Ильдебрандо Д’Арканджело: «Оперный певец похож на священника»

Дарья Денисова
Оперный обозреватель
К сожалению, сегодня внешности придают преувеличенное значение. Но я уделяю больше внимания, прежде всего, своему голосу. Потому что, как бы там ни было, в опере вокал всегда стоит на первом месте, а потом уже все остальное. Я никогда не считал себя бас-баритоном, потому что мне всегда казалось, что «бас-баритон» — это просто новое слово для обозначения все того же баса. По моему мнению, существует три типа баса: глубокий бас, бас-кантабиле (бас-кантанте – прим. ред.) и комический (буффонный – прим. ред.). Я отношу свой голос больше к басу-кантабиле. <...> Во времена Пьеро Каппуччилли певцы путешествовали на кораблях. Во время плавания проходил непосредственно репетиционный процесс, после чего артисты давали около 60 одинаковых спектаклей по городам Америки. В настоящее время люди перемещаются с континента на континент намного быстрее, поэтому певец должен уметь быстро переключаться, скажем, с Моцарта на Россини. Сейчас ритм жизни стал более напряженным, поэтому нам приходится учиться грамотно распределять свои силы и энергию.

Предлагаем читателям нашего журнала интервью Марка Валенсия с Ильдебрандо Д'Арканджело, певца, имеющего блестящую репутацию в мире.

Итальянский бас (именно бас, а не бас-баритон, но об этом позже) Ильдебрандо Д'Арканджело вернулся на сцену Королевского оперного театра в Лондоне, где вновь перевоплотился в принца Селима в опере Россини «Турок в Италии».

Что вас больше всего привлекает в образе Селима?

Россини написал великолепные арии для баса в таких операх, как «Семирамида» и «Магомет II», но я не могу сказать то же самое про басовую партию в «Турке», поэтому для меня вся прелесть этой роли именно в комедийной игре. В постановке я пою вместе с потрясающим Алессандро Корбелли! Играя с ним в одном спектакле, я стараюсь ему соответствовать, но в то же время мне нужно создать совершенно другой, отличный от него образ, так как я играю единственного в этой опере персонажа-неитальянца.

Десять лет назад состоялся ваш дебют в этой партии в Ковент-Гардене. Какие ощущения вы испытываете теперь, возвращаясь к той же самой постановке?

У меня такое ощущение, как будто это было только вчера. Состав исполнителей остался практически неизменным с прошлого раза, за исключением Чечилии Бартоли, вместо которой сейчас поет Александра Курзак. С Александрой мы уже ранее выступали вместе в другой возобновленной постановке Ковент-Гардена – «Свадьбе Фигаро». Иногда бывает, что ты не видишься с коллегой по десять лет, но потом когда вы, наконец, встречаетесь на одной сцене, кажется, будто и не расставались вовсе.

Принимали ли участие режиссеры Моше Лейзер и Патрис Корье, которые готовили премьеру этой постановки в 2005 году, в репетициях с нынешним составом исполнителей?

Да. Они репетировали с нами в течение нескольких недель, и для меня все было как в первый раз. Лейзер и Корье обладают неуемной энергией, которая передавалась всем артистам. Когда участвуешь в уже знакомой тебе постановке, очень трудно привнести в нее свежий взгляд. Я очень рад, что у нас есть возможность снова поработать с этими режиссерами и тем самым вдохнуть новую жизнь в спектакль, над которым мы вместе усердно трудились десять лет назад.

Создать действительно смешную постановку комической оперы – задача не из простых. В чем залог успеха вашего спектакля?

Я думаю, что все дело в простоте интерпретации сюжета. Моше и Патрис стремились создать спектакль в истинно итальянском стиле. И у них это получилось блестяще. Они выбрали Италию 50-х гг. XX века в качестве места действия: в их постановке все развивается очень логично, и перед нами предстает картина простой повседневной жизни Неаполя. Только мой герой ярко выделяется на этом фоне, так как он прибыл из другой страны.

Как вы относитесь к современным постановкам, когда оперу переносят в другое время или меняют место действия?

Если в этом есть логика, и режиссер уважительно относится к тому, что хотел своей музыкой сказать композитор, то тогда я ничего не имею против. Десять лет назад у меня были, скажем так, натянутые отношения с современной режиссурой, но сейчас, то ли в силу сценического опыта, то ли в силу возраста – моя точка зрения по этому вопросу изменилась.

На протяжении долгого периода времени вы исполняли партию Лепорелло в опере Моцарта «Дон Жуан», теперь же вы поете партию самого Дона. К сожалению, лондонская публика еще не имела возможности увидеть вас в этой роли.

Пока нет. Я буду петь Дон Жуана в спектаклях Королевской оперы во время тура по Японии [в постановке Каспера Хольтена], но я надеюсь, что в один прекрасный день я спою его и в Лондоне. Я уже исполнял эту партию во всех крупных оперных театрах, кроме Ковент Гардена.

Многие поклонники оперы называют вас одним из самых привлекательных басов современности, с чем, безусловно, трудно поспорить. Как вы считаете, насколько важную роль в карьере оперного исполнителя играет его внешность?

К сожалению, сегодня внешности придают преувеличенное значение. Но я уделяю больше внимания, прежде всего, своему голосу. Потому что, как бы там ни было, в опере вокал всегда стоит на первом месте, а потом уже все остальное. Я никогда не считал себя бас-баритоном, потому что мне всегда казалось, что «бас-баритон» — это просто новое слово для обозначения все того же баса. По моему мнению, существует три типа баса: глубокий бас, бас-кантабиле (бас-кантанте – прим. ред.) и комический (буффонный – прим. ред.). Я отношу свой голос больше к басу-кантабиле.

Мы привыкли видеть вас в операх Моцарта и Россини, но этим летом вы примерите новый для себя образ – коварного Мефистофеля в опере Гуно «Фауст».

Я должен был дебютировать с этой партией в прошлом году, но, к несчастью, заболел. Сейчас меня ждет постановка «Фауста» в Немецкой опере в Берлине. Тем не менее, на данном этапе своей карьеры я планирую двигаться больше в сторону вердиевских ролей. В прошлом году спел Аттилу, скоро к моему репертуару добавится партия Фиеско в опере «Симон Бокканегра», где я буду выступать вместе с Лео Нуччи и Барбарой Фриттоли. Я внимательно прислушивался к себе и терпеливо ждал, когда наступит подходящий момент, чтобы идти в новом направлении. Сейчас мне 45 лет, и я чувствую, что это время пришло.

Как вы справляетесь с нагрузками, вызванными многочисленными перелетами, интенсивными репетициями и выступлениями?

Во времена Пьеро Каппуччилли певцы путешествовали на кораблях. Во время плавания проходил непосредственно репетиционный процесс, после чего артисты давали около 60 одинаковых спектаклей по городам Америки. В настоящее время люди перемещаются с континента на континент намного быстрее, поэтому певец должен уметь быстро переключаться, скажем, с Моцарта на Россини. Сейчас ритм жизни стал более напряженным, поэтому нам приходится учиться грамотно распределять свои силы и энергию.

Как часто у вас появляется возможность съездить домой, отдохнуть от сцены?

К большому сожалению, нечасто, потому что график выступлений очень плотный. Приезжая домой, я, как правило, меняю одежду, собираю чемоданы, обмениваюсь парой слов с моей семьей и снова отправляюсь в путь. Именно так все и устроено в нашей профессии. В этом смысле, оперный певец похож на священника: священник предан Богу, а мы преданы голосу.

Биографическая справка:

Ильдебрандо Д’Арканджело родился в итальянском городе Пескаре. В 1985 году начал обучение в местной консерватории, а затем продолжил вокальное образование в Болонье. Дважды становился победителем Международного конкурса вокалистов им. Тоти даль Монте в Тревизо (в 1989 и в 1991 гг.), где дебютировал в операх Моцарта «Так поступают все» и «Дон Жуан». В настоящее время является одним из самых знаменитых исполнителей Моцарта и Россини. Критики единодушно отмечают уникальный голос, артистические и внешние данные певца. Регулярно выступает в крупнейших оперных театрах мира (Ковент-Гарден, Парижская опера, Лирическая опера Чикаго, Венская Опера, Немецкая опера в Берлине и др.), принимал участие в Зальцбургском фестивале. Наш журнал неоднократно писал о выступлениях этого артиста в различных постановках.

Перевод с английского и биографическая справка Дарьи Денисовой

Оригинал статьи →

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ