«Пиковая дама» на Фестивале БСО имени Чайковского

Владимир Наумович Ойвин
Оперный обозреватель
Лучшими в этот вечер были оркестр и оба хора. Что касается БСО, то это давно принимается как данность – оркестр уже много лет находится в прекрасной форме. В высоком технологическом качестве коллектива безусловная заслуга его художественного руководителя и главного дирижёра Владимира Федосеева. Что я хочу особо подчеркнуть – именно как руководителя оркестра. При колоссальной востребованности за рубежом, Владимир Иванович уделяет БСО половину своего рабочего времени. Что касается художественной оценки Владимира Федосеева как дирижёра, то здесь впечатления не столь однозначны. Мне не всегда бывают интересны его интерпретации даже русской музыки, в которой, по мнению многих, Федосеев большой специалист.

В рамках фестиваля Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского «Час, день, вечность», посвящённого 175-летию со дня рождения гения русской музыки, чье имя носит оркестр, 23 июня в Концертном зале им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева состоялось концертное исполнение «Пиковой дамы».

Фестиваль проходит на различных концертных площадках: в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, концертном зале имени Чайковского, концертном зале Дома-музея композитора в Клину. Он открылся 22 января концертом в БЗК. Оркестр исполнил фантазию «Франческа да Римини», а также концерт для фортепиано с оркестром № 1 в оригинальной версии. Солировал Андрей Коробейников.

«Мы совместно с музеем Чайковского в Клину реконструировали вариант концерта, который сам Чайковский играл и написал. Мы внесли небольшие изменения, но это оригинальная версия самого композитора», – пояснил Владимир Федосеев.

Концертное исполнение «Пиковой дамы» было перенесено с 7 февраля в связи с неожиданной болезнью Владимира Федосеева. И вот оно, наконец, состоялось.

Для этого события кроме не поющего в России Александра Антоненко, певцы были собраны из шести российских театров: Большого, Михайловского, «Новой оперы», «Геликона», Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Мариинского.

Уместно перечислить всех участников этой «Пиковой дамы»:
Герман – Александр Антоненко (тенор)
Лиза – Елена Евсеева (сопрано, Большой театр)
Графиня – Маргарита Некрасова (меццо-сопрано, Новая опера)
Граф Томский, Златогор – Роман Бурденко (баритон, Мариинский театр)
Князь Елецкий – Борис Пинхасович (баритон, Михайловский театр)
Чекалинский – Игорь Морозов (тенор, Геликон-опера)
Маша, Прилепа – Дарья Зыкова (сопрано, Большой театр)
Полина, Миловозор – Елена Монистина (меццо-сопрано, Большой театр)
Гувернантка – Ирина Рейнард (меццо-сопрано, Геликон-опера)
Сурин – Сергей Тарасов (бас, Новая опера)
Чаплицкий – Антон Бочкарев (тенор, Новая опера)
Нарумов – Александр Рославец (бас, Большой театр)
Распорядитель бала – Валерий Микицкий (тенор, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко)
Режиссёр концертной версии – Мстислав Пентковский
Сценография – Алексей Трефилов
Художники по свету – Никита Коломыйцев, Евгений Быстров
Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова; художественный руководитель – Евгений Волков
Детский хор Государственного академического Большого театра России; художественный руководитель – Юлия Молчанова
Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского; художественный руководитель и главный дирижёр – Владимир Федосеев

Нынешнее исполнение нельзя назвать чисто концертным, это, скорее, semi-stage. К такому решению располагает сама архитектура Концертного зала им. Чайковского – портики, балконы. Да и пространство сцены использовано необычно. Круглый подиум, покрытый зелёным сукном как символом игорного стола, на котором, в основном, происходит действие, расположен не на авансцене, как обычно принято в концертных исполнениях, а внутри оркестра, как бы обтекающего его. Оба хора – на портиках. На одном из них шла также сцена в комнате Лизы. А призрак Графини – вообще вещал про заветные три карты с балкона второго яруса. Так что возможно, в зале витал дух Всеволода Мейерхольда, строившего этот зал для своего театра.

Лучшими в этот вечер были оркестр и оба хора. Что касается БСО, то это давно принимается как данность – оркестр уже много лет находится в прекрасной форме. В высоком технологическом качестве коллектива безусловная заслуга его художественного руководителя и главного дирижёра Владимира Федосеева. Что я хочу особо подчеркнуть – именно как руководителя оркестра. При колоссальной востребованности за рубежом, Владимир Иванович уделяет БСО половину своего рабочего времени. Что касается художественной оценки Владимира Федосеева как дирижёра, то здесь впечатления не столь однозначны. Мне не всегда бывают интересны его интерпретации даже русской музыки, в которой, по мнению многих, Федосеев большой специалист. Возвращаясь к предмету рецензии повторюсь, что оркестр звучал превосходно, но сам Федосеев был эмоционально вяловат. Замечательно выступил Детский хор ГАБТа, очень ярко и задорно. Свешниковский хор тоже выглядел весьма профессионально – и в сложных условиях, когда женская и мужская части хора разнесены на разные портики, пел очень слаженно.

Главной интригой этого представления был, безусловно, Александр Антоненко – певец родом из Латвии, востребованный на всех лучших сценах мира, считающийся сегодня одним из лучших Германов и Отелло. Если судить по живым впечатлениям, у Антоненко не совсем драматический тенор. Для этого ему не хватает некоторой доли металла на верхах – и поэтому он восполняет это форсируя звук. Но может быть, в нашем случае такое впечатление связано с усталостью певца, который только что исполнил несколько раз партию Калафа в «Турандот» и Радамеса в «Аиде» – и после такой нагрузки ему трудно было перестроиться. Ещё один недостаток был замечен в этом выступлении – Антоненко не всегда чисто интонировал на верхах. Справедливости ради надо отметить: несмотря на некоторые чисто профессиональные недочеты, артист так умеет захватить зал эмоционально, что эти недостатки просто мало кто замечает.

Лучшими и по вокальной, и музыкально-драматической части были два баритона: Роман Бурденко – граф Томский и Златогор и Борис Пинхасович – князь Елецкий. Очень пристойно выступили мужчины, певшие персонажей второго ряда: тенор Игорь Морозов и бас Сергей Тарасов, тенор Антон Бочкарев, бас Александр Рославец, тенор Валерий Микицкий.

Женский состав исполнителей выступил гораздо менее успешно. Елена Евсеева последнюю из двух арий Лизы (Сцена у канавки) просто провалила. Маргарите Некрасовой в партии Графини не помешало бы побольше жёсткости и инфернальности, хотя с точки зрения вокала всё было пристойно. На фоне проблемной главной героини удачнее смотрелась Елена Манистина, особенно в дуэте Лизы и Полины.

Несмотря на замечания по части вокала, в целом это исполнение показалось интересным в музыкальном отношении, в отличие от недавней «Пиковой дамы» в Большом театре. Переполненный зал принимал федосеевское прочтение с большим воодушевлением. Если воспользоваться спортивной терминологией, то подход Владимира Федосеева к «Пиковой даме» оказался вполне успешным – вес взят!

На фото: Концертный зал имени Чайковского

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ