Фигаро… и «Фигаро-Фигаро-Фи-га-ро»!

Лондонский сезон продолжился весело

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Примечательно то, что оба спектакля (в этом сезоне они восстановлены, соответственно, Лией Хаусман и Питером Релтоном, весьма бережно в целом отнесшимся к оригинальным постановкам) с каждым новым возрождением обрастают свежими шутками, искрометным юмором, детальками, нюансиками, в результате которых зритель веселится весь вечер, покидая театры в превосходном и бодрящем настроении духа. Что за прелесть эти оперы! Веселый праздник абсурдности, лукавства, невинного обмана, глупости, ревности и так далее.

Лондонские оперные театры, словно сговорившись, предложили зрителям после основных «серьезных» оперных блюд, поданных на открытии нового театрального сезона, комические оперы на десерт: в Королевской опере – «Свадьбу Фигаро» режиссера Дэвида МакВикара, а в Английской Национальной – «Севильского цирюльника» в постановке Джонатана Миллера.

Обе постановки - далеко не новинки, обе поставлены в классическом стиле, но если первая переживает, скажем так, «зрелый» возраст, Фигаро на сцене – с 2006 года, и это уже его пятое возобновление, то Цирюльник – поистине старожил, отмечает почти 30-летие, являясь на протяжение всех этих лет поистине оплотом АНО. Опера идет на сцене Колизеума с 1987 года, и в настоящее время зрители могут увидеть ее в 12-й раз.

Примечательно то, что оба спектакля (в этом сезоне они восстановлены, соответственно, Лией Хаусман и Питером Релтоном, весьма бережно в целом отнесшимся к оригинальным постановкам) с каждым новым возрождением обрастают свежими шутками, искрометным юмором, детальками, нюансиками, в результате которых зритель веселится весь вечер, покидая театры в превосходном и бодрящем настроении духа.

Что за прелесть эти оперы! Веселый праздник абсурдности, лукавства, невинного обмана, глупости, ревности и так далее.

Версия моцартовского шедевра в интерпретации Дэвида МакВикара оказалась удивительно податливой к тем небольшим сдвигам в акцентах, новым оттенкам, которые привнесла Хаусман, сохраняя при этом целостность толкования.

Графиня американской сопрано Элли Ден более открыто завлекает похотливого Керубино (Кейт Линдси), чем ее предшественницы. Отношения Марцелины (Энн Мюррей) и грубого Бартоло (Карло Лепоре) вызывают больше симпатии и сочувствия, в то время как раньше их образы были более комичны и карикатурны. Сюзанна румынской сопрано и дебютантки на сцене Ковент Гардена Аниты Хартиг более серьезна, нежели жизнерадостна и непосредственна. У Хартиг и Ден удивительно схожие голоса – теплые, сливочные, тождественность которых иногда идет не на пользу, когда они поют дуэтом.

В центре всего этого, однако, лежит грандиозное противостояние между уругвайским бас-баритоном Эрвином Шроттом (Фигаро) и французским баритоном Стефаном Дегу (Граф Альмавива). Интерпретация Фигаро тоже несколько изменилась, сейчас в нем меньше злости, больше – остроумия. Шротт поет Se Vuol Ballare с иронией, не как манифест, а как прелюдию к игре, которая становится все более и более опасной. Между тем, Дегу покоряет красивым, звонким голосом, в нем чувствуется врожденное обаяние.

Американское сопрано Хэйзэ Энгебретсон в роли Барбарины и польский тенор Кристиан Адам (Дон Базилио) великолепно вписались в ансамбль, продемонстрировав хорошую школу.

Дирижировал оркестром британец Айвор Болтон, выступление которого в день премьеры не было безукоризненным, особенно в увертюре. Но в целом впечатление от вечера – и прекрасное, и трогательное в равной мере.

* * *

У Питера Релтона в «Севильском цирюльнике» даже при том, что некоторая язвительность Миллера исчезла, идея осталась та же самая – Розина, замурованная в аптечном мире опекуна и жениха доктора Бартоло (возмутительно смешного и неуклюжего), хрупкий мир которой переворачивается с ног на голову, когда она понимает вдруг, что человек, которого она любит, совсем не тот, за которого она должна выйти замуж.

Меццо-сопрано Кэтрин Ридж была восхитительной Розиной, и пела достаточно хорошо, хотя, как мне показалось, особенно в самом начале спектакля, у нее были какие-то проблемы с голосом, звучавшим неровно. Австралийский баритон Морган Пирс – оказался весьма представительным и находчивым цирюльником, с красивыми линиями в звучании.

Как граф Альмавива мексиканский тенор Елеазар Родригес, может быть, не совсем вписывается в европейскую комическую школу, но голос у него – замечательный, манеры – привлекательные, у певца немало фанатов в зале.

Эндрю Шор как доктор Бартоло в своем амплуа комического актера и полностью соответствует роли, а его баритон – едва ли не половина успеха. Барнаби Рей (Базилио) достойно поддержал уровень спектакля, Кэтрин Бродерик (Broderick) - в роли Берты, домохозяйки Доктора Бартоло - одна из успешных молодых английских сопрано.

Дирижировал оркестром американский дирижер Кристофер Аллен, и его дебют на сцене Колизеума также не был безупречным. Периодически при крещендо звучание оркестра глушило певцов.

Несмотря на свой «возраст», декорации Taни Маккаллин «работают» великолепно – они по-прежнему актуальны, современны: и улочка старого испанского городка, и фасады старых с балкончиками домов, и апартаменты доктора. Время над ними не властно.

На премьере, певцы неожиданно для Джонатана Миллера вытащили его на сцену, и тот, явно не рассчитывавший на это, одетый весьма буднично, предстал, все-таки, пред зрителями – его встретили продолжительными овациями.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ