Звезда несчастливая, звезда счастливая

«Корсар» на вердиевском фестивале в Парме

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент
«Корсар» в вердиевском наследии решительно opera minore, опера второстепенная. Написана в 1848 году, премьеру, состоявшуюся в Триесте, в театре, что ныне носит его имя, автор своим присутствием не почтил. Основной причиной были разногласия с издателем Лукка. Можно утверждать, что опера безнадежно канула в Лету. Популярностью пользуется один-единственный фрагмент, романс Медоры, совершенно удивительная, божественной красоты музыка. Ее записали многие известные сопрано. При внимательном прослушивании оперы стало ясно, что печальная судьбы «Корсара» незаслуженна.

Даже безнадежно больные музыкой Верди вряд ли знают наизусть оперу «Корсар». Вообще, при произнесении слова «Корсар», в воображении немедленно возникают сцены из одноименного балета, пользующегося огромной популярностью и неизменно доставляющего удовольствие публике. Оба произведения пошли от одного корня, одноименной поэмы Байрона, но связь между ними самая призрачная, и они вовсе непохожи.

1/6

«Корсар» в вердиевском наследии решительно opera minore, опера второстепенная. Написана в 1848 году, премьеру, состоявшуюся в Триесте, в театре, что ныне носит его имя, автор своим присутствием не почтил. Основной причиной были разногласия с издателем Лукка. Можно утверждать, что опера безнадежно канула в Лету. Популярностью пользуется один-единственный фрагмент, романс Медоры, совершенно удивительная, божественной красоты музыка. Ее записали многие известные сопрано. При внимательном прослушивании оперы стало ясно, что печальная судьбы «Корсара» незаслуженна. Опера не хуже и не лучше прочих сочинений Масэтро из Буссето периода «каторжных работ» и помимо романса Медоры в ней есть другие впечатляющие страницы, например, финал второго действия.

В нынешнем году «Корсар» вновь появился в Парме. И это не первое появление прочно забытого названия на пармской земле. За последнее десятилетие музыка оперы звучала в стенах двух театров, не только в Реджо, но и в крошечном театрике городка Буссето, рядом с которым в деревеньке Ле Ронколе Верди появился на свет.

Прокатываемый ныне на Вердиевском фестивале «Корсар» подписан именем ныне покойного Ламберто Пуджелли. Премьера состоялась в 2004 году, в году 2008 спектакль перенесли на сцену театра в Буссето. И вот возвращение на сцену театра Реджо благодаря любовной работе вдовы покойного мастера, Грации Пульвиренти. «Корсар» Пуджелли очень красив, и за минувшие годы нимало не утратил присущих ему блеска и лоска!

Сказочной красотой спектакль обязан постановочной команде в лице сценографа Марко Капуаны и художницы по костюмам Вере Мардзот. Вольно или невольно они апеллируют к оперному театру минувших эпох, создавая романтическое красочное зрелище, которое отсылает к мелодрамам, что некогда имели успех в театрах парижских бульваров. Дух приключений в духе Александра Дюма осеняет их работу. Но итальянцы вспомнят и произведения Эмилио Сальгари, которые уводят в мир путешествий по экзотическим странам.

Сцена в пармском «Корсаре» превращена а палубу корабля с непременным мачтами и парусами. Произведения живописи эпохи романтизма так и приходят на ум: паруса, словно надутые ветром, и паруса, в одночасье падающие, паруса, окрашенные в разные цвета (работа художника во свету Андреа Борелли непрестанно радует глаз и возбуждает фантазию зрителя), большие куски спадающей из-под колосников ткани, мягкие линии которых словно призваны чуть приоткрыть любопытным красоту обитательниц гарема. Элементы сценографии Капуаны на глазах зрителя превращаются в залы дворца Сеида, башню, тюрьму. Захватывают воображение белоснежные рубашки корсаров в сочетании с черным низом, многоцветные костюмы одалисок. Отличную работу проделал педагог по фехтованию Ренцо Музумечи Греко, который обучил артистов хора сражаться на саблях. Великолепный хор театра Реджо показал себя не только с вокальной, но и с актерской стороны.

Жаждущие погрузиться в мир романтических приключений, посмотреть спектакль под маркой «плаща и шпаги», да еще послушать полную огня музыку раннего Верди никак не могли не посетить «Корсара» в театре Реджо в Парме.

Если спектакль Пуджелли функционировал отлично и захватывал воображение, то происшедшее с составом исполнителей с полным правом можно было бы назвать «balletto», словом, которым в Италии обозначают все неожиданно меняющееся и неопреденное. Зрители, побывавшие на разных представлениях, видели, быть может, один спектакль, но слушали совершенно другой. Автору этих строк привелось видеть и слушать спектакль с Диего Торре в главной партии. На мексиканского тенора совершенно необходимо потратить несколько строк – во избежание возможного недоразумения.

Торре был заявлен в афише, но в премьерный вечер предстал в совершенно ужасной форме. Голос диктора объявил о болезни певца, замены которому не было. Торре кое-как допел спектакль. Публике премьеры явно не повезло.

На втором представлении на суд зрителей вышел Бруно Рибейра, тенор из серии «ничего особенного», но наделенный привлекательной сценической внешностью и в вокальном отношении переносимый. Когда автор (посетившая на третье представление) вошла в вестибюль театра Реджо, так все еще висела афиша с наклеенным поверх имени Диего Торре именем Бруно Рибейры. Но на сцену вышел Диего Торре, которого трудно спутать с кем-либо другим: этот тенор, к его несчастью, отличается не очень привлекательной внешностью.

И, странным образом, Диего Торре не просто достойно, а хорошо выступил в партии Конрада! Голос Торре – достаточно яркий тенор lirico spinto – звучал горячо и темпераментно. Певец прекрасно чувствовал романтически приподнятый стиль раннего Верди, его фразировка была продуманна, дикция отчетлива. За отдельные фрагменты партии и при выходе на поклоны публика наградила его заслуженными аплодисментами. Так что, если Диего Торре в чем и провинился перед нею, то полностью заслужил прощение. В непреходящее смущение повергла физическая форма певца: его объемы превосходят даже самое смелое воображение. Что бы ни делал этот Конрад, обнимал ли Медору, сражался ли с неверными, томился ли в цепях или карабкался по лестнице в финале,- все было безжалостно комично. Хотя в опере самое важное – пение, все же она еще и театр. Не может же, в самом деле, герой Байрона и Верди вызывать смех сквозь слезы...

Место первоначально заявленной в афише Паолетты Марроку, которую затем заменили на Вирджинию Толу, заняла Сильвия Делла Бенетта, которая явила убедительную Гюльнару, романтическую, влюбленную, отважную и героическую. Партия прозвучала достойно, хотя и не доставила особого наслаждения ушам: голос певицы суховат, жестковат, тембр не отличается красотой, а колоратура – точностью. Все же Делла Бенетта удостоилась искренних аплодисментов, которые, на взгляд автора, были заслуженными.

Джессика Нуччо в роли возлюбленной Конрада Медоры была первоначально заявлена в составе «Корсара» и осталась на своем месте. Наделенная physique du role певица очаровала нежностью, хрупкостью, создала у слушателя ощущение обреченности героини. Певица даже пленила музыкальностью и проникновенностью, но голос ее явно был жидковат, окрашен белесо, слишком хрупок.

Баритон Иван Инверарди в свою очередь занял место первоначально заявленного в афише болгарского певца Кирила Манолова. В роли паши Сеида Инверарди напоминал статую, которую скульптор высек одним ударом. Голос крупный, без труда летящий в зал, но слишком «прямой», однокрасочный.

В «балете» имен участвовал и дирижер Иван Франческо Чампа, вышедший на подиум вместо Алена Гингала. Он провел большую часть репетиций и, в конце концов, на афише стояло его имя. У дирижера никак нельзя было отнять темперамента и горячего стремления как можно лучше выполнить возложенную на него трудную задачу, но ведомый им оркестр часто шел по дороге, отличной от той, которой следовали солисты и хор. В исполнении «Корсара» возобладали размашистость и недостаток выделки.

Пармский «Корсар» издания 2015 года родился под не слишком счастливой звездой. Но по ходу дела сиявшая над ним звездочка разгорелась и послала немного волшебного света тем, кто следил за ней с земли.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Пармский театр Реджо

Театры и фестивали

Джузеппе Верди

Персоналии

Корсар

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ