С «Евгением Онегиным» в сердце…

«Чайковский-гала» в Большом зале Московской консерватории

Игорь Корябин
Специальный корреспондент
Динара Алиева и три ее «кавалера» образовали тот самый заветный вокальный квартет, на который публика и поспешила в этот день в Большой зал Московской консерватории. Но мы ничего до сих пор не сказали о четвертом кавалере – об известном маэстро Константине Орбеляне. Так что в этот вечер сложилось прямо какое-то «адажио Авроры с четырьмя кавалерами» – как в балете «Спящая красавица» всё того же Чайковского! Константина Орбеляна по многочисленным вокальным гала-вечерам мы довольно хорошо знаем как вполне профессионального дирижера-аккомпаниатора, как маэстро, которому не откажешь в артистическом обаянии, но который иногда и любит, что называется, в оркестре «поддать звучка». На сей раз с музыкантами «Новой России», которые в своей игровой манере очень часто демонстрируют какое-то заглубленное и довольно напористое звучание, найти общий язык дирижеру, кажется, было особенно непросто.

Публику не обманешь. Когда звучит музыка Чайковского, зал слушает ее с особым «растворением» в ней, ведь это музыка истинно русской души, но только заключенная в оболочку высочайшего и совершенного академизма. Когда музыку Чайковского исполняют мастера, имена которых в музыкальной среде хорошо известны и в представлении не нуждаются, на концерт или в театр весьма разборчивая публика точно так же спешит с особым энтузиазмом. Этот самый энтузиазм не замедлил проявить себя и по отношению к монографическому концерту, состоявшемуся 1 июня в Большом зале Московской консерватории. Вечер был посвящен 175-летию со дня рождения нашего русского гения (его мы отметили в мае), и поэтому я нисколько не сомневался, что эта программа-приношение вызовет огромный слушательский интерес. Но я просто не подозревал, что зал будет заполнен буквально под завязку: в этот день яблоку просто негде было упасть!

Сама идея проведения этого концерта изначально принадлежала солистке Большого театра России Динаре Алиевой. В нем соединились творческие усилия Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Башмет), Академического большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и главный дирижер – Лев Конторович), дирижера Константина Орбеляна и солистов московских музыкальных театров. Благодаря этому на суд публики была вынесена программа, основу которой составили фрагменты из оперы «Евгений Онегин». С этим опусом были связаны исполнения двух хоровых («Болят мои скоры ноженьки» и «Девицы-красавицы») и двух оркестровых фрагментов (вступление к опере и полонез из шестой картины). Кроме этого в оркестровой части прозвучали вступление из балета «Лебединое озеро» и «Пляска скоморохов» из музыки к драме Островского «Снегурочка».

Другие оперы композитора были представлены ариозо Кумы из «Чародейки», а также ариями Иоланты и Короля Рене из «Иоланты». Вокальные портреты героинь обоих названных сочинений, созданные Динарой Алиевой в этот вечер, были нарисованы четко выверенными, продуманными эмоциональными красками. Их интерпретациям были присущи как необычайно искренний и убедительный сквозной драматический посыл, так и богатая палитра душевных оттенков и чувств. Образы так непохожих друг на друга персонажей – истинного русского психологического склада в «Чародейке» и общеромантической лирической направленности «Иоланте» – обозначили два полюса вокально-драматического дарования певицы. При этом исполненные Динарой Алиевой фрагменты из «Евгения Онегина» – сцена письма Татьяны и заключительная сцена оперы – сразу же невольно заставили задуматься о том, почему этой партии до сих пор нет в галерее образов, созданных ею в Большом театре…

Для воплощения партии Татьяны, этой благодатной и вожделенной для всех сопрано роли русского репертуара, у певицы есть всё – подлинная артистическая стать и необходимые вокальные данные. В сцене письма лирико-драматическая фактура голоса исполнительницы, богатая обертонами и чувственными интонациями, позволяет ей быть одновременно нежной и сильной, беззащитно-хрупкой и решительной, а в заключительной сцене – воплотиться в подлинную гранд-даму русской оперы. В лице Динары Алиевой этот истинно драматический архетип русского характера, за которым всегда стоят душевный излом и неизбывная самоотрешенность, находит свое всеобъемлющее воплощение: это тот самый психологический тип необычайно цельной натуры, который при выборе между чувством и долгом неизменное предпочтение всегда делает в пользу последнего.

В этот вечер три вокальных «кавалера» примадонны оказались как на подбор. Солист московского театра «Геликон-Опера», приглашенный солист Большого театра России Алексей Тихомиров, бас которого в последние годы, к моему глубокому удовлетворению, обрел необходимую тембральную и регистровую полновесность, помимо упомянутой уже драматически экспрессивной арии Короля Рене представил известную и популярную в народе «хрестоматийную кантилену» – арию Гремина. В сцене дуэли Онегина и Ленского – подобное и смогло произойти лишь только на таком знаковом концерте! – певец также исполнил вспомогательную партию Зарецкого.

В сравнении со своими коллегами по певческому цеху, баритоном Андреем Жилиховским (Онегиным) и тенором Алексеем Неклюдовым (Ленским), Алексей Тихомиров оказался самым искушенным и опытным. И всё же лирическая звукопись в арии Гремина удалась ему гораздо убедительнее, чем «драматическая кантилена» в арии Короля Рене. Еще недавно Андрей Жилиховский был стажером Молодежной оперной программы Большого театра, а сегодня он – его молодой и, без сомнения, перспективный солист: как не вспомнить великолепный образ Графа, созданный этим певцом в недавней премьере «Свадьбы Фигаро» Моцарта на Новой сцене!

В обсуждаемый вечер этот исполнитель был самым активным после Динары Алиевой участником. Помимо сцены дуэли он исполнил монолог Онегина из третьей картины, ариозо из финала шестой картины и заключительную сцену (седьмая картина). Все эти номера тотчас же не замедлили выявить в певце потрясающее благородство стиля, врожденную природную музыкальность и зажигательно-огненный актерский темперамент. Особенно впечатлила финальная сцена, в которой две сильные актерские личности – лирико-драматическое сопрано и рафинированно-страстный драматический баритон – слились, кажется, в мощном и поразительно живом, волнующем резонансе своих творческих аур.

Алексей Неклюдов стал самым молодым участником вечера. Сольно он исполнил два фрагмента партии Ленского – ариозо («Я люблю вас, Ольга») и знаменитую арию («Куда, куда вы удалились»). Являясь в настоящее время солистом «Новой Оперы», в конце прошлого сезона он успел уже дебютировать на Новой сцене Большого в партии Феррандо в новой постановке «Così fan tutte» Моцарта. И эта работа певца, безо всякого преувеличения, можно сказать, стала одним из значимых событий прошлого сезона. Прекрасный актерский антураж, изумительно красивый тембр голоса, очень мягкое, но при этом чувственно наполненное, выразительное звуковедение говорят о том, что на столичном оперном горизонте появился певец, на которого необходимо обратить внимание уже сейчас.

Динара Алиева и три ее «кавалера» образовали тот самый заветный вокальный квартет, на который публика и поспешила в этот день в Большой зал Московской консерватории. Но мы ничего до сих пор не сказали о четвертом кавалере – об известном маэстро Константине Орбеляне. Так что в этот вечер сложилось прямо какое-то «адажио Авроры с четырьмя кавалерами» – как в балете «Спящая красавица» всё того же Чайковского! Константина Орбеляна по многочисленным вокальным гала-вечерам мы довольно хорошо знаем как вполне профессионального дирижера-аккомпаниатора, как маэстро, которому не откажешь в артистическом обаянии, но который иногда и любит, что называется, в оркестре «поддать звучка». На сей раз с музыкантами «Новой России», которые в своей игровой манере очень часто демонстрируют какое-то заглубленное и довольно напористое звучание, найти общий язык дирижеру, кажется, было особенно непросто. Но, в целом, оркестр певцам «не мешал», и голоса каждого из них вполне хорошо ложились на довольно-таки плотную оркестровую массу. Однозначно, великолепен был и хор. И, конечно же, несравненной – всё же стоит закончить именно этим – предстала в этот вечер сама музыка Чайковского!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Россия

Коллективы

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ