Музыкальный триумф мрачного «Тристана» в Мете

Дарья Денисова
Оперный обозреватель
Режиссер перенес действие оперы Вагнера на современный военный корабль. Создание при помощи визуальных эффектов картины эсминца в бурном море – идея, логично вытекающая из оригинального либретто, но этот элемент постановки быстро начинает надоедать. А введение в спектакль образа мальчика, который навещает раненого Тристана, и, по всей видимости, представляет самого героя в детстве, — довольно клишированный прием. Те немногие источники света, которые используются в данной продукции, часто светили прямо в глаза зрителям, да еще и во время ключевых моментов истории.

Очередной сезон в нью-йоркском театре Метрополитен открылся «Тристаном и Изольдой» Вагнера. Предлагаем читателям нашего журнала рецензию на этот спектакль Эрика С.Симпсона, опубликованную в New York Classical Review

Новая постановка «Тристана и Изольды»*, напоминающая фильм «Подводная лодка» («Das Boot») 1981 года, судя по всему, не снискала большого успеха. Публика, пришедшая на открытие сезона в Метрополитен-опера, несомненно, осталась неудовлетворенной и на поклонах встретила постановочную команду таким неодобрительным свистом, который давно не слышали стены этого театра.

И в самом деле, в новой работе Мариуша Трелиньски, который ранее успешно поставил на сцене Мета «Замок герцога Синяя Борода», во многих моментах виднелась растерянность. Режиссер перенес действие оперы Вагнера на современный военный корабль. Создание при помощи визуальных эффектов картины эсминца в бурном море – идея, логично вытекающая из оригинального либретто, но этот элемент постановки быстро начинает надоедать. А введение в спектакль образа мальчика, который навещает раненого Тристана, и, по всей видимости, представляет самого героя в детстве, - довольно клишированный прием. Те немногие источники света, которые используются в данной продукции, часто светили прямо в глаза зрителям, да еще и во время ключевых моментов истории.

Все же, по большей части Трелиньски придерживается оригинального сюжета, подробно исследуя темную сторону либретто. На фоне рассказа Изольды в первом акте нам показывают флэшбэк ввиде пантомимы, который четко задает мрачный тон всему спектаклю: мы видим, как бывший жених Изольды Морольд, будучи привязанным к стулу и с повязкой на глазах, хладнокровно казнен Тристаном, молодым и амбициозным морским офицером. Поначалу та жестокость, с которой герои обращаются друг с другом и с каким невозмутимым выражением лица они реагируют на все это насилие, воспринимается как нечто в духе постмодернизма; но в сущности это весьма правдивое воплощение сюжета оригинальной средневековой легенды, где жестокие персонажи живут в столь же жестоком мире.

В темноте появляется Нина Штемме, исполнительница главной партии в опере Вагнера. Сам по себе голос Штемме – не самый впечатляющий среди всех представленных артистов. Оркестр Мета вместе с Саймоном Рэттлом был настолько великолепен во время исполнения «Liebestod», что затмил ее. Но большой талант Штемме в том, какой образ она создала вокально и драматически: возможно, ее звучание не было столь красивым, как у других Изольд, но в ее жесткой манере пения слушатель мог услышать невероятную скорбь, которая составляет нутро ее героини. Вопросы жизни и смерти, которые Изольда пытается разрешить при помощи зелья, придали сцене «примирения» с Тристаном невероятное драматическое напряжение и даже в моменты восторженной любви она словно предвидит, что это счастье не будет длиться вечно.

В действительности, в день премьеры блистали две звезды. Одна из них – Стюарт Скелтон, который убедительно воплотил на сцене роль Тристана, верного долгу солдата, борющегося со своими призраками. В случае с вагнеровскими тенорами мы часто думаем так: если тенор сможет просто исполнить все то, что написал для него композитор, то лучшего уже и желать нельзя, но если он еще может спеть партитуру с чувством, красивым тембром и драматически сформировать характер своего персонажа – это уже просто сказка. Скелтон был превосходен и в том, и в другом компоненте, очаровав публику своим красивым темным звучанием и ярко показав внутреннюю борьбу Тристана со своими эмоциями. Его монолог отчаяния в третьем акте был настолько захватывающим, что можно простить ему небольшую усталость в голосе.

Другой звездой вечера был оркестр Метрополитен-опера под управлением Сэра Саймона Рэттла. Оркестр, который построил Ливайн, до сих пор идеально подходит для исполнения Вагнера. Он обладает богатой музыкальной палитрой и способностью показать мощь и силу или создать атмосферу умиротворения и спокойствия. Среди ярких моментов оркестрового исполнения хочется отметить соло Педро Р. Диаза на английском рожке, которое привлекло внимание своей воодушевленной игрой.

Сильные исполнители ролей второго плана довершают общую картину триумфального открытия сезона в Мете. Рене Папе – обладатель изумительного вокального инструмента, благородного, богатого баса, который он преображает в длинные, бесконечные музыкальные фразы. Поначалу чувствовался некий дискомфорт в его исполнении роли короля Марка, но ближе к финалу спектакля ему удалось раскрыть своего героя, вызвать к нему симпатию зрителей.

Меццо-сопрано Екатерина Губанова запомнилась прекрасным лирическим звучанием и проделала восхитительную драматическую работу над образом служанки Брангены, которая проявляла искреннюю любовь и заботу по отношению к Изольде. Евгений Никитин хорошо смотрелся в роли верного Курвенала, наделив его своим грубым и сильным бас-баритоном. Два тенора-дебютанта также оставили после себя приятное впечатление: Нил Купер – соперник Тристана, Мелот, в этой постановке это презрительный штабной офицер, и Алекс Ричардсон – исполнитель партии пастуха (или точнее охранника лазарета) в третьем акте.

Что касается редакционных деталей, то Рэттл разумно решил купировать дуэт из второго акта, который в эпоху Ливайна исполнялся целиком. В последние годы существует тенденция исполнять партитуры без каких-либо купюр, что увеличивает их продолжительность до типичной вагнеровской, будь то произведения самого немецкого композитора или других. Приятно осознавать, что в мире есть такой музыкант, как Рэттл, уверенный, опытный, образованный, проявляющий благоразумие в своей работе.

Примечание редакции:

* Копродукция – Баден-Баден, Театр Вельки в Варшаве и Национальный центр исполнительских искусств в Пекине.

Перевод с английского Дарьи Денисовой

Оригинал статьи →

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Метрополитен-опера

Театры и фестивали

Тристан и Изольда

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ