Оперная панорама

Следующий выпуск выйдет 30 мая

Евгений Цодоков
Главный редактор
Новый сезон Большого театра. Фестиваль «Звезды белых ночей». «Любовь к трём апельсинам» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. «Жизнь за царя» в Саратове. Концерт Макса Эмануэля Ценчича на фестивале «Опера априори».

Новый сезон Большого театра

В Большом театре России состоялась пресс-конференция, на которой были обнародованы творческие планы театра на новый 241-й сезон 2016/2017 гг. Наш журнал интересуют, естественно, планы оперной труппы, которые озвучил музыкальный руководитель и главный дирижер Туган Сохиев.

Четыре больших оперных премьеры ожидают нас в новом сезоне.

Первой из них станет «Манон Леско» Пуччини 16 октября на исторической сцене. Этот шедевр итальянского искусства ранее никогда не ставился в Большом театре. Дирижер-постановщик Ядер Биньямини, режиссер-постановщик Адольф Шапиро, сценограф – Мария Трегубова. В заглавной партии анонсировано участие Анны Нетребко, для которой это выступление станет дебютным на главной сцене страны. Второй исполнительницей станет испанка Айноа Артета. Де Грие споют Юсиф Эйвазов и уругваец Гастон Риверо.

25 ноября на Новой сцене будет представлена опера Бенджамина Бриттена «Билли Бадд», также никогда не шедшая в Большом. Ее представит публике Дирижер-постановщик Уильям Лейси, режиссер-постановщик Дэвид Олден и сценограф – Пол Стейнберг.

Следующая премьера пройдет уже в 2017 году – ею станет опера Мечислава Вайнберга «Идиот» по одноименному роману Ф. Достоевского. Этот композитор нынче весьма востребован на мировых оперных сценах. Впервые «Идиот», написанный в 1986 году, был поставлен в Московском Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского в 1991 году. И вот теперь – премьера на Новой сцене 12 февраля. Дирижер-постановщик Михал Клауза, которого мы только что могли послушать как интерпретатора «Дона Паскуале» Доницетти. Режиссер-постановщик Евгений Арье, сценограф – Семен Пастух.

Завершает сезон больших премьер «Снегурочка» Римского-Корсакова, которая будет исполнена на исторической сцене 15 июня. Дирижер-постановщик Туган Сохиев, режиссер-постановщик Александр Титель, сценограф – Владимир Арефьев.

Однако новости оперной программы на этом не исчерпываются. К 225-летию Россини театр представит в концертном исполнении «Путешествие в Реймс» под управлением Тугана Сохиева. Опера будет исполнена трижды – 27 января в концертном зале Филармония-2 и 29-30 января на Исторической сцене. 10 марта в зале Филармонии-2 прозвучит также в концертном исполнении «Орлеанская дева» Чайковского под управлением Тугана Сохиева, интерпретацию которого мы уже слышали в 2014 году.

Среди интереснейших событий – звездный состав декабрьских спектаклей «Дона Карлоса». На сцене Большого театра в этой опере споют Дмитрий Хворостовский, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Екатерина Губанова.

Кроме собственной творческой программы Большой театр в наступающем сезоне предоставит свою сцену другим коллективам.

В рамках впервые организованного Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» (о нем мы сообщали читателям в Оперной панораме от18 апреля) в Москву привезут свои спектакли Бурятский государственный театр оперы и балета им. Цыдынжипова (3 ноября – «Тоска» Пуччини) и Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Сивцева (15 ноября – «Князь Игорь» Бородина в новой музыкальной редакции Е.Левашева). Обширную фестивальную программу с 27 сентября по 1 октября на Новой сцене покажет петербургский театр «Зазеркалье» («Мадам Баттерфляй» Пуччини, Вечер комических опер, включающий «Директора театра» Моцарта и «Джанни Скикки» Пуччини, «Газета» Россини, «Любовный напиток» Доницетти, «Ноев ковчег» Бриттена, «Сказка о соловье, императоре и смерти» композиторов С.Гасанова, А.Никифорова и М.Огородова).

Особое место в гастрольной программе на сцене Большого театра занимает показ оперы М. Вайнберга «Пассажирка» в постановке дирижера Оливера фон Донаньи и режиссера Тадеуша Штрасбергера, которую представит 19 февраля Екатеринбургский театр оперы и балета. Таким образом, вместе с собственной премьерой «Идиота» этот спектакль в стенах Большого театра составит своеобразный фестиваль из произведений выдающегося композитора, творчество которого по праву принадлежит польской и русской культурам.

Наряду с приемом гостей Большой театр и сам отправится в наступающем сезоне на гастроли. В рамках визита оперной труппы, хора и оркестра в Швейцарию и Францию в марте месяце в Цюрихе и Женеве состоятся концерты солистов оперы и оркестра, а в Тулузе и Париже будет дана в концертном исполнении «Орлеанская дева».

Большой театр примет также участие в Международном фестивале в Савонлинне (Финляндия), где покажет «Иоланту» (с симфонической сюитой «Щелкунчик») и «Евгения Онегина» (концертное исполнение).

Фестиваль «Звезды белых ночей»

С 26 мая по 24 июля в Петербурге состоится очередной 24-й фестиваль «Звезды белых ночей». Его оперная программа обширна и весьма интересна. Вот наиболее значимые фестивальные события:

27 мая. «Симон Бокканегра» Верди под управлением Валерия Гергиева при участии Пласидо Доминго и Татьяны Сержан.

28 мая и 2 июня премьера оперы «Самсон и Далила» в постановке Валерия Гергиева и Янниса Коккоса. Во втором спектакле анонсировано участие Екатерины Семенчук и Грегори Кунде.

29 мая. В спектакле «Травиата» участвует Ольга Перетятько. За дирижерским пультом Пласидо Доминго.

4 июня. В «Лоэнгрине» споет Анна Нетребко, которая незадолго до этого дебютирует в партии Эльзы на сцене Дрезденской оперы (см. об этом подробнее здесь).

6 июня. Концерт с участием Анны Нетребко. Более подробная информация будет опубликована позднее.

8 июня. «Аттила» Верди под управлением В.Гергиева с участием М.Гулегиной и И.Абдразакова.

13 июня. «Чечилия Бартоли. Из Венеции в Санкт-Петербург». В концерте с таким названием принимают участие сама Чечилия Бартоли и оркестр «I Barocchisti» под управлением Диего Фазолиса. В программе сочинения А.Вивальди, Г.Раупаха, Б.Галуппи, Ф.Арайи, И.А.Хассе, Н.Порпоры.

20 июня. «Князь Игорь» Бородина с участием Ольги Бородиной.

2-3 июля. «Симон Бокканегра» под управлением В.Гергиева с участием Ф.Фурланетто.

6 и 9 июля. В Концертном зале премьера оперы «Идиот» М.Вайнберга. Дирижер Томас Зандерлинг. Режиссер – Алексей Степанюк. Участвуют солисты Академии молодых певцов Мариинского театра.

8 июля. «Реквием» Верди с участием О.Бородиной и Ф.Фурланетто.

24 июля. На закрытии фестиваля в Концертном зале состоится мировая премьера оперы Леонида Клиничева «Казаки» с участием солистов Академии молодых певцов Мариинского театра.

В этом анонсе перечислены только наиболее важные оперные события фестиваля. Среди множества других интересных представлений публика сможет увидеть оперы «Волшебная флейта», «Трубадур», «Свадьба Фигаро», «Царская невеста», «Тоска», «Игрок», «Аида», «Иоланта», «Война и мир», «Фауст», «Мадам Баттерфляй», «Евгений Онегин», «Дон Карлос», «Сказка о царе Салтане», «Севильский цирюльник», «Летучий голландец», «Садко», «Опричник», «Любовный напиток», «Дон Жуан», «Пиковая дама», «Паяцы», «Риголетто», «Сон в летнюю ночь», «Сила судьбы», «Любовь к трём апельсинам», «Троянцы», «Кармен» и др. Насыщенной будет и концертная программа форума.

«Любовь к трём апельсинам» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

10, 11, 13, 14 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоятся премьерные показы оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам». Постановка приурочена к 125-летию со дня рождения великого русского композитора. Над постановкой работают приглашенный дирижер Александр Лазарев, главные режиссер и художник Музыкального театра Александр Титель и Владимир Арефьев.

Спектакль уже шел в Латвийской национальной опере (дирижер – Мартиньш Озолиньш), где получил признание зрителей и прессы. Теперь создатели спектакля Александр Титель и Владимир Арефьев решили перенести его в Москву и создать новую сценическую редакцию.

«Любовь к трем апельсинам» – опера про театр. И большинство спектаклей так и ставят, используя известный прием «театр в театре». Нам хотелось выйти за пределы традиции, выйти из театра.

Сочиняя этот спектакль, мы представили себе, что в результате какого-то инцидента на улице вдруг столкнулись пожарные, полиция, скорая помощь, и, конечно, журналисты. И это уже был повод для рождения спектакля, потому что театр, как известно, родился на площади. В результате мы пришли к чему-то вроде уличного театра, когда история завязывается среди обычных людей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах.

Еще это история про то, что нельзя унывать. Про торжество смеха, искусство смеха. Прокофьев писал в мемуарах, что сочинял веселый спектакль. Про то, что если люди – хотя бы один человек или даже планета людей - способны к самоиронии, то мир не безнадежен. Вот и мы позволили себе немного подурачиться».

Александр Титель

Пресс-релиз театра

Примечание редакции:

Рецензию на латвийскую постановку оперы читайте здесь.

«Жизнь за царя» в Саратове

В Саратовском академическом театре оперы и балета 19 мая состоится премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Дирижер-постановщик - главный дирижер театра и художественный руководитель Юрий Кочнев. Режиссер и художник-постановщик Андрей Сергеев.

Предлагаем читателям ознакомиться с премьерным пресс-релизом, опубликованным на сайте театра:

«В театре оперы и балета начались генеральные репетиции оперы в трех действиях «Жизнь за царя» («Сусанин») М. Глинки, премьера которой состоится 19 мая 2016 года. Накануне премьеры режиссер и художник-постановщик спектакля Андрей Сергеев поделился секретами постановки:

«Михаил Иванович Глинка — наш первый русский классик и «Жизнь за царя» — первая русская опера. Она была очень популярна до 1917 года, премьерой оперы «Жизнь за царя» открывались практически все российские театры. Выросло не одно поколение музыкантов, воспитанных именно на этой опере Глинки. В 30-е годы XX века первоначальный текст оперы, написанный бароном Г. Розеном, был переделан. Автором новой литературной канвы стал поэт С. Городецкий. Таким образом, появилось произведение «Иван Сусанин», кардинально отличающееся от своего первоисточника. В советское время к барону Розену было пренебрежительное отношение, потому что он был при дворе. Но его современники А. С. Пушкин и В. А. Жуковский с большим уважением относились к нему. Розен был по происхождению — немец, но он с любовью относился к русской словесности и использовал старорусские обороты, понимая их красоту и ценность. Его текст своеобразен, но мне он более интересен, чем литературно выверенный текст С. Городецкого. Хотя я отдаю ему должное, ведь опера «Иван Сусанин» очень хорошая, если не задаваться вопросом о некоторых сюжетных несоответствиях.

В Саратове мы делаем попытку вернуться к музыкальному первоисточнику русской оперой классики и поставить ее в том виде, в котором ее написал М.И. Глинка. Эта опера шла на саратовской сцене в постановке Юрия Петрова с текстами С. Городецкого. Те артисты, которые ее учили, поют и сейчас, но они должны понимать, что опера совсем про другое».

Концерт Макса Эмануэля Ценчича на фестивале «Опера априори»

1 июня 2016 года в Большом зале консерватории (Москва, Б.Никитская, 13/6) состоится сольный концерт Макса Эмануэля Ценчича на закрытии III Международного фестиваля вокальной музыки «Опера априори»

Арии из опер композиторов эпохи барокко, редко или никогда ранее не звучавших в России – Алессандро Скарлатти, Леонардо Лео, Леонардо Винчи, Николы Порпоры – исполнит всемирно известный певец, продюсер, постановщик, подвижник, вернувший на сцену уже не одну барочную оперу Макс Эмануэль Ценчич (контратенор, меццо- сопранист, Хорватия/Австрия) в рамках мирового гастрольного тура в поддержку альбома «Arie Napoletane». Официальный релиз диска, выпущенного фирмой DECCA, состоялся 2 октября 2015.

Макс Эмануэль Ценчич выступит в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением народного артиста России Александра Рудина. Дирижирует Максим Емельянычев, обладатель высшей национальной театральной премии «Золотая маска» (2014), записавший этот диск вместе с Ценчичем и итальянским камерным оркестром Pomo d'Oro.

«Одной арии достаточно, чтобы не осталось сомнений в величии Ценчича. В нём сосредоточено то лучшее, чего сегодня достигли исполнители музыки барокко. Он стоит во главе новой эры выдающихся контратеноров и устанавливает стандарты»

Журнал L’Opera

«Элегические вздохи арий Скарлатти, штормящее море арий Лео, воинствующая месть арий Порпоры, трогательные до слез арии Перголези - всё прекрасно по форме и чувственной наполненности, бесподобно виртуозно интерпретируемые Ценчичем, что ещё раз доказывает, что он является одним из лучших певцов в своей области во всем мире… Диск «Неаполитанские арии» предлагает вам пережить всю гамму эмоций и впечатлений. И когда ты его слушаешь, ты понимаешь, почему именно Неаполь был оперным Эльдорадо Европы XVIII века». Портал BR-Klassik

Заказ билетов: на официальном сайте фестиваля http://operaapriori.com/tickets, в кассах БЗК и по телефону +7 903 777 2332.

Пресс-релиз «Опера априори»

По материалам СМИ и пресс-релизам театров и фестивалей

Подготовил Евгений Цодоков

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ