватный Берлиоз».

Что касается конкретно «Осуждения Фауста» – музыка эта весьма французская по изысканности и элегантности звучаний и интонаций (особенно в лирических местах), которые так блистательно впоследствии развил Гуно, однако усложненная неожиданными модуляциями, бесконечными хроматизмами и изощренной полифонией, но... лишенная при этом непосредственности и искренности. Такое впечатление, что композитор не «изливает» свою душу, а конструирует текст, постоянно «комплексуя» по поводу самобытности своего творения. Словно корабль, попавший в шторм, опус «лавирует» между различными интонационными «берегами» – как только его «прибивает» к какой-нибудь «земле», тут же следует поворот в другую сторону. Вот и мечется музыкальная мысль среди претендующих на оригинальность тематических разработок и банальных каденций, между чуть ли не барочной старинной вязью и легким оффенбаховским эфиром. Такой эклектизм имеет далеко идущие последствия и прямиком адресует слушателя к 20 веку – от Рихарда Штрауса и Малера вплоть до Шнитке и Канчели. Внимая отдельным страницам берлиозовской партитуры так и кажется, что живи композитор в наши дни, он смог бы писать эффектную киномузыку. Загадочная сила искусства заключается, однако, в том, что все эти «высоколобые» рассуждения могут быть разбиты, подчас, одним махом: понимаешь вроде бы умом все вышесказанное, а в процессе живого восприятия вдруг возникает ощущение какой-то болезненной тяги к этим «неправильностям»…

Автор фото — Евгений Добров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ