Сама «Норма» — уже подарок!

Концертное исполнение шедевра Беллини в Мариинском театре

Концертное исполнение шедевра Беллини в Мариинском театре
Оперный обозреватель
Однако нельзя сказать, что эти весьма радужные надежды и чаяния публики оправдались на этот раз в полной мере, а большой предварительный кредит доверия слушателей был возвращен исключительным по качеству исполнением заглавной партии в том числе. Панкратова держалась весьма уверенно и старалась казаться спокойной, но отсутствие чувственности, должного эмоционального наполнения в вокале, старательное пропевание, а также заметные усилия и напряженность в голосе выдавали отчетливое беспокойство. Голос Панкратовой часто подводил ее, верхние ноты некоторых колоратурных пассажей звучали неровно, остро и даже слишком пронзительно и резко.

Еще в конце прошлого сезона, когда в Мариинском театре были открыты продажи абонементов на нынешний, 233 сезон, все поклонники оперы смогли убедиться, что театр готовит для них приятный сюрприз в виде серии концертных исполнений пяти оперных шедевров, которых нет в привычном репертуаре театра. Название абонемента – «Мастера бельканто», сразу же привлекло к себе пристальное внимание публики, и места в залах были выкуплены в весьма короткие сроки.

1/4

Безусловно, ожидания слушателей были связаны еще и с тем, что, как логично было бы предположить, название абонемента должно иметь заведомо прямое отношение не только к авторам заявленных шедевров, но и к исполнительскому составу. В начале декабря серию открыло исполнение «Золушки» Россини. Этот первый концерт абонемента дал понять, что театр намерен справляться с достаточно непростыми задачами исполнения в основном собственными силами, поскольку из приглашенных певцов был только Алексей Татаринцев, выступивший в партии принца Рамиро. Его пение стало самым ярким и удачным исполнением вечера, имело большой успех и надолго запомнилось любителям оперы.

То, что второй концерт абонемента так или иначе станет значительным событием и для театра, и для публики было предопределено заранее, поскольку это была «Норма» Беллини. Нет нужды лишний раз говорить о значении этой оперы для традиций бельканто, а также о том, что ее заглавная партия признана одной из самых трудных для певиц, а каватина Нормы «Casta Diva» – один из наиболее популярных и известных публике шедевров мировой оперной классики.

Однако, для российских театров эта опера – большая редкость. Последняя постановка оперы на сцене Мариинского театра затеряна во глубине веков, а ее концертные исполнения в этом театре можно буквально сосчитать по пальцам. Предыдущее исполнение состоялось на Новой сцене театра в июле 2013 года. Дирижировал тогда Михаэль Гютлер, а партию Нормы исполнила Мария Гулегина. Несмотря на то, что первоначально партия Нормы была написана для Джудитты Пасты, уникальной певицы «сопрано-контральто», а партия Адальджизы была предназначена более легкому голосу сопрано Джулии Гризи, в современной трактовке Норма – это преимущественно лирико-драматическое сопрано, а Адальджиза – ярко выраженное драматическое меццо-сопрано. При этом партия Нормы исключительно сложна необходимостью истинно драматического звучания при обязательной блестящей колоратуре.

Нынешний концерт ознаменовался исполнением партии Нормы Еленой Панкратовой. Эта певица знакома и любима слушателями Мариинского театра. Ее недавние выступления были запоминающимися и яркими. Певица исполнила на сцене Мариинского театра партии Зиглинды, Турандот, Одабеллы в «Аттиле» и Леоноры в «Силе судьбы». Поскольку Норма также входит в репертуар певицы, ее имя в нынешней афише вылядело обнадеживающе. У певицы крупный и красивый голос, который звучит достаточно ровно во всех регистрах, и она владеет им в совершенстве.

Однако нельзя сказать, что эти весьма радужные надежды и чаяния публики оправдались на этот раз в полной мере, а большой предварительный кредит доверия слушателей был возвращен исключительным по качеству исполнением заглавной партии в том числе. Панкратова держалась весьма уверенно и старалась казаться спокойной, но отсутствие чувственности, должного эмоционального наполнения в вокале, старательное пропевание, а также заметные усилия и напряженность в голосе выдавали отчетливое беспокойство. Голос Панкратовой часто подводил ее, верхние ноты некоторых колоратурных пассажей звучали неровно, остро и даже слишком пронзительно и резко. Возможно, нужно винить в этом установившиеся в Петербурге холода, поскольку влажность в сочетании с морозами негативно влияет на голос, возможно, дело не в них. Однако фактом остается то, что загодя заявленная on-line трансляция, при которой, благодаря современным технологиям, слушательская аудитория многократно увеличивается, была отменена без объяснения причин.

Странным оказалось и расположение солистов на сцене. Им выделили место слева от оркестра, за первыми скрипками, т.е. они оказались фактически зажаты между скрипками и ударными. Это явно не было удобным для певцов, например, Панкратова постоянно делала несколько шагов вперед, чтобы петь, находясь хотя бы на линии скрипок, а не позади них. Но, в то же время, такое расположение позволяло дирижеру видеть и контролировать певцов.

Как и в 2013 году за пультом стоял Михаэль Гютлер. Несмотря на то, что дирижер этот славится своей отличной профессиональной работой, большим опытом, и оркестр под его управлением звучал в основном хорошо, с прозрачным, четким и ясным звуком и достаточно бережным и внимательным отношением к певцам, все равно недостаточное количество репетиционных подготовительных часов было ощутимым. Начало было сыграно слишком плотно и объемно, а второе действие и вовсе омрачилось парой вступлений не вовремя. Если вступление одного инструмента еще можно было не заметить, то вступивший раньше хор заметили практически все. Такая небрежность при исполнении знакового произведения была огорчительна не только для публики, но и крайне неприятна и обидна для самих исполнителей, безусловно обладающих всеми качествами для достижения гораздо лучшего результата.

Партию Адальджизы, как и в 2013 году, исполнила Надежда Сердюк. Партия эта мало уступает по сложности партии Нормы, и в целом исполнительница проявила себя с самой лучшей стороны, нисколько не потерявшись в обоих случаях в дуэтах со звездными партнершами. Певица имеет собственную, очень узнаваемую трактовку партии. Не всем, возможно, она нравится, однако она есть, а это свидетельствует о вдумчивой работе над партией. Адальджиза Надежды Сердюк не та привычная, юная, смущенная и порывистая жрица с хрустальными звонкими серпантинами, но скорее отрешенная монашка, которой свойственны самозабвение, всепрощение и смирение. Она нежна, покорна и проникновенно-глубока.

В партии Поллиона выступил Август Амонов, а Оровезо – Владимир Феляуэр. Трудно утверждать, что мужские партии отличались глубокой проработкой или особой интерпретацией, скорее они были исполнены в привычной этим певцам, уже знакомой постоянным слушателям, манере.

Хор играет в «Норме» не последнюю роль и порой выходит на первый план, особенно в финале. В этот раз он проявил себя неплохо, несмотря на досадную оплошность, но, безусловно, профессиональный блестящий хоровой коллектив Мариинского театра мог бы в иных условиях справиться со своей партией гораздо лучше. Вот это, вероятно, и есть тот лейтмотив, что очень точно отражает впечатление легкого разочарования от события – исполнения оперы «Норма» Винченцо Беллини в Концертном зале Мариинского театра. Неплохо, но могло быть гораздо лучше. Однако, «Норму» мы все же услышали, а это само по себе уже какой-никакой, но подарок.

Фото Натальи Князевой

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Мариинский театр

Театры и фестивали

Норма

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ