Оперная панорама

Евгений Цодоков
Главный редактор
Мариинка на океане. «Геракл» Генделя в Уфе. Дебют Хуана Диего Флореса в «Лючии ди Ламмермур». Каспер Хольтен покидает Ковент-Гарден.

Мариинка на океане

Как известно, недавно было объявлено, что Приморский театр на Дальнем Востоке стал филиалом Мариинского театра. Предлагаем читателям фрагмент интервью Валерия Гергиева, опубликованное в «Российской газете», где речь идет об этом событии. С В. Гергиевым беседует И. Муравьева.

Новость, которая удивила всех - Приморский оперный театр во Владивостоке стал филиалом Мариинского театра. Это ваша идея или город сам не может освоить оперный театр?

Валерий Гергиев: Это не моя инициатива и это не эксперимент. Это предложение Владимира Владимировича Путина помочь становлению театра на Дальнем Востоке. Это хорошая идея, поскольку Владивосток - очень важный центр: рядом Корея, Китай, Япония. И если в Москву надо лететь 10 часов, то здесь везде - по часу-два. Предложение это нашло отклик в моей душе, потому что я хорошо знаю этот регион. Мы регулярно выступаем и в Корее, и на Тайвани. В Японию я езжу уже тридцать лет и бывал там раз 80. В Пекине в декабре 2007 года я открывал громадный Центр исполнительских искусств с оркестром и труппой Маринского театра. Тем более естественно, если мы постоянно бываем в Китае или Токио, то должны бывать и во Владивостоке. Мариинский театр здесь - один из мощных примеров того, как должен функционировать современный российский театр: это коллектив - работяга, с блестящими ресурсами труппы. У нас только в оркестре более 350 музыкантов: одни сейчас играют в Японии, мы, например, в Самаре, а 160 трудится дома, играя ежедневно по 3-4 спектакля. Мы даем тысячу спектаклей по всему миру, и залы переполнены и в Петербурге, и в Москве, когда мы там бываем, и в российских регионах, и в Америке. И ничто нас не сбивает со взятого курса: ни события вокруг Украины или Крыма, ни выкрики где-нибудь в Карнеги-холл, когда с нами почему-то связали принятие одного из российских законов. Так что коллектив Мариинского театра может помочь театру во Владивостоке пойти вперед, набрать репертуар, вырастить звездных исполнителей.

Как технически может функционировать связь Мариинского театра и филиала: показали сейчас "Пиковую даму" Юрия Темирканова, и дальше декорации и костюмы спектакля остаются на Дальнем востоке?

Конечно: мы здесь сами с собой делимся. Надо привыкнуть к мысли, что мы полностью отвечаем за Владивостокский театр. Этот театр тоже Мариинский - Приморская сцена. У Мариинского театра есть сотни спектаклей, а это стоит миллиарды рублей. Надо быть практиками.

Но чтобы постоянно летать из Петербурга во Владивосток, нужны специальные ресурсы, может быть даже собственный самолет?

Если мы выступаем в Ханты-Мансийске, в Казани, в Томске, в Кемерово, то при умной организации вместо того, чтобы лететь по 9-10 часов, можно и по 2-3 часа летать. Мы будем пробовать все. На открытие проведем телевизионную трансляцию торжественного гала-концерта на весь мир - и, прежде всего, для любителей оперы и балета в Корее, Китае, Японии, на Дальнем Востоке. К нам смогут прилететь из Сеула, из Саппоро, из Ниигаты, из Осаки, из Токио - соседей много. В Китае есть города, откуда 20-30 минут до Владивостока лететь.

Думаете, они будут летать в русский оперный театр?

За Мариинским оркестром летают из Токио в Нью-Йорк. И из Сеула летают. И из Китая. Не тысячами, но летают. У нас много поклонников.

И каким планируется первый сезон Приморской Мариинки?

Репертуар будет объявлен. Возглавит оперу Лариса Дядькова, выдающаяся артистка, которая пела во многих театрах по всему миру. У нее громадный опыт, и сейчас она много времени проводит во Владивостоке. С одной стороны, она хорошо знает труппу Мариинского театра, представляет его традицию, с другой стороны - мы будем вместе с ней оценивать возможности, которые имеются в театре во Владивостоке. Главное для нас - не коммерческие показатели: наши главные усилия должны быть брошены на просветительские и познавательные акции для детей, школьников и студентов. Только что я был несколько часов во Владивостоке, и первое, что сделал - подписал с ректором Дальневосточного университета договор, по которому Мариинский театр предоставляет возможность студентам бывать на спектаклях и концертах в театре, построенном, кстати, государством. Если говорить о государственном мышлении, то в Мариинском театре сотни спектаклей, а это огромное богатство - творческое и материальное. В следующем году 23 апреля Сергею Сергеевичу Прокофьеву исполнится 125 лет. У нас в Мариинском идут все его оперы. Дальневосточный театр тоже поставил "Повесть о настоящем человеке" и уже показал эту постановку в нашем театре. А мы могли бы в ближайший год показать все оперы Прокофьева во Владивостоке, просто их надо туда перевезти. Вот в таком творческом слиянии есть огромный потенциал. Самое главное, чтобы мы, смешивая возможности Мариинского театра и коллектива, который уже там существует, находили лучшее решение.

Во Владивостокском театре так же представляют свою перспективу?

Если у меня появится ощущение ненужности нашего там появления, я буду первым, кто подумает, может, тут и без нас обойдутся? Но сегодня я считаю это необходимым и умным решением…

Российская газета, 13.12

«Геракл» Генделя в Уфе

В Башкирском театре оперы и балета 25-26 декабря состоится российская сценическая премьера знаменитой оратории Генделя «Геракл» («Геркулес»). Постановку готовят главный дирижер театра Артём Макаров и режиссер-постановщик Георгий Исаакян.

Многие оратории великого композитора по своему строению и драматической наполненности близки к оперному жанру. Неудивительно поэтому, что в последние годы сложилась традиция их театрального воплощения на сценах оперных театров.

В России этот опус Генделя впервые прозвучал в концертном исполнении в январе 2013 года в Концертном зале имени Чайковского под управлением английского маэстро Кристофера Мулдса, вставшего за пульт Московского камерного оркестра «Musica Viva», с интернациональным составом солистов.

Дебют Хуана Диего Флореса в «Лючии ди Ламмермур»

В барселонском театре «Лисео» с 4-го по декабря проходит премьерная серия показов оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур» – перенос спектакля Цюрихской оперы. Постановка Дамиано Микьелетто. Дирижер Марко Армилиато.

Барселонский спектакль привлек свое внимание, прежде всего, дебютом в партии Эдгардо (в русской традиции – Эдгара) всеобщего любимца публики Хуана Диего Флореса. Надо признать, что Флорес, видимо, решил следовать распространенной тенденции постепенного перехода от более легких лирических партий к более плотному драматическому репертуару. Сравнительно недавно, например, по этому же пути пошел и другой знаменитый белькантист Грегори Кунде. До какого предела доведет Флореса эта непростая дорога – покажет время.

Наш автор Арина Саникович побывала на премьерных спектаклях барселонской «Лючии» с двумя составами. В следующем выпуске журнала мы познакомим читателей с ее впечатлениями от этих представлений.

Каспер Хольтен покидает Ковент-Гарден

На прошлой неделе пресс-офис Royal Opera House преподнес неожиданный сюрприз. Было объявлено, что художественный руководитель и директор ROH Каспер Хольтен в марте 2017 года покидает Королевскую оперу и возвращается в Копенгаген.

«Мне нравится работать в КО, но, когда я переехал в Лондон, мы с моей партнершей не имели детей. Теперь у нас двое, и после долгих смятений мы решили, что хотим быть вместе с нашими семьями, и однозначно дом наш должен быть в Копенгагене, где дети будут расти и ходить в школу. Мне был предложен контракт еще на пять лет, но я попросил продлить его только на семь месяцев, чтобы дать время Королевской опере найти подходящую кандидатуру на этот пост и завершить новую постановку вагнеровских “Мейстерзингеров”. Я вернусь, чтобы продолжить наши совместные с Тони (Антонио Паппано, музыкальный руководитель Королевской оперы – прим. ред.) проекты. С очень тяжелым сердцем я пишу Вам эти строки, но – решение принято, и оно было неизбежным. С теплыми пожеланиями – Каспер» - прочитали мы в его обращении к труппе.

Антонио Паппано, музыкальный руководитель Королевского театра оперы сказал: «Каспер Хольтен во время своего пребывания в Королевском оперном театре продемонстрировал сверхъестественную энергию, настойчивость и видение будущего нашего великого театра. Мое сотрудничество с ним во время постановки «Крол Рогер» было одним из самых плодотворных опытов, который я имел за всю историю моей работы в этом театре. Мне очень грустно, что он решил и должен уйти. Я считаю, это будет большая потеря для нашей компании и для меня лично. Я желаю ему и его семье всего наилучшего».

Подготовил Евгений Цодоков

По материалам СМИ и пресс-релизам оперных театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ