Оперная панорама

Евгений Цодоков
Главный редактор
Долгожданные гастроли театра Ла Скала в Большом театре. Новый сезон Геликон-оперы. Итоги International Opera Awards – 2016. Никола Решиньо – 100 лет.

Долгожданные гастроли театра Ла Скала в Большом театре

Событие, еще недавно казавшееся любителям оперного искусства несбыточной мечтой, обрело реальные очертания – на осень анонсированы большие гастроли миланского театра Ла Скала в Москве. Они состоятся с 10 по 16 сентября на Исторической сцене Большого театра. Визита такого масштаба из Милана не было у нас с 1989 года. Гастроли стали возможными благодаря сотрудничеству Большого театра с Главным универсальным магазином на Красной площади и пройдут в рамках традиционного фестиваля «Черешневый лес».

Детали визита миланского театра были озвучены на пресс-концеренции, состоявшейся в ГУМе 23 мая в присутствии посла Италии в России Чезаре Мария Рагальини, главы владеющей ГУМом группы компаний Bosco Михаила Куснировича и генеральных директоров Большого театра и Ла Скала Владимира Урина и Александра Перейры.

Что же предложит нам главный музыкальный театр Италии? В центре гастролей – опера Верди «Симон Бокканегра», сценическая версия (режиссер-постановщик Федерико Тьецци) которой образца 2010 года будет продемонстрирована московской публике. Наш журнал уже подробно освещал эту миланскую премьеру под управлением Дажиэля Баренбойма c участием Пласидо Доминго в заглавной партии. Для точности следует добавить, что эта постановка является копродукцией с Берлинской государственной оперой (2009).

В нынешней московской серии из трех спектаклей (10, 13 и 16 сентября) под управлением маэстро Мунг-Вун Чунга будут участвовать Лео Нуччи (Симон Бокканегра), Михаил Петренко (Фиеско), Кармен Джаннаттазио (Мария Бокканегра), Фабио Сартори (Габриэль Адорно), хор и оркестр Ла Скала.

11 и 14 сентября хор и оркестр Ла Скала под управлением Риккардо Шайи с участием Марии Хосе Сири (сопрано), Даниэлы Барчеллоны (меццо-сопрано), Франческо Мели (тенор) и Дмитрия Белосельского (бас) представят «Реквием» Верди. 15 сентября филармонический оркестр Ла Скала под управлением Шайи исполнит увертюры и симфонические фрагменты из опер Луиджи Керубини, Джузеппе Верди, Джоаккино Россини.

Следует также отметить, что сотрудничество ГУМа и Большого театра не ограничится предстоящими гастролями Ла Скала и станет долгосрочным – в частности, в магазине будут на регулярной основе продаваться билеты в Большой – открытие кассы, где уже можно было купить билеты на спектакли Ла Скала, состоялось в тот же день по окончании пресс-конференции, но которой было заявлено, что стоимость этих билетов не будет выходить за рамки стандартных цен на оперные спектакли Исторической сцены.

Новый сезон Геликон-оперы

Московский театр Геликон-опера обнародовал творческие планы на сезон 2016/2017 гг. Предлагаем читателям фрагмент пресс-релиза театра, в котором рассказывается об оперных событиях нового сезона:

«25 августа Московский музыкальный театр «Геликон-опера» откроет 27 сезон оперой «Садко» Н. А. Римского-Корсакова. Помимо репертуарных спектаклей в новом сезоне зрители увидят три премьеры: «Турандот» Дж. Пуччини в постановке Дмитрия Бертмана (28–29.01.2017, 02–05.02.2017) – интернациональный российско-китайский проект при поддержке Министерства Культуры России и Посольства Китая; «Трубадур» Дж. Верди (режиссер Дмитрий Бертман, 22–23.04.2017, 25.04.2017) и оперу «Чаадский» А. Маноцкова (режиссер Кирилл Серебренников, 01–04.06.2017).

Осенью театр «Геликон-опера» принимает гостей в рамках фестиваля «Видеть музыку» Ассоциации музыкальных театров. Свои спектакли представят Петрозаводский музыкальный театр («Волшебная флейта» В.А. Моцарта, 28.09.2016), Музыкальный театр Кузбасса имени А. Боброва («Продажная любовь», Н. Орловского, 01.10.2016) и Камерный театр «Санктъ-Петербургъ опера» («Искатели жемчуга» Ж. Бизе, 27.10.2016).

С 14 по 16 октября на сцене нашего театра пройдут гастроли Эстонской национальной оперы. Гости представят спектакль «Фауст» Ш. Гуно в постановке Дмитрия Бертмана (14.10.2016), балет «Гоблин» Э. Тубина (16.10.2016) и Гала-концерт солистов (15.10.2016).

После большого перерыва в репертуар «Геликон-оперы» возвращаются «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича (21–22.10.2016, 23.10.2016, 25.10.2016), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (01–04.12.2016), «Распутин» Дж. Риза (10–11.02.2017), «Фальстаф» Дж. Верди (24–26.03.2017), «Сибирь» У. Джордано (11–13.05.2017) – все эти спектакли впервые пройдут в Большом зале «Стравинский».

Итоги International Opera Awards–2016

В лондонском театре «Савой» 15 мая были объявлены результаты International Opera Awards (Международной оперной премии). Эта престижная премия вручается уже в третий раз. В нынешнем году среди номинантов было много оперных звезд – дирижеров, режиссеров, солистов (см. «Оперную панораму» от 7 марта с. г.).

Результаты конкурса в основных номинациях в целом можно признать вполне адекватными. Главными победителями стали Мариэлла Девиа (лучшая певица) и Грегори Кунде (лучший певец). По счастливому стечению обстоятельств оба лауреата нынешней весной выступали у нас – Девиа участвовала в концертном исполнении оперы Доницетти «Роберто Деверо» в рамках филармонического абонемента «оперны шедевры», а Кунде пел в концертной «Аиде» на VII Международном фестивале Мстислава Ростроповича. Таким образом, каждый меломан может дать собственную оценку мастерства этих артистов. Полагаю, что отметили их вполне заслуженно. Особенно уникальная карьера у Кунде, чудесным образом превратившегося в последние годы из лирического белькантиста в драматического тенора. Вызывает восхищение также творческое долголетие Девиа.

Среди молодых певцов победили сопрано из Литвы Асмик Григорян, дочь недавно скончавшегося блистательного армянского певца Гегама Григоряна, и французский тенор Станислас де Байберак, что тоже не стало неожиданностью. Во всяком случае, в нашем журнале о них неоднократно появлялись похвальные отзывы. Приз зрительских симпатий получила албанская певица Эрмонела Яхо. Такого рода призы со ссылкой на «всенародную» любовь комментировать нет смысла. В режиссерской номинации отмечен известный французский постановщик Лоран Пелли, успешно подвизающийся на ниве оперной режиссуры, лучшим среди дирижеров стал итальянец Джанандреа Нозеда, которого отечественным меломанам тоже представлять не надо.

Некоторые номинации не столь значимы и достаточно искусственны. Например, мне не совсем ясно, что значит – лучший оперный театр мира или лучший фестиваль. По каким это критериям делают такой выбор? У каждого театра свое лицо, своя специфика, в том числе и национальная, свои организационные принципы работы – репертуарные или сезонные (stagione). Фестивали тоже отличаются «лица необщим выраженьем». Одни – универсальные (например, Зальцбургский), другие монографические (допустим, россиниевский в Пезаро, вагнеровский в Байройте), третьи со специфической тематикой (оперные раритеты в Уэксфорде) и т. д. И масштабы у них разнятся, как и площадки – от открытых многотысячных сцен (Верона, Брегенц) до академических залов типа Фестшпильхауза. Как все это соединить едиными критериями? Уж не говоря о том, что невозможно отсмотреть спектакли всех театров и фестивалей? Это профанация какая-то, чистой воды пиар. Тем не менее, озвучим победителей нынешнего года – Голландская национальная опера и Глайндборнский фестиваль. Что ж, весьма уважаемые оперные компании.

В числе других победителей опера «Холодная гора» американского композитора Д.Хигдона (лучшая мировая премьера), спектакль «Питер Граймс» Театра Ан дер Вин (лучшая новая постановка), Хор Английской национальной оперы и др.

Никола Решиньо – 100 лет

28 мая исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося итало-американского дирижера Никола Решиньо. Он родился в музыкальной семье в Нью-Йорке. Дебютировал как оперный дирижер в 1943 году в Бруклинской академии музыки, исполнив «Травиату». Стоял у истоков Лирической оперы Чикаго, был главным дирижером этого театра в 1954-56 гг. Под его руководством здесь в 1954 году в «Норме» состоялся американский дебют Марии Каллас. Решиньо был также соучредителем Оперы Далласа, где с 1957 по 1990 занимал должность главного дирижера. Здесь осуществил множество постановок с выдающимися певцами (Каллас, Сазерленд, Кабалье, Доминго, Оливеро, Викерс и др.), а также стал участником американских премьер «Альцины» Генделя и «Неистового Роланда» Вивальди.

В 1958 году состоялся дебют маэстро в Ковент-Гардене, где он продирижировал «Травиатой» с Каллас. В 1959 выступал в Лондоне с ней же в «Медее» Керубини.

В 1978 Решиньо дебютировал в Метрополитен («Доне Паскуале» с участием Беверли Силс, Николая Гедды, Габриэля Бакье и Хокана Хагегорда). В том же году исполнил в Венской опере «Севильского цирюльника» – в этом блестящем спектакле участвовали Мэрилин Хорн, Рокуэлл Блейк, Костас Паскалис, Фернандо Корена и Николай Гяуров. Выступал также на итальянских сценах, в Парижской и Цюрихской операх, на Глайндборнском фестивале (1978, «Богема») и др.

Тесное сотрудничество Решиньо с Каллас привело к созданию нескольких альбомов записей арий на фирме EMI (произведения Россини, Доницетти, Беллини, Верди, Тома, тематический диск «Сцены сумасшествия» и др.). Решиньо осуществил записи студийных версий опер «Тоска» (1978, солисты Мирелла Френи, Лучано Паваротти. Ш.Милнс) и «Лючия ди Ламмермур» (1983, солисты Эдита Груберова, Альфредо Краус, Ренато Брузон, Роберт Ллойд).

Признанный классик дирижерского искусства, мастер итальянского репертуара, Решиньо скончался 4 августа 2008 года в итальянском городе Витербо.

По материалам СМИ и пресс-релизам театров

Подготовил Евгений Цодоков

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Никола Решиньо

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ