Вокальный Шостакович в Бетховенском зале Большого театра

Владимир Наумович Ойвин
Оперный обозреватель
Кроме Елены Буровой, партию фортепиано прекрасно исполнил и Семён Скигин. Но открытием этого концерта стал прекрасный молодой пианист Сергей Константинов. Взаимопонимание трёх поколений пианистов было настолько полным, что порой смена аккомпанемента была незаметной. При этом невозможно переоценить колоссальную работу по подготовке этой программы профессора Высшей школы музыки имени Ганса Эйслера в Берлине Семёна Скигина, который был един в трёх лицах: её составителя, педагога-репетитора и ведущего концерта, очень лаконично, но информативно комментировавшего номера программы.

Не просто хороший, а превосходный «Вечер вокальный музыки Дмитрия Шостаковича» состоялся 11 мая 2015 года в Бетховенском зале Большого театра России. Концерт подготовлен силами приглашённых молодых солистов оперы, артистов и выпускников Молодёжной оперной программы Большого театра России (художественный руководитель – профессор Дмитрий Вдовин).

В первом отделении у меня возникло странное ощущение некоторой нереальности происходящего - за это время у меня не возникло серьёзных замечаний ни к кому из исполнителей. Но ведь так не бывает!

В антракте я спросил одну из коллег о её впечатлениях, и она подтвердила, что придраться действительно не к чему! Так что с ушами оказалось всё в порядке. Просто все выступавшие пели с точки зрения вокала практически безупречно. Второе отделение это подтвердило.

Теперь по существу. Вокальное творчество Дмитрия Шостаковича известно гораздо меньше, нежели симфоническое и камерное. При подготовке к этому вечеру я окинул взором список его вокальных сочинений. Он оказался не малым – 88 песен и арий, включая оперетту «Москва, Черемушки». И я не уверен, насколько он полон.

Программа концерта содержала 38 песен и романсов и ещё две песни исполнены на бис, но какие! В советские времена их знали все: это «Родина слышит» на стихи Е. Долматовского – в ней незабываемо в начале 50-х годов солировал дискант Женя Таланов, и песня из кинофильма «Встречный» на стихи Б. Корнилова «Нас утро встречает прохладой». Фильм сейчас мало кто помнит, а песня до сих пор живёт своей самостоятельной жизнью – и неплохо живёт!

В этой программе я впервые услышал песню «Родина слышит, Родина знает» в исполнении мужских голосов – артистов Молодёжной оперной программы Большого театра России, баритонов: Александра Киреева и Ильи Кутюхина, которые исполнили её прекрасно, хотя, наверное, такого пронзительного доверия, которое одухотворяло пение Жени Таланова в те времена, сегодня достичь невозможно.

Открывал программу вечера цикл «Испанские песни». В шести песнях получился парад четырёх меццо-сопрано – хорошо нам знакомые солистка Большого театра Юлия Мазурова и приглашённая Юлия Меннибаева и два новых для нас имени – также приглашённые Карина Хэрунц и Елизавета Вайслейб. Они порадовали слушателей красивыми тембрами голосов. Мне особо понравилось контральто Хэрунц.

Продолжил программу цикл «Шесть романсов на слова японских поэтов для тенора с оркестром». Это сочинение молодого Шостаковича. В нем явно ощущается влияние Густава Малера, а точнее его «Песни о земле». Это был период интенсивного знакомства Шостаковича (под влиянием И. Соллертинского) с его музыкой. За основу Шостакович взял стихи в переводах А. Бранта, так значительно их переделав, что впору ставить его в авторы слов этих романсов. Эти переделки переиначивают краткие японские хокку (зачастую абстрактные) в более многословные и более интимные зарисовки. Не исключено, что такие изменения каким-то образом связаны с личной жизнью композитора. По чисто внешним признакам это стихи о любви и смерти, но по сути – они о смерти. И в этом «Песнь о земле» смотрится как предтеча цикла Шостаковича.

Исполнение японского цикла показало тенора Павла Валужина с неожиданной стороны. В этом сезоне он успешно спел веристского Рудольфа в «Богеме» и сладкоголосого Герцога в «Риголетто». Здесь же привычная его кантиленность не потребовалась. Наоборот, фразы короткие и резкие. Голос Валужина приобрёл жёсткость и экспрессивность. В романсе «Перед самоубийством» эта экспрессивность могла показаться даже чрезмерной, переходящей в крик. А в «Безнадёжной любви» эту грань Валужин не перешёл. Особо хочу отметить его превосходную дикцию, без которой за такие циклы и браться нечего!

Кульминацией всего вечера стало исполнение цикла «Из еврейской народной поэзии». В его основе переводы с идиша на русский язык стихов из сборника «Еврейская современная народная поэзия» (составители И. Добрушин и А. Юдицкий), изданного в 1947 году. По рассказам знакомых Шостаковича, на станции «Комарово», где у него была дача, он случайно купил этот сборник в киоске «Союзпечать».

Еврейская интонация всегда интересовала Шостаковича. Она есть в Квартетах №№ 4 и 8, в Трио памяти И. Соллертинского, в Первом скрипичном, Втором виолончельном концертах. Сначала Шостакович написал первые восемь песен грустного характера о дореволюционной жизни евреев. В таком виде композитор показал цикл ближайшим друзьям 25 сентября 1948 года – была традиция в день рождения знакомить их с новыми сочинениями. И уже чуть позже добавил три песни о том, как счастливы евреи в Советском Союзе. О публичном исполнении этого опуса в те времена не могло быть и речи...

Первое исполнение цикла состоялось только 15 января 1955 года в Малом зале Ленинградской филармонии Ниной Дорлиак (сопрано), Зарой Долухановой (меццо-сопрано) и Алексеем Масленниковым (тенор) в сопровождении автора. В нынешнем концерте его представили Нина Минасян (сопрано, приглашённая солистка Большого театра), Юлия Меннибаева, Карина Хэрунц, Елизавета Вайслейб, Станислав Мостовой (тенор, солист Большого театра).

Музыка цикла носит ярко выраженный клезмерско-местечковый характер, выражающий «черты оседлости» Российской империи. Все песни являют собой небольшие сценки. Очень интересно показал себя С. Мостовой. Его характерный тембр просто великолепно лёг на жанровые сценки песен: и в сольной «Зиме» и в ансамблях с Минасян («Перед долгой разлукой»), где он умоляет о прощальном поцелуе, и с Меннибаевой («Брошенный отец»), где он в полном отчаянии просит дочь не уходить от него. Исчерпав все аргументы, он только повторяет – «Не уходи». Зловещим предсказанием на фоне «Дела врачей-отравителей» обернулась песня «Счастье», в которой (трио Минасян, Меннибаева и Мостовой) поют о том, что дети еврейской бедноты в советские времена стали врачами. Все исполнители цикла были очень органичны в отдельных его номерах.

В стиле самоиронии исполнил своим красивым басом артист Молодежной программы Даниил Чесноков «Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия для баса и фортепиано», ор. 123. «Пятью романсами» на слова Е. Долматовского порадовал еще один артист Молодежной программы Илья Кутюхин, обладатель красивого, полнозвучного баритона. Так же как и в цикле «Из еврейской народной поэзии», здесь каждый романс – это законченный драматический эпизод, решённый не только вербально, но и мелодически. Это наиболее лиричный из всех вокальных циклов Шостаковича. Прослушав этот цикл, понимаешь, насколько беспочвенны упрёки Шостаковичу в отсутствии мелодического дара. Особо хорошо получился у Кутюхина самый первый романс – «День встречи».

Цикл «Сатиры» на стихи Саши Черного, который соответствует своему названию, великолепно спела Екатерина Морозова, которую я считаю одним из лучших приобретений Молодежной программы последнего набора. Её большое сопрано – очень красивого тембра. Но при этом она прекрасно управляет своим голосом в камерном репертуаре. А в «Сатирах» Морозова легко справилась с совершенно новой для неё стилистикой. В успехе очень велика роль аккомпанемента, блистательно сделанного Еленой Буровой. В полном взаимопонимании с певицей смех прямо-таки брызжет из-под её пальцев.

Заявленную программу завершил цикл «Пять романсов на тексты из журнала “Крокодил”», великолепно прозвучавший у артиста Молодежной программы баса Александра Рославца. Особо впечатлило, как он с отменной дикцией и с совершенно серьёзным выражением лица, без какого бы то ни было комикования, произносил тексты, вызывавшие смех слушателей. Смех они и не старались сдерживать, чем создавали специфическую атмосферу в зале.

Концерт завершился двумя бисами. О первом я уже упоминал выше. Если в начале вечера получился парад меццо-сопрано, то красиво завершили его три сопрано: Нина Минасян, Мария Лобанова и Екатерина Морозова замечательной «Песней о встречном».

Кроме Елены Буровой, партию фортепиано прекрасно исполнил и Семён Скигин.

Но открытием этого концерта стал прекрасный молодой пианист Сергей Константинов. Взаимопонимание трёх поколений пианистов было настолько полным, что порой смена аккомпанемента была незаметной. При этом невозможно переоценить колоссальную работу по подготовке этой программы профессора Высшей школы музыки имени Ганса Эйслера в Берлине Семёна Скигина, который был един в трёх лицах: её составителя, педагога-репетитора и ведущего концерта, очень лаконично, но информативно комментировавшего номера программы.

«Вечер вокальной музыки Дмитрия Шостаковича» стал самым интересным и цельным среди весьма неординарных концертов сезона 2014/2015 годов, подготовленных силами артистов и выпускников Молодёжной оперной программы Большого театра России.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ