Умер Николаус Арнонкур

Евгений Цодоков
Главный редактор
С 1972 дирижер начинает выступать и с традиционными (современными) оркестрами. Он сотрудничает с крупнейшими из них – Венским филармоническим, оркестром Консертгебау, Камерным оркестром Европы, а после смерти Караяна, с которым он в последние годы жизни великого маэстро был в ссоре, и с Берлинским филармоническим. С этими и другими коллективами он исполнил и сделал большое количество записей музыки 19 в. (Бетховен, Шуман, Брамс, Дворжак) и даже отдельных сочинений 20 в. (Берг, Берио и др.). В 1973-93 гг. Арнонкур преподавал в зальцбургском Моцартеуме.

Пришло печальное известие – на 87-м году жизни умер выдающийся дирижер Никалаус Арнонкур. На его персональном сайте появилось объявление родственников маэстро: «5 марта 2016 года Николаус Арнонкур мирно скончался в кругу своей семьи. Наша печаль и благодарность велики…»

Австрийский дирижер, виолончелист, музыковед и педагог Николаус Арнонкур родился 6 декабря 1929 года в Берлине. После окончания учебы в Венской академии музыки с 1952 по 1969 год работал виолончелистом в Венском симфоническом оркестре, куда его пригласил Г. фон Караян. В 1953 основал в Вене ансамбль «Concentus Musicus», с которым в 1958 году начал давать регулярные концерты. Арнонкур – один из «пионеров» аутентизма – исполнения музыки прошлого (преимущественно барочной) на подлинных инструментах той эпохи (или исторически воссозданных) и в духе старинного музицирования, реконструированного на основе музыкально-теоретических и литературных источников того времени.

Поначалу его деятельность ограничивалась инструментальной и вокально-инструментальной музыкой (Бранденбургские концерты, кантаты, оратории И.С.Баха, «Мессия» Генделя и др.).

В 1971 Арнонкур впервые выступил на оперной сцене, исполнив «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди в венском театре Ан дер Вин (Свен Олаф Элиассон – Улисс, Норма Лерер – Пенелопа и др.), на следующий год эту же оперу он представил в миланском театре «Пикколо Скала».

Высшим достижением дирижера в этой области и кульминацией аутентичного стиля стал поставленный им совместно с режиссером Ж.-П. Поннелем в 1975-77 гг. в Цюрихе цикл опер Монтеверди («Орфей», «Улисс» и «Коронация Поппеи»). С Цюрихской оперой связаны и многие другие достижения Арнонкура, в 1980 он начал здесь «Идоменеем» свой второй знаменитый цикл моцартовских опер (отметим также «Похищение из сераля» в 1985 и «Так поступают все» в 1986). В 1976 маэстро поставил в Амстердаме оперу «Дидона и Эней» Пёрселла.

С 1972 дирижер начинает выступать и с традиционными (современными) оркестрами. Он сотрудничает с крупнейшими из них – Венским филармоническим, оркестром Консертгебау, Камерным оркестром Европы, а после смерти Караяна, с которым он в последние годы жизни великого маэстро был в ссоре, и с Берлинским филармоническим. С этими и другими коллективами он исполнил и сделал большое количество записей музыки 19 в. (Бетховен, Шуман, Брамс, Дворжак) и даже отдельных сочинений 20 в. (Берг, Берио и др.). В 1973-93 гг. Арнонкур преподавал в зальцбургском Моцартеуме.

Маэстро сотрудничает (наряду с Цюрихом) с оперными сценами Вены, Амстердама, Франкфурта-на Майне. В 1985 основывает фестиваль в Граце. В 1988 он исполняет «Дон Жуана» в Амстердаме, Париже и на Глайндборнском фестивале. С 1993 года выступает на Зальцбургском фестивале (с перерывом в 1996-2002). Его дебютной работой на этом форуме стала «Коронация Поппеи».

Среди других постановок в эти годы нашумевшая «Свадьба Фигаро» (1995), поразившая всех необычными темпами, редкие оперы Гайдна «Душа философа, или Орфей и Эвридика» (1995, Венский фестиваль) и Шуберта «Альфонсо и Эстрелла» (1997, Венский фестиваль).

В наступившем 21-м веке Арнонкур продолжает активно работать в оперном жанре. «Дон Жуан» (2002, с Томасом Хэмпсоном и стремительно восходящей европейской звездой Анной Нетребко), знаменует его возвращение в Зальцбург, там же он исполнил «Милосердие Тита» Моцарта (2003), «Короля Артура» Пёрселла (2004).

В исполнительском стиле дирижера в эти годы стал отчетливо ощущаться отход от принципов «правоверного» аутентизма, за что он подвергался критике со стороны приверженцев этого направления, а известный оперный импресарио Ж.Мортье, один из законодателей оперных «мод», даже упрекнул дирижера в излишнем романтизме.

Арнонкур, безусловно, является крупнейшим дирижером современности. Его стилю присущи тщательность деталей, оригинальная фразировка и темпы, любовь к контрастным сопоставлениям и неординарным звучаниям. Специализировавшийся сначала на операх Монтеверди, Моцарта, маэстро позднее расширил свой репертуар в этой области вплоть до оперетт («Летучая мышь», «Цыганский барон»). Среди его интерпретаций появились «Аида» (1997, Цюрих), «Кармен» (2005, Грац).

Арнонкур – автор ряда литературных работ (эссе, статей, лекций, докладов) по вопросам истории музыки и музыкального исполнительства. В 1994 вышла его книга «Музыкальный диалог» (Размышления о Монтеверди, Бахе и Моцарте), которая в 2005 опубликована в русском переводе под названием «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди».

Среди оперных записей (все на фирме Teldec) – «Коронация Поппеи» (Х.Донат, К.Берберян, Э.Сёдерстрём, Р.Хансман, Д.Луччарди, П.Эсвуд), «Дон Жуан», (Т.Хэмпсон, Э.Груберова, Л.Полгар, Р.Александер, Х.-П.Блохвиц, Б.Бонни), «Милосердие Тита» (Ф.Лангриджд, Э.Марри, Д.Зиглер, Л.Попп, Л.Полгар), («Похищение из сераля» (И.Кенни, П.Шрайер, М.Салминен, Л.Уотсон) и др.

Статья написана в 2006 году для Оперного словаря

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Николаус Арнонкур

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ