Нина Минасян: «Я люблю все музыкальные жанры»

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент
Актёрское мастерство – один из главных аспектов нашей профессии и проблема для многих певцов. Потому что над голосом, вокальной техникой при взрослении уже начинаешь уметь работать самостоятельно, а для сценического рисунка роли необходим кто-то сторонний. Сейчас такое время, когда в опере тоже всем нужна «картинка» ,чтобы исполнители хорошо выглядели не только из зала, но и на HD экране, чтобы всё и все были красивы. Бывает даже, что в погоне за внешней привлекательностью персонажей качество их пения уходит на второй план. Конечно, это неправильно, порой обидно! Голос в опере превыше всего. Уроки актёрского мастерства в Молодёжной программе вели у нас Сергей Терехов и Денис Азаров. Я им очень благодарна. Но занятия в классе, различные этюды, упражнения на раскрепощение не заменяют настоящей сценической практики. Работа над конкретной партией уже с режиссёром спектакля – вот настоящая актёрская школа, дающая ощутимый результат.

Имя молодой приглашённой солистки Большого театра сопрано Нины Минасян уже известно среди завсегдатаев недавних оперных премьер и концертов. Симпатию вызывает и тембр её тёпло-звонкого голоса, и природная музыкальность, и ловкая на сцене миниатюрная фигурка с точёным восточным профилем. В январе 2015 авторитетный американский журнал Musical America назвал Нину «новой артисткой месяца». Мы в редакции тоже решили, что пора встретиться и поговорить с этой обаятельной певицей. Беседу ведет Татьяна Елагина.

1/3

Т. Е. Нина, давайте, по традиции, начнём с Вашего детства, какая музыка там звучала?

Н. М. Сколько себя помню, всегда пела, с 5 лет точно! В детстве в основном народные песни и мелодии. И поскольку в армянском фольклоре преобладают мелизмы, смены ладов, всяческие восточные украшения, то думаю, ещё тогда натренировала себе подвижность гортани. В музыкальной школе у нас был кружок, где пели народные песни. Потом я поступила в одну из лучших в Ереване музыкальную школу им. Чайковского на отделение «академический вокал». Проучилась там 6 лет и в 18 лет поступила в консерваторию на вокальный факультет.

То есть, Вы начали профессиональное обучение в 12 лет? Так рано?

Да, мой голос тогда уже сформировался. Говорили даже о природной постановке, что редко, но встречается.

Кто-то в семье есть ещё голосистый?

Красивые голоса у всех в семье, но музыкантом стала только я. Но зато меня никто не отговаривал и не препятствовал избранию профессии. Особенно всегда поддерживала мои артистические стремления мама. Я же с детства такая весёлая, всё пела и танцевала! Пела народную музыку, а слушать любила классику ещё тогда.

Моим единственным преподавателем в Ереванской консерватории стала Нонна Борисовна Мелкумова. Повезло в этом смысле. Когда была выпускницей, к нам в Ереван на прослушивание приехала Екатерина Аполлоновна Вашерук, старший концертмейстер Молодёжной программы. Я даже не хотела участвовать, не представляла себя в России, хотелось если уж уезжать из родного дома, то сразу в Европу. Но уговорили – спела, и понравилась. Потом уже в Москве были 2-й и 3-й туры, и Дмитрий Юрьевич Вдовин решил меня взять в Молодёжку. Когда переехала в Москву – быстро полюбила и город, и Большой театр, хотя по началу пугали размеры российской столицы и безумный темп жизни. И вот уже второй год являюсь приглашённой солисткой Большого театра.

При том, что родились и выросли в Ереване, у Вас очень хороший русский язык с минимальным даже не акцентом – мягкой такой интонацией. Хотя знавала культурнейших армян, музыкантов, проживших в Москве по 30-40 лет, которых понимать по-русски приходилось с трудом.

В семье у нас говорили только по-армянски. Русский я учила в школе. Плюс моя педагог, Нонна Борисовна, поскольку она Бакинская армянка, общалась со студентами по-русски. Когда приехала в Москву 4 года назад – акцент был сильнее, работала здесь с педагогами по языку. Приятно, что не зря старалась!

Наверное, и другие иностранные языки Вам хорошо даются?

Уже несколько раз пела в Германии, но пока общаюсь с немцами по-английски. На свой уровень языка не жалуюсь, понимаю и говорю без переводчика. Но постоянно совершенствую его. Сейчас пришло время взяться за итальянский, чтобы свободно общаться на нём с коллегами. И просто придётся выучить немецкий, раз неплохо складываются ангажементы в Германии.

Давайте поговорим о спетом в Большом театре. Начнём с последнего достижения –Джильда в постановке «Риголетто» Роберта Карсена. При в основном негативных отзывах о спектакле в целом, о Вашей Джильде услышала очень лестное мнение музыкантов.

Знаете, вот бывает так: Джильда считается вокально очень сложной, а мне всё в ней удобно, приятно, люблю эту партию! А когда так любишь – само собой всё получается. Считаю, что это полностью моя роль и собираюсь её петь очень много везде.

Не обсуждая режиссуры в целом, но ведь страшно и неудобно петь «Caro nome» в воздухе на трапеции? Стоя на полу, наверняка, надёжней!

Я очень боялась этого циркового трюка. Ещё и репетиций у меня был минимум. Все основные сценические я «прогуляла» - был дебют в Берлине в «Дойче опер» с Царицей ночи. И вот единственный мой прогон, говорят: «Садись на качели!» А в голове – ария такая сложная, ювелирная, как я смогу? И вдруг вспомнила, как сидела на Генеральной репетиции в зале, смотрела на коллег. Из зала то всё красиво! Юная девушка поёт о любви, мечтает о счастье, свободе, её воздушный полёт читается по музыке. Стало спокойно и приятно, даже понравилось! Тем более, открою секрет, страховка на поясе у нас там есть.

Раз мы в теме этой постановки, где всех шокировали обнажённые ягодицы Герцога, то сразу вопрос: а какие для Вас табу в так называемой «режопере»? Обычно девушки совсем раздеваться декларативно отказываются. А что ещё?

Я тоже не выйду голой на сцену, просто не выйду! Вот как раз теперь поняла, что страх высоты могу преодолеть. И какие-то моменты не очень полезные для здоровья, вроде босых ног, плескания водой или еды на сцене допускаю, если они оправданы замыслом и эстетично смотрятся. Главное, чтобы трюки не мешали пению. Но если ты умеешь петь –споёшь в любом состоянии, хоть вниз головой. Другой вопрос, а как это выглядит? К сожалению, часто подобные «находки» вставляются в спектакли для скандала. Тогда я против, и как зритель, и как артистка. Хотя, конечно, степень несговорчивости певца с режиссёром зависит от того, чей статус выше.

Как Вы определяете свой тип голоса?

Затрудняюсь с ответом. Не считаю себя чистой колоратурой, но и лирико-колоратурным сопрано назваться на сто процентов не могу. У меня сложный аппарат. Голос высокий, довольно крепкий. Но выгодней петь высокий репертуар. Долго искали с Дмитрием Юрьевичем, делали мою первую большую партию, Царицу ночи, почти три года.

Совсем скоро премьера «Свадьбы Фигаро», есть ли Вы в Сюзаннах?

Нет, эта не моя партия. Моцартовские «субретки» мне не подходят. Кроме спетых Царицы ночи и Деспины у меня очень хорошо идёт Констанца из «Похищения из сераля». Ее пока только для себя учила.

Две такие разные, но в чём-то схожие героини Моцарта уже в Вашем багаже: Царица ночи и Деспина.

Да, Ночь – она такая ведьма, страшноватый персонаж. А Деспина – «чертёнок в юбке», как пишут музыковеды, и отчасти дирижёр всей любовной интриги. В этом, наверное, некоторое сходство образа с Царицей. Но чисто музыкально, вокально, вернее, тесситурно, это совершенно разные партии. Деспину ведь поют и крепкие сопрано, даже меццо, например, Агнес Бальтса.

Есть такое мнение среди певцов старшего поколения, прочла в интервью Ферруччо Фурланетто, и вторила ему уже при личной встрече Кэролл Ванесс, что Моцарт – практически лечебный композитор для большинства певцов. Пение в его операх вырабатывает правильную технику и способствует вокальному долголетию.

Да, Моцарта никогда не споёшь без техники и настоящей школы. Если русскую музыку можно иногда спеть силовым методом, на крепком здоровье, то в партиях Моцарта важнее не объём и «громкость» голоса, а филигранное владение инструментом. Самое главное в нашем деле – петь свой репертуар.

А что с русским репертуаром? Пока только Половецкая девушка в «Князе Игоре»?

Ну, это только красивая песня, а не партия как таковая. Очень бы хотела, просто мечтала, и знаю, что получится Шемаханская царица. Иногда пою её арию в концертах, а когда ставлю её в программах зарубежных прослушиваний – почти всегда просят исполнить. Безумно красивая, непохожая ни на кого музыка Римского-Корсакова!

Поговорим о камерном репертуаре. Несколько романсов Чайковского, причём в разных концертах прошлогоднего марафона из «Всех романсов», организованного Семеном Борисовичем Скигиным, прозвучали у Вас очень проникновенно. А что ещё нравится из камерной музыки, какие планы в этом жанре?

Есть потрясающие песни Шуберта, но пока мне самой не нравится, как они у меня звучат.

А как вы в принципе себя со стороны оцениваете?

Ой, моя самокритика доходит до самоедства, это часто даже мешает. Самокритика –хорошее качество, заставляющее работать и совершенствоваться. Но иногда начинаются «тараканы», не дающие тебе освобождаться и получать удовольствие от самого процесса музицирования.

Одна очень хорошая, умная певица сказала так же, в интервью: «я бы дорого отдала, чтобы хоть однажды послушать себя со стороны, из зала. Звукозапись не отражает абсолютно верного звучания голоса»

Вот именно! Наше собственное восприятие своего пения обманчиво. И по записям судить можно только относительно. Мне кажется, что не лучшим образом мой голос ложится на фонограмму. Он такой достаточно яркий, с металлом – лучше слушать меня живьём.

Нина, Вы действительно большая придира к себе. Мне как раз нравится, что при всей техничности Ваш тембр не пронзительно флейтовый, а такой мягко-округлый, тёплый.

Отрадно слышать, что-то новое о своём голосе узнала!

Простите, что напоминаю о потере, но не могу не поделиться с читателями впечатлением от осеннего концерта 2013 года на Исторической сцене. Это был торжественный Гала с оркестром выпускников и нынешних участников Молодёжной программы с несколькими приглашёнными певцами. Вы там исполнили Дуэт Джильды и Риголетто. Какая-то особая щемящая нежность почудилась в «отцовстве» Игоря Головатенко, Риголетто. И чуть более тёмный тембр у Вас в голосе. То, что узнала после концерта, повергло в шок: Нина Минасян накануне прилетела из Еревана с похорон отца. Предлагали отказаться от выступления, или хотя бы заменить слишком по-живому режущий номер на менее ассоциативный. Вы ответили – «нет, я сильная, справлюсь».

Да, это было сложно и больно. Но жизнь то продолжается! Если отказаться от выступления, в одиночестве сидеть и думать – переживать заново, было бы только хуже. Конечно, очень поддержал Игорь, он потрясающий партнёр, и музыкант и человек замечательный. Наша профессия заставляет собирать волю в кулак и держаться.

Кто помогал в Большом театре с актёрским мастерством?

Актёрское мастерство – один из главных аспектов нашей профессии и проблема для многих певцов. Потому что над голосом, вокальной техникой при взрослении уже начинаешь уметь работать самостоятельно, а для сценического рисунка роли необходим кто-то сторонний. Сейчас такое время, когда в опере тоже всем нужна «картинка» ,чтобы исполнители хорошо выглядели не только из зала, но и на HD экране, чтобы всё и все были красивы. Бывает даже, что в погоне за внешней привлекательностью персонажей качество их пения уходит на второй план. Конечно, это неправильно, порой обидно! Голос в опере превыше всего.

Уроки актёрского мастерства в Молодёжной программе вели у нас Сергей Терехов и Денис Азаров. Я им очень благодарна. Но занятия в классе, различные этюды, упражнения на раскрепощение не заменяют настоящей сценической практики. Работа над конкретной партией уже с режиссёром спектакля – вот настоящая актёрская школа, дающая ощутимый результат. Люблю наблюдать со стороны европейских коллег-артистов, иногда простых людей за рубежом. Они – другие, все такие раскованные, щедрые на эмоции, яркие!

Но ведь Вы выросли уже в постсоветское время. Всё равно ощущаете большее внутреннее родство с представителями бывших союзных республик?

Конечно! Общность менталитета осталась. Здесь, в Москве, я как дома. Хотя разница в мышлении и воспитании с армянской культурой очень большая.

При том армянин, особенно человек искусства, найдёт с кем поговорить на родном языке почти в любой стране!

Не могу сказать, что уже имею широкие связи с международной армянской диаспорой. Хотя одно уважаемое имя могу назвать – Константин Орбелян. И вот совсем недавно был интересный случай. Поехала в Вену на рабочую сессию к Рене Якобсу. С этим замечательным дирижёром, настоящим Мастером мы должны делать вместе «Волшебную флейту» в 2017 году. Якобс всегда заранее прослушивает весь состав сам. Боялась, серьёзно готовилась. Знала, что супругу маэстро, ведающую как менеджер организационными вопросами, зовут Рубина, про себя отметила: имя то наше, армянское. И вдруг она начала со мной по-армянски говорить! Не скрою, сразу теплее и свободнее себя почувствовала. Рене Якобс очень требовательный музыкант, у него своё видение и мышление, то есть отличная от привычной интерпретация Моцарта. Просил сделать, казалось бы, невероятные вещи в партии Царицы ночи.

Готовы ли Вы петь домоцартовскую музыку – барокко или Ренессанс?

Смотря что. Попробовать себя в виртуозном репертуаре Генделя, Вивальди и прочих авторов 17-18 века мне бы хотелось. Сейчас, в данный период меня тянет к старинной музыке, даже как слушателя.

Вас хватает ещё и на то, чтобы слушать музыку для себя?

Слушаю всё время! Многие ребята, певцы-коллеги, не понимают: «ой, нет, напелись в театре, дома уши должны отдыхать, сил нет!» А я отдыхаю, когда слушаю классику, даже засыпаю в наушниках под её звуки. Сейчас у меня период Вивальди, Пёрселла, песни Шуберта и Листа.

Я люблю все музыкальные жанры, от барокко до 20 века. Два года назад посчастливилось спеть партию мальчика Иньольда в концертном исполнении «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси в Зале им. Чайковского. Выучила быстро, было очень интересно, что-то совсем другое, необычное.

Есть ли у Вас кумиры среди певцов старшего поколения?

О, их очень много! У каждого свои сильные стороны. У кого-то божественное пиано, у другого масштаб и красота голоса, у третьего музыкальность фразировки. Кабалье, Сазерленд, Скотто, Френи, Риччарелли, Моффо – обожаю их всех, много слушаю и постоянно учусь. Назову здесь и не на много старше меня коллегу – Альбину Шагимуратову. Она совершенно потрясающая певица с очень точной техникой.

Вы уже понимаете, где Ваш репертуар, а от чего лучше отказаться, как бы соблазнительно не казалось предложение?

Естественно, я чётко знаю, что ту же Констанцу мне пока петь рано, хотя это и моя партия, но через несколько лет. Мягко написана Беллини и прямо как бальзам ложится на мой голос Амина в «Сомнамбуле», хотя сейчас пою в этой опере вторую, характерную героиню – Лизу, что тоже очень интересно.

Я оптимист. Думаю, что всё успею, надо только упорно работать.

P. S. Уже после нашей встречи, 12 марта, Нина Минасян вместе с Ольгой Кульчинской и Павлом Валужиным выступила в Театре Ла Скала. Это был вечер из арий и дуэтов под аккомпанемент пианистки Елены Буровой в камерном зале Артуро Тосканини по приглашению Академии молодых певцов Ла Скала. Аншлаг, успех, восторженные отзывы. Главное - в Италии уже вышла статья о возрожденном сотрудничестве двух великих театров. Поздравляем Нину с таким знаковым началом творческой весны!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ