«Милосердие Тита» как источник музыкального восторга

Игорь Корябин
Специальный корреспондент
Обсуждаемое «Милосердие Тита» прозвучало в 224-ю годовщину смерти композитора (он умер 5 декабря 1791 года), а 27 января следующего года мир отметит 260-ю годовщину его рождения. Нынешний проект как раз и был посвящен предстоящей дате, в целом, став, несомненно, достойным этого посвящения. Для отечественных концертных подмостков «Милосердие Тита» как источник музыкального восторга – реальность довольно редкая, нетипичная и далеко не очевидная. И то, что на сей раз музыкальный восторг в душе критика всё же поселился, заставляет думать, что для исполнения подобного рода музыки маэстро-дирижера, специализирующегося на ней, всё же наиболее оптимально «выписывать» именно из-за рубежа.

Предпоследняя опера Моцарта прозвучала в Московской филармонии

С начала нынешнего сезона в Концертном зале им. П.И. Чайковского мы встретились не с одним оперным раритетом из числа тех, которые для нашей филармонической афиши являлись таковыми довольно длительное время. Мы услышали «Семирамиду» Россини, «Гамлета» Тома, «Сироя» Хассе, «Искателей жемчуга» Бизе. Так что, казалось бы, «Милосердием Тита» Моцарта, которое уже звучало и здесь, и в Доме музыки, удивить московских меломанов, на первый взгляд, было уже и невозможно.

Однако удивиться в хорошем, весьма позитивном смысле пришлось, ибо на сей раз высокий уровень музыкальной интерпретации этого шедевра Моцарта оставил прошлое весьма непритязательное исполнение силами столичной «Геликон-Оперы» далеко позади. И как бы ни банально звучал тезис о том, что всё, в конечном счете, зависит от дирижера, начать эти заметки необходимо именно с него. Итальянец Стефано Монтанари, вставший за дирижерский пульт нынешнего концертного исполнения 5 декабря, запомнился еще по его изумительной интерпретации «Così fan tutte» Моцарта в постановке Большого театра России, премьера которой состоялась на Новой сцене в мае прошлого года. То, что Моцарт – стопроцентно «его композитор», стало абсолютно понятно и на этот раз.

По музыкальной форме и структуре либретто «Милосердие Тита» – типичная опера-сериа, но в год ее пражской премьеры (1791) – последний год жизни Моцарта – она вряд ли воспринималась барочным анахронизмом: музыкальная память эпохи была всё еще сильна, хотя классический язык Моцарта от вычурности барокко всё же ушел далеко вперед. Барочным анахронизмом эта опера видится с позиции нашего времени. И главная заслуга названного итальянского маэстро, представившего эту оперу в рамках абонемента Московской филармонии «Оперные шедевры», заключается в том, что старомодную музыку, балансирующую между барокко и классицизмом, он заставил звучать по-современному свежó, темпераментно ярко и поразительно искренне.

Стефано Монтанари – специалист по старинному аутентичному исполнительству, однако на сей раз он встал за дирижерский пульт современного классического коллектива – Государственного академического камерного оркестра России под руководством Алексея Уткина. На вскидку, конечно, сказать трудно, но припомнить участие этого коллектива в барочно-классицистских оперных проектах последних лет что-то с ходу у меня и не получается. А оркестр и впрямь замечательный, предельно сыгранный, захватывающий на редкость благородным, рафинированным звучанием – и эту сферу оперной деятельности ему, несомненно, надо расширять. Музыкальным ассистентом дирижера выступил Артем Гришаев, пианист-концертмейстер Большого театра России. Стилистически адекватную и музыкально тонкую хоровую поддержку проекту оказал Вокальный ансамбль «Интрада» под руководством Екатерины Антоненко. Особо отметим прекрасные инструментальные соло Валентина Азаренкова – в известной арии Секста «Parto, parto» на кларнете и в арии Вителлии «Non più di fiori» на бассетгорне.

Как и любая опера-сериа, и этот опус Моцарта, в основном, – нескончаемая последовательность речитативов и арий, хотя партитура довольно компактна: в ней всего два акта. Наличие вполне зрелой и выразительной по музыке увертюры, ряда хоровых эпизодов (не только обязательного финального хора), тройки дуэтов и тройки терцетов вносит в нее известное музыкальное разнообразие. В финале оперы римский император Тит Флавий Веспасиан прощает заговорщиков, покушавшихся на его жизнь – своего лучшего друга Секста и тщеславную Вителлию, претендовавшую на руку императора и спровоцировавшую на его несостоявшееся убийство влюбленного в нее Секста. Побочная линия – любовные проблемы Сервилии и Анния, соответственно, сестры и друга Секста. «Секстет» персонажей этой оперы завершается Публием, советником и наставником Тита.

Итальянка Анна Бонитатибус в партии-травести Секста в обсуждаемый вечер была, что называется, в ударе: ее голос звучал ровно и свободно, эмоционально выразительно, с довольно плотным тембральным наполнением, а артистическая убедительность певицы вызывала к ее персонажу безусловное слушательское доверие и сочувствие. Казалось, эта известная специалистка по барочной музыке, запомнившаяся московским выступлением и в другой травестийной партии (Орфея в «Орфее и Эвридике» Глюка – Берлиоза в начале 2006 года), просто создана для воплощения партии Секста! Эта музыка вполне подходит ее «короткому» барочному голосу на стыке сопрано и меццо, хотя официально певица и позиционирует себя как меццо-сопрано. Каскад арий и других номеров партии Секста ей действительно удался на славу и подарил немало приятных мгновений.

И этот же голос, в чем мы также смогли убедиться в Москве, в высокие требования романтического бельканто вписывается с трудом. Речь идет о главной партии в «Золушке» Россини в ноябре 2006 года в Большом зале консерватории и о Ромео в «Капулети и Монтекки» Беллини на открытии филармонического сезона 2008/2009. И лишь барочный репертуар (в данном случае барочно-классицистский) остается для певицы той сферой приложения, в которой она способна всё еще быть интересной и убедительной. Любопытно, что геликоновское исполнение «Милосердия Тита» в Концертном зале им. П.И. Чайковского состоялось неделей раньше «Орфея и Эвридики» с Анной Бонитатибус в Большом зале консерватории (оба проекта – января 2006 года). И тогда исполнение предпоследней оперы Моцарта было приурочено к 250-летию со дня его рождения.

Когда же осенью 2008 года Анна Бонитатибус пела в Москве «Капулети и Монтекки», в партии Тебальдо в том проекте был занят молодой тенор (еще тогда студент пятого курса) Сергей Романовский. Среди московских меломанов он стал знаменит тем, что в возрасте 24 лет (!) весной 2009 года дебютировал в «Ла Скала» в партии Графа Либенскофа в «Путешествии в Реймс» Россини. Сегодня карьера этого исполнителя развивается очень стабильно, и Россини, несмотря на довольно-таки спинтовый тембр голоса певца, остается одним из главных его композиторов. Это показало и блестящее исполнение им в Москве партии Идрено в упомянутой выше «Семирамиде».

В последнее время Сергей Романовский заметно прибавил и в пластике, и в подвижности, и в кантиленности посыла, и в благородстве актерской манеры, да и верхние ноты стали звучать у него свободнее и естественнее. Сей творческий результат привел к тому, что и партия Тита нашла в лице этого певца стилистически адекватного и музыкально тонкого интерпретатора. Ближе к началу второго акта в ней есть весьма эффектное кантиленное соло с хором, а главная программная ария Тита «Se all’impero, amici Dei», в структуре da capo которой – быстрая, медленная и снова быстрая часть, звучит уже ближе к финалу. Эти два фрагмента в разветвленной структуре музыкальных номеров партии Тита остались в памяти как особенно яркие. В небольшой партии Публия владение стилем и развитой певческой культурой обнаружил бас из Молдовы, ныне солист Большого театра России Олег Цыбулько.

Меццо-сопрано из Нидерландов Оливия Фермойлен (Анний, еще одна партия-травести), сопрано из США Анжела Валлоун (Сервилия) и сопрано из Норвегии Биргитта Кристенсен (Вителлия) – оставшийся «терцет» женских голосов. Впечатления от него – лишь номинальные, без открытий: все трое, как говорится, пели и пели… Но, впрочем, в голосе последней певицы всё же ощущались остатки былой вокальной роскоши. Фактура его уже явно была сработана, эмиссия ухабиста и брутальна, а сам образ Вителлии без тонкой музыкальности и аффекта коварности, предстал лишь весьма забавным гротеском, однозначно выбивавшимся из музыкального стиля.

Обсуждаемое «Милосердие Тита» прозвучало в 224-ю годовщину смерти композитора (он умер 5 декабря 1791 года), а 27 января следующего года мир отметит 260-ю годовщину его рождения. Нынешний проект как раз и был посвящен предстоящей дате, в целом, став, несомненно, достойным этого посвящения. Для отечественных концертных подмостков «Милосердие Тита» как источник музыкального восторга – реальность довольно редкая, нетипичная и далеко не очевидная. И то, что на сей раз музыкальный восторг в душе критика всё же поселился, заставляет думать, что для исполнения подобного рода музыки маэстро-дирижера, специализирующегося на ней, всё же наиболее оптимально «выписывать» именно из-за рубежа.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ