Шекспировская тема на Глайндборнском фестивале

Дарья Денисова
Оперный обозреватель
Именно с музыкальной точки постановка Глайндборна получилось интересной. «Каприз, начертанный острием иглы», – так говорил о своей партитуре сам Берлиоз, и с ней мастерски справился Лондонский филармонический оркестр под управлением Антонелло Манакорда. А артистам удалось добиться в своем исполнении идеального слияния музыки и слова. К сожалению, постановка Лорана Пелли не обладает такой же легкостью и точностью. Эту оперу очень сложно воплотить на сцене, потому что Берлиоз сократил несколько интересных сюжетных линий пьесы, заострив свое внимание лишь на одной. Пелли заполоняет сцену коробками разных размеров, символизирующие шаблоны и стереотипы общества, под которые не вписываются главные герои, они их отвергают. Это режиссерская идея займет ваш ум минут на десять. А в целом, в постановке нет романтики, комедия все больше начинает походить на заводную оперетту.

В юбилейный шекспировский год Глайндборнский фестиваль включил в свою программу две постановки на сюжеты великого драматурга – «Беатриче и Бенедикт» Гектора Берлиоза и «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена. Читайте об этом в обзорах Ричарда Фэйрмэна, опубликованных в газете Файнэншл Таймс.

1/2

В честь юбилея Шекспира, Глайндборн представил зрителям две постановки по его произведениям: фестивальную премьеру оперы Берлиоза «Беатриче и Бенедикт» и в конце сезона возобновленный спектакль «Сон в летнюю ночь» Бриттена. Продукция оперы Бриттена, датируемая 1981 годом, уже стала настоящей классикой Глайндборна. Новую постановку Берлиоза вряд ли ждет подобная судьба.

«Каприз, начертанный острием иглы»*

Несмотря на все свое очарование, «Беатриче и Бенедикт», оперная версия комедии «Много шума из ничего», произведение неидеальное. Берлиоз убрал из оригинального сюжета линию Дона Хуана, а вместе с ней и то, что придает шекспировской пьесе глубину и резонанс. Партитура же несет в себе легкость и искрометность.

Именно с музыкальной точки постановка Глайндборна получилось интересной. «Каприз, начертанный острием иглы», – так говорил о своей партитуре сам Берлиоз, и с ней мастерски справился Лондонский филармонический оркестр под управлением Антонелло Манакорда. А артистам удалось добиться в своем исполнении идеального слияния музыки и слова.

К сожалению, постановка Лорана Пелли не обладает такой же легкостью и точностью. Эту оперу очень сложно воплотить на сцене, потому что Берлиоз сократил несколько интересных сюжетных линий пьесы, заострив свое внимание лишь на одной. Пелли заполоняет сцену коробками разных размеров, символизирующие шаблоны и стереотипы общества, под которые не вписываются главные герои, они их отвергают. Это режиссерская идея займет ваш ум минут на десять. А в целом, в постановке нет романтики, комедия все больше начинает походить на заводную оперетту.

Хороший состав исполнителей делает все, что может, чтобы придать спектаклю хоть чуть-чуть остроумия и человечности. Стефани Д’Устрак – практически идеальная Беатриче, яркая и живая, а Пол Эпплби – очаровательный Бенедикт. Софи Картхойзер и Филипп Слай прекрасно дополняли друг друга на сцене в роли Геро и Клавдио соответственно. Катарина Брадич замечательно спела партию Урсулы. Хотя музыка Берлиоза и очаровательна, но все-таки большую часть времени думаешь о том, что Шекспира здесь не хватает.

Очаровательный сон

Иногда самое лучшее – это хорошо забытое старое. Постановка оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» датируется 1981 годом, когда Питер Холл был художественным руководителем фестиваля. Эту постановку можно назвать «старой» только в том смысле, что она не помещает оперу в какую-нибудь авангардную или психологическую режиссерскую концепцию, что в наши дни вошло в моду. Простая красота этого спектакля, его атмосфера, магия – все это очаровывает так же, как и в день его премьеры.

Произведение Бриттена – одна из двух опер, которую Глайндборн поставил в этом сезоне в честь 400-летия со дня смерти Шекспира. На фоне «Беатриче и Бенедикта» понимаешь, насколько опера Бриттену удалась лучше, благодаря тому, что композитор придерживался оригинальной пьесы.

В возобновленной постановке этого года понятно каждое слово из шекспировского текста – благодарить за это стоит Бриттена как либреттиста, а также великолепных исполнителей. Тим Мид (Оберон) обладает идеальной дикцией и «перламутровым» голосом, а Кэтлин Ким прекрасно дополняет его в ярком образе Титании. Но главная звезда вечера – это Дэвид Эванс, блистательно сыгравший роль Пака, это крошечный сгусток озорной энергии, который заряжает весь спектакль.

После «притянутого за уши» юмора у Берлиоза, комические сцены в опере «Сон в летнюю ночь» выглядят немного «недоигранными», что даже радует. Мэттью Роуза нельзя назвать прирожденным комиком, но он оригинально, с невозмутимым лицом сыграл роль ремесленника Боттома, а его бас звучал роскошно. Среди молодых влюбленных, пылкая Гермия в исполнении Элизабет ДеШонг и уверенный в себе Лизандр Бенджамина Халетта вместе составили прекрасную пару и смотрелись убедительнее, нежели пара Дункан Рок (Деметрий) и Кейт Ройял (Елена).

Лондонский филармонический оркестр под управлением Якуба Груши первоклассно исполнил партитуру Бриттена, в которой проявились как ее волшебство, так и ее мрачные оттенки. Постановка Холла до сих пор является «жемчужиной» репертуара Глайндборна. Такие спектакли никогда не выходят из моды.

Перевод с английского Дарьи Денисовой

Примечание:

* Заголовки к рецензиям принадлежат редакции.

Оригиналы статей:
http://www.ft.com/cms/s/0/5344a9b8-524e-11e6-befd-2fc0c26b3c60.html
http://www.ft.com/cms/s/0/b983756e-607d-11e6-b38c-7b39cbb1138a.html

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ