Гре Браувенстайн — 100 лет

Евгений Цодоков
Главный редактор
Свою коронную партию бетховенской Леоноры певица исполнила в 1956 в знаменитой штутгартской постановке Виланда Вагнера, который сам пригласил ее для участия в спектакле. В том же году триумфально дебютировала этой ролью в Венской опере (Флорестан – А.Дермота, Марцелина – С.Юринац), где неоднократно пела в дальнейшем до 1964 года, в т. ч. Тоску с Д.Ди Стефано и Т.Гобби (1958), в Елизавету в «Тангейзере» (1963, обе под управлением Г.фон Караяна). Певица много и успешно гастролировала на обоих американских континентах – в Чикаго (1959, американский дебют), Сан-Франциско (1961), в Театре Колон в Буэнос-Айресе (1958, Леонора; 1962, Елизавета в «Дон Карлосе»), выступала на Глайндборнском фестивале (1959-1963, «Фиделио»), в Парижской опере (1955, 1960), бельгийском Ла Монне, Берлине, на других мировых сценах. Среди партий также Донна Анна, Графиня Альмавива, Леонора в «Силе судьбы», Реция в «Обероне», Сента, Сантуцца, Татьяна, Маршальша в «Кавалере розы», Хризотемида в «Электре» и др.

26 августа исполнилось 100 лет со дня рождения выдающейся нидерландской певицы, сопрано Гре Браувенстайн – яркого интерпретатора итальянского и немецкого оперного репертуара, одной из лучших исполнительниц партии Леоноры в «Фиделио» в 50-60 гг. прошлого века.

Гре Браувенстайн родилась в голландском городе Ден-Хелдер в многодетной семье моряка. В юности подрабатывала в швейной мастерской и горничной. Пела в хоровой школе, училась в амстердамском Музыкальном лицее. Дебютировала на оперной сцене в Амстердаме 11 декабря 1939 года* в партии 1-й дамы в «Волшебной флейте». Затем спела здесь же роль Джульетты в «Сказках Гофмана» в спектакле, где главную партию исполнял талантливый тенор Мишель Гобиц, погибший впоследствии в застенках Дахау. Во время войны выступала с концертами, в т. ч. и перед оккупационными войсками вермахта.

Возобновила оперную карьеру на сцене амстердамской Нидерландской оперы** в 1946 году, где выступала несколько лет. Первые значительные успехи певицы связаны с партиями Тоски (1946) и Леоноры в «Фиделио» (1949).

Международную известность Браувенстайн обрела в 1950 году, когда впервые спела за рубежом в Дублине (Тоска, Леонора). После этого в том же году она исполняла на Радио 3 Би-Би-Си главные партии в «Русалке» Дворжака и «Енуфе» Яначека под управлением Р.Кубелика.

В 1951 дебютировала в Ковент-Гардене в партии Аиды под управлением Д.Барбиролли. В дальнейшем певица весьма успешно выступала в Лондоне почти ежегодно до 1964 года в вердиевских партиях Леоноры в «Трубадуре» (1951), Амелии в «Бале-маскараде» (1953). Дездемоны в «Отелло» (1955). На роль Дездемоны в постановку с участием Р.Виная, знаменитого Отелло тех лет, ее пригласил Кубелик, только что назначенный музыкальным руководителем Ковент-Гардена. Особо надо отметить также ее лондонскую Елизавету в «Дон Карлосе» (1958, нашумевшая постановка Лукино Висконти под управлением К.М.Джулини с звездным составом: Д.Викерс, Т.Гобби, Б.Христов, Ф.Барбьери). Последней партией в Ковент-Гардене стала Леонора в «Фиделио» (1964) под управлением Ф.Лейтнера.

Участница Байрёйтского фестиваля в 1954-56 гг. Исполняла здесь вагнеровские партии Елизаветы в «Тангейзере» (1954), Зиглинды в «Валькирии» (1955), Евы в «Нюрнбергских мейстерзингерах» (1956) и др., в 1954 пела на фестивале в 9-й симфонии Бетховена под управлением В.Фуртвенглера. Однако в сезоне 1957 года она отказалась от сотрудничества с Байройтом из-за других обязательств, в частности ради участия в Голландском фестивале, что привело к размолвке с семьей Вагнера. Вернулась она в Байройт лишь однажды в 1965 году, чтобы еще раз спеть Елизавету.

Свою коронную партию бетховенской Леоноры певица исполнила в 1956 в знаменитой штутгартской постановке Виланда Вагнера, который сам пригласил ее для участия в спектакле. В том же году триумфально дебютировала этой ролью в Венской опере (Флорестан – А.Дермота, Марцелина – С.Юринац), где неоднократно пела в дальнейшем до 1964 года, в т. ч. Тоску с Д.Ди Стефано и Т.Гобби (1958), в Елизавету в «Тангейзере» (1963, обе под управлением Г.фон Караяна).

Певица много и успешно гастролировала на обоих американских континентах – в Чикаго (1959, американский дебют), Сан-Франциско (1961), в Театре Колон в Буэнос-Айресе (1958, Леонора; 1962, Елизавета в «Дон Карлосе»), выступала на Глайндборнском фестивале (1959-1963, «Фиделио»), в Парижской опере (1955, 1960), бельгийском Ла Монне, Берлине, на других мировых сценах. Среди партий также Донна Анна, Графиня Альмавива, Леонора в «Силе судьбы», Реция в «Обероне», Сента, Сантуцца, Татьяна, Маршальша в «Кавалере розы», Хризотемида в «Электре» и др.

С 12 по 22 февраля 1971 года в голландских театрах Амстердама, Утрехта, Схевенингена и Роттердама была организована прощальная серия из пяти спектаклей «Фиделио», ставших последними в оперной карьере Браувенстайн. На первом представлении в амстердамском неоренессансном театре Штадтшаубург присутствовали высокие титулованные особы: принцесса Беатрикс, принц Клаус, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и др. Спектакль 15 февраля транслировался по Нидерландскому радио (дирижер – Эдо де Ваарт, Филармонический оркестр Нидерландского радио). Ее партнером в партии Флорестана был знаменитый в те годы голландский тенор Антон де Риддер.

Браувенстайн – автор автобиографической книги «Гре Браувенстайн в гриме и без» (Амстердам, 1971).

Выдающийся знаток оперы, авторитетный критик и архивариус Ковент-Гардена Гарольд Розенталь в своей книге «Сопрано сегодня», изданной в 1956 году, так писал о певице: «Вокал Браувенстайн, возможно, не излучает того итальянского тепла, которого ждут любители оперы романских стран от вердиевского сопрано, но ее музыкальности и элегантности пения многие певцы могли бы позавидовать. Кроме того творческая манера певицы отличается большой искренностью, что особенно ценит английская публика».

Гре Браувенстайн скончалась 14 декабря 1999 года в Амстердаме.

Партия Леоноры в исполнении Браувенстайн существует в 4-х «живых» записях, включая амстердамскую. В 1952 году опера была исполнена на Римском радио (Osteria, дирижер Витторио Гуи) с блестящим составом солистов: Флорестан – А.Бердини, Рокко – С.Брускантини, Марцелина – Г.Шутти и др. Следующая запись датируется 1958 годом и сделана в аргентинском театре «Колон» (Legato Classics, дирижер Томас Бичем). В 1959 опера была вновь исполнена и записана Гуи, на это раз на Глайндборнском фестивале (Omega Opera Archive, в партии Флорестана – Р.Льюис).

Среди студийных записей – «Валькирия» под управлением Э.Лейнсдорфа (1961, Decca, солисты Б.Нильсон, Д.Викерс, Д.Лондон, Р.Горр и др.), «Долина» Д'Альбера под управлением Р.Моральта (1957, Philips, партия Марты).

Примечания:

* В ряде источников указывается 1940 год.

** Нидерландская опера основана 1946 году.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ