Имперское величие во всем блеске

«Пиковая дама» на фестивале Опера Холланд парк

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент
Эта не первая «Пиковая дама», которую мне довелось увидеть в Лондоне, но, если говорить о постановке, однозначно – лучшая. Для постановщиков это проект амбициозный: большой хор и массовка, изумительные костюмы, соответствующие эпохе, оригинальная игра светотеней (художник по свету Саймон Корде) и элегантно-пышные – если такое сочетание слов возможно – декорации (Корделия Чисхолм).

Мы продолжаем знакомить читателей со спектаклями английского летнего фестиваля Опера Холланд парк. На открытии была представлена постановка оперы Масканьи «Ирис». Но особый интерес для нашего любителя оперы всегда представляет интерпретация шедевров русской классики. Сегодня пойдет речь о «Пиковой даме» Чайковского.

Летний фестиваль Опера Холланд парк отмечает в этом году свое совершеннолетие. В Англии эта магическая цифра – 21. В год своего становления, взросления на суд зрителей были представлены оперы «Ирис», «Богема», «Золушка», оперетта «Летучая мышь». И под занавес фестиваля – новая постановка оперы Чайковского «Пиковая дама» (режиссер Родула Гайтану, дирижер Питер Робинсон).

Эта не первая «Пиковая дама», которую мне довелось увидеть в Лондоне, но, если говорить о постановке, однозначно – лучшая. Для постановщиков это проект амбициозный: большой хор и массовка, изумительные костюмы, соответствующие эпохе, оригинальная игра светотеней (художник по свету Саймон Корде) и элегантно-пышные – если такое сочетание слов возможно – декорации (Корделия Чисхолм).

С обеих сторон сцены – по три арки, развевающиеся на ветру белые занавеси, но посередине – ниша, закрытая пышными шторами. Она открывается в какие-то особо значимые моменты оперы – первое появление графини и ее помпезный выход, затем – романтически обставленная опочивальня, устроенная в стиле барокко, там же в нише позднее будет установлен ее гроб. Посмертное явление Герману также состоится здесь. Затем нам будет представлен карточный салон Чекалинского и огромный, покрытый зеленым сукном стол, на котором умирает Герман. Оставшаяся большая часть сцены периодически превращается в Летний сад, салон Лизаветы, когда подружки пытаются развеселить опечаленную девушку, или бальную залу… Словом, все возможные атрибуты русского имперского великолепия – налицо. Но радует то, что все эти детали – логичны и взаимосвязаны, они работают, они дают целостную картинку Санкт-Петербурга… конца девятнадцатого века (1870 год), так было угодно режиссеру!

Гайтану увидела в «Пиковой драме» и представила нам скорее романтическую мелодраму, лишив ее излишней фантасмагории, особой мистичности. Но создатели сохранили психологическую мотивацию, может быть недостаточно глубоко разработанную, но явно одно – они шли по следам Чайковского.

Чисто визуально образ графини, высокой, худущей, поддерживающей себя с помощью двух палок, стук которых предвещает каждое ее появление на сцене, в огромном чёрном платье – весьма выразителен. Нельзя не почувствовать былое великолепие Венеры Московской, чья красота под воздействием времени и неумолимости прожитых лет исчезла, а перед нами на сцене – древняя капризная старуха в пышных одеяниях и блеске драгоценностей. Но Розалинда Плоурайт, блистающая в 80-х годах, явно переигрывала, а пение ее было увы – маловыразительным.

Были замечательные моменты, когда в сознании Германа реальность и кошмар смешиваются, и происходящее на сцене кажется пугающе зловещим и гротескным. Лучшие годы тенора Питера Уэдда пришлись на 90-ые, когда он пел многие ведущие роли в Ковент-Гардене. Он и нынче демонстрировал вокальную выносливость на сцене, но в данной постановке, мне показалось, явно не вписывался в компанию. Это был достаточно пожилой герой на фоне молодых Лизы – Наталия Романив; остроумного Томского – Ричард Буркхард; жесткого, откровенного князя Елецкого – Грант Дойл; Полины – Лора Вудс. Они более выигрышно звучали и в вокальном отношении – это было исполнение оперных певцов, достойных серьезной сцены. Отдельное слово о Наталье Романив – тонкая, сильная Лиза, чье пение более звучало вполне по-русски, однако тембр ее голоса – специфичный, резонирующий, что называется, на любителя. Прекрасный дуэт составили Алед Холл (Чекалинский) и Саймон Уайлдинг (Сурин).

Дирижер Питер Робинсон вел оркестр несколько лихорадочно, сверх меры энергично, или можно сказать иначе – торопливо, особенно первый акт. Конечно, в основном звучала эмоциональная музыка, но она совсем не должна была быть крикливо-резкой, и уж вовсе необязательно было глушить главных героев – Германа и Лизу. В музыкальном отношении первый акт явно проиграл второму, который был исполнен намного лучше, и мы услышали то, что было заложено композитором, а оркестр City of London Sinfonia смог реализовать свой потенциал. Хор пел великолепно.

Оперы на этом фестивале поются на языке оригинала, но я вдруг поймала себя на том, что все время смотрела на титры, увы, понять то, что исполнялось по-русски, мне удавалось далеко не всегда.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Пиковая дама

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ