Йохан Бота в новой постановке «Тангейзера» в Королевском театре

Йохан Бота в новой постановке «Тангейзера» в Королевском театре
Оперный обозреватель

Разговор с тенором накануне премьеры

Южно-африканский тенор Йохан Бота повсеместно знаменит особыми интерпретациями немецкого романтического репертуара, но публике Ковент-Гардена уже в следующем месяце повезет увидеть его впервые в главной роли в «Тангейзере» в новой постановке Тима Элбери.

Недавно Бота поразил всех исполнением главной роли в вагнеровском «Лоэнгрине» под руководством Семена Бычкова в Королевском театре. Постановка «Тангейзера» возрождает это сотрудничество, имевшее место еще и при совместной записи «Лоэнгрина», а также отдает ведущие роли другим выдающимся членам той команды: Кристиану Герхайеру (Вольфрам), Микаэле Шустер (Венера), Еве-Марии Вестбрук (Елизаветы) и др.

Мне удалось задать несколько вопросов Бота незадолго до премьеры. Сначала мы обсудили, почему эта опера ставится так редко. «Я думаю, потому что для нее нужны очень хорошие певцы», — ответил он. «Я впервые здесь в главной роли, и, по правде, до сегодняшнего дня каких-либо других теноров для этой партии не было, и это настоящая проблема для оперы».

Проблема новых постановок — другой камень преткновения. «Французская версия отличается от Дрезденской. Главное отличие, конечно, в сцене в гроте Венеры, но еще есть ритмические изменения в партиях, что утяжеляет работу».

Я спросил Боту, почему он ждал сегодняшнего дня, чтобы добавить эту роль в свой репертуар. «Во-первых, я работаю по плану, и желание заниматься именно этой оперой должно было появиться. Вот мы ей и занимаемся. Это произведение сложно было бы исполнить любому, и я лучше потрачу больше времени на нее, чем испорчу себе голос».

Мы переходим к базовой концепции постановки Элбери. «Это очень хорошая постановка», — говорит Бота, «но вам лучше спросить Тима, что он сам об этом думает. Мне нравится с ним работать. Он прекрасный режиссер, а еще прекрасный человек. Он добивается от нас реалистичных образов. Всего несколько режиссеров способны на это сегодня, поэтому работать с кем-то типа него, особенно если делать что-то в первый раз, просто отлично».

Всем известно, что Семен Бычков постоянный соратник Бота. «Сотрудничать с ним — сплошное удовольствие, мы очень хорошо понимаем друг друга», — размышляет певец. «Мы точно знаем, что можем получить друг от друга на сцене. Это — главная составляющая наших отношений». Он также восторженно отзывается о Ковент-Гардене: «Мне нравится возвращаться в этот театр, здесь ко мне всегда хорошо относились в прошлом, здесь я участвовал в прекрасных постановках, так что я обожаю работать в Ковент-Гардене».

Я расспросил Боту о его репертуаре, который включает и немецкие, и итальянские партии. «Я занимаюсь и теми и другими, так как они у меня получаются, это во-первых. Во-вторых, итальянский репертуар необходим мне для поддержания возможной высоты и гибкости моего голоса. Обычно немецкие оперы очень низкие, и, если быть неосторожным, голос скатывается на более низкий регистр и никогда больше не поднимается. Чтобы поддерживать гибкость и здоровье голоса, я и держу некоторый итальянский репертуар. Я его еще и люблю, разумеется!»

Мы также вкратце затронули тему современной музыки. «У меня страсть к опере, все, что я могу петь, я пою», — говорит тенор. «Что касается современной музыки, здесь все зависит от времени, которое мне придется потратить на разучивание. То есть, если у меня получается спеть, я попытаюсь это сделать, если же мне придется тратить день за днем на разучивание, не вижу смысла это делать».

Бота — один из самых наиболее часто записывающихся оперных артистов. «В настоящий момент, мы ведем переговоры по записи нескольких постановок. Мы обсуждаем «Тангейзера» и «Отелло», и я очень надеюсь, что это произойдет. Только что мы закончили «Валькирию» в Байройте — она выйдет на DVD — а DVD «Мейстерзингеров» уже вышло в этом году. Как видите, планов в избытке, и я надеюсь, что большинство из них реализуются.

Тенор рассказывает мне, что его страсть к опере — это его любовь на всю жизнь. «Когда мне было пять лет, я сказал своему отцу, что собираюсь стать оперным певцом, с десяти лет я начал брать уроки пения. Уже тогда мне было ясно, что это и есть направление, в котором я хочу развиваться. Таинство музыки притягивало меня. С ее помощью ты можешь сделать людей счастливыми, или заставить их заплакать. Ты можешь преобразить их душевное состояние. Моя страсть всегда объяснялась обладанием власти над людьми. Даже сегодня то самое ощущение таинства объясняет, почему я до сих пор наслаждаюсь пением».

«Мои занятия начались, когда мне было десять лет. Жена нашего священника пришла к нам домой и услышала, как я пою. Она посоветовала моей матери найти мне учителя пения. Тогда-то все и началось. Я пел в любых хорах и в любой ситуации, где только возможно было петь. В 1983-1984 годах я служил в южно-африканской армии, а после этого поступил в оперную школу. Образование, полученное там, было превосходным; стыдно, что сегодня школа борется за финансирование для продолжения деятельности. Сейчас у меня есть учитель пения, к которому я регулярно езжу в Берлин, чтобы работать, в том числе над новыми ролями».

Я мельком спросил его о масштабных переменах в карьере. «Первая случилась в январе 1990 года, когда я был приглашен в хор Байройта. С того момента я получил возможность прослушивания у различных агентов и компаний. Вторая была в 1993 году, когда меня пригласили спеть „Мадам Баттерфляй“ в Опере Бастилии в Париже. Тогда я старался спокойно относиться ко всему и просто не опускаться ниже своего уровня. Сегодня я веду себя таким же образом. Огромное значение для меня имело получить приглашение в Метрополитен и Ковент-Гарден раньше, чем ожидал. А главное значение для меня имеет то, что я делаю людей счастливыми».

В конце я спросил его о планах на будущее. «Пока что я собираюсь просто понаблюдать, что произойдет. Я работаю над своим уже имеющимся репертуаром и постоянно пытаюсь усовершенствовать его. Хочу найти несколько новых способов, как это сделать. А после — посмотрим. Некоторые говорят о роли Тристана в будущем, но мы должны подождать. Есть несколько итальянских произведений, которыми бы я с удовольствием занялся, например, „Девушка с Запада“, но это именно тот случай, когда нужно ждать благоприятного момента».

Доминик Макхью
MusicalCriticism.com, 29 ноября 2010 г.

Перевод с английского Ольги Рафаевой
(печатается с сокращениями)

На фото:
Йохан Бота

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ