Сделайте нам завлекательно

«Травиата» — другой взгляд

«Травиата» — другой взгляд
Оперный обозреватель
Однако вторая картина этого акта перехлестнула всё, что можно вообразить. Флора, видимо, совершенно не зная, куда девать деньги, пригласила на бал не только женскую и мужскую труппу танцовщиков, которые перед особняком дают представление open air для прохожих, но и цирковых гимнастов, без всякого повода вертящихся над головами гостей. Душевная боль Виолетты, её драма, так бережно выписанная композитором, разбавлена каскадом сценических «примочек» – иначе не назовёшь – количеству и качеству которых только диву даёшься. Уже и никакой красоты интерьеров не видно – только кучная перенаселённость и висящие кверху ногами циркачки. Напоминает современный ночной клуб (не в лучшем варианте), удороженный аттракционом.

И снова в Мариинском «Травиата». Премьера. Решили поменять существующую в репертуаре постановку средней руки на предположительно лучшую. Действительно, некоторые надежды на это были. Очень удачный спектакль 2011 года «Сон в летнюю ночь» – работа Клаудии Шолти в тандеме с художником Изабеллой Байвотер – обещал хорошее продолжение. Но не случилось.

В пёстром калейдоскопе режиссёрских наворотов, обозначенных самой Шолти как стиль sex, drugs, roc and roll приемлемым, даже обещающим оказался один только первый акт. Хотя и в нём не обошлось без фальшиво-многозначительного: лицо Виолетты, глаза, проецируемые на основную сценическую установку во время оркестровой прелюдии, в общем-то, ровно ничего не дают содержанию спектакля. Ну, поморгало видеоизображение под дивную музыку, ну, утонуло в цветочном наплыве – и что? На вступлении к последней картине снова поморгало. Правильно, музыка похожая.

Тем не менее, внешний образ спектакля придуман интересно: вертящаяся карусель - особняк. С его поворотами открывается череда небольших уютных интерьеров, в которых идёт буйная вечеринка. Здесь всё развивается логично и красиво. Заявленный постановщиками гламур остаётся в рамках хорошего вкуса. Массовые сцены вокруг стола, несмотря на тесноту, ладно скомпонованы, танцы и дуэтные эпизоды идут в соседних комнатах, костюмы благородных силуэтов и цветов сочетаются. Правда, Виолетта бесконечно прикладывается к бутылке, но что поделать, жизнь у неё такая.

Сразу хочется сказать: самое большое украшение спектакля – Оксана Шилова в партии-роли Виолетты. Такого красивого ровного пения со сцены Мариинского театра я давно не слышала. Партия эта сделана Оксаной давно, но сейчас она огранена как драгоценный камень: на премьере не было ни шероховатости. Идеальное пьяно, которым певица даже чуть бравирует, передаёт десятки оттенков душевного состояния героини. Нутро актрисы вибрирует тонко, чувственно, в гармоничном единении с голосом. Её Виолетте удаётся, не выпадая из окружающего стиля жизни, оставаться самой собой, существом исключительным на фоне ярмарки пошлости и вседозволенности.

Со второго акта постановочный принцип «сделайте нам красиво», да ещё и завлекательно, решительно захватывает положение. Загородная дача с цветущими деревьями, зелёным пригорком и прудом уж до того приторно красивенька, что хочется солёного огурца. Неудобно пристроившись на лужке, миловидный Альфред Ильи Селиванова мужественно борется с трудностями арии. Вообще-то молодой артист обаятелен и партия младшего Жермона его голосу вполне показана, однако премьерное волнение вокальную картину немного подпортило.

Но самое главное впереди. Старший Жермон – благородный Алексей Марков по воле режиссёра вынужден усадить Виолетту в лодку, и дальше никто уже их замечательную сцену-дуэт не слушает. Лодка начинает подозрительно криво двигаться, нет никаких гарантий, что она вовремя причалит к берегу и что из неё удастся выбраться посуху. Наверное, если бы эта затея была предпринята там, где технические трюки просчитаны тщательнее, и певцов, может быть, было бы лучше слышно, эффект и был бы достигнут. Здесь же имела место явная угроза конфуза. Но Марков всё же из лодки героически выбрался, и Виолетта за ним скакнула, так что последующая сцена папаши с сыном благополучно состоялась, красивые голоса опытного баритона и молодого тенора слились в экстазе ссоры.

Однако вторая картина этого акта перехлестнула всё, что можно вообразить. Флора, видимо, совершенно не зная, куда девать деньги, пригласила на бал не только женскую и мужскую труппу танцовщиков, которые перед особняком дают представление open air для прохожих, но и цирковых гимнастов, без всякого повода вертящихся над головами гостей. Душевная боль Виолетты, её драма, так бережно выписанная композитором, разбавлена каскадом сценических «примочек» – иначе не назовёшь – количеству и качеству которых только диву даёшься. Уже и никакой красоты интерьеров не видно – только кучная перенаселённость и висящие кверху ногами циркачки. Напоминает современный ночной клуб (не в лучшем варианте), удороженный аттракционом. Никак и ни в какой связи с музыкой в ключевые моменты не состоящий. Да и сами ключевые моменты на сцене не очень-то заметны, разве что драка. Остальное и, между прочим, главное – смертельное оскорбление Виолетты с вытекающим из него трагическим финалом – разглядеть в суете и декоративном многословии трудно. Правда, деньги по сцене разлетаются вовремя. А по какому поводу? Да не важно…

Последняя картина вполне пристойна. Только к этому времени карусель уже надоела, приём себя изжил. Ну и, слава богу. Тот случай, когда хочется сказать: уже хватит театра, дайте музыку послушать!

Отличный ансамбль певцов, редкостно нежный на этот раз оркестр Гергиева и господин Верди увенчали театральную вакханалию вполне достойно. Без гимнастов, даже без излишних мелодраматических эффектов. И на том спасибо.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мариинский театр

Театры и фестивали

Травиата

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ