Андре Кампра — 350 лет

Евгений Цодоков
Главный редактор

Сейчас, на волне повышенного интереса к барочной музыке, творчество французского композитора Андре Кампра, жившего и творившего в эпоху между двумя столпами французской музыки того времени Люлли и Рамо, весьма востребовано, его оперы (и не одна) ставятся довольно активно в разных театрах. А ведь еще совсем недавно, до 70-х гг. 20 века, партитуры Кампры пылились в библиотеках и архивах забытые и не востребованные.

Нынче же в год его 350-летнего юбилея представляется уместным, пусть и кратко, вспомнить о композиторе и его месте в мировой оперной истории.

Андре Кампра родился в Экс-ан-Провансе. Точная дата рождения неизвестна и примерно определяется по крещению мальчика 4 декабря 1660 года. Его отец был скрипачом-любителем, который дал сыну первые представления о музыкальном искусстве. В 1674 юноша поступил певчим в хор Экса, в 1678 получил сан священника. С 1679 работал церковным капельмейстером в Тулоне, затем в Арле, Тулузе и, наконец, в Париже (с 1694 в соборе Нотр-Дам). С 1700 Кампра возглавил Королевскую академию музыки. С 1722 руководил музыкальными празднествами у графа Конти.

Кампра — автор духовных сочинений, светских кантат, мотетов, реквиема и др. Но главным в его творчестве стала опера. Он создал ряд произведений в жанрах оперы-балета и лирической трагедии, писал также интермедии.

В 1697 композитор сочиняет свое первое сценическое произведение — «Галантную Европу». Оно явилось также первым опусом в жанре оперы-балета, родоначальником которого он стал (либретто А. де Ла Мота, премьера состоялась в Королевской академии музыки, как и все последующие опусы композитора). Этот опус представляет собой ряд не связанных между собою сцен, живописующих о любовных приключениях сначала в стане богов, а затем на земле среди людей разных стран и обычаев. Таким образом, уже в этом сочинении композитора, как и в другом его (одном из лучших) опере-балете «Венецианские празднества» (1710), сформировались и кристаллизовались основные признаки нового жанра, которые впоследствии мы видим в таких знаменитых сочинениях, как «Галантные Индии» Рамо.

Среди лирических трагедий композитора (первой стала «Гесиона» в 1700 году) выделяются «Танкред» (1702, либретто А.Данше) и «Идоменей» (1712, либретто его же).

К основным стилистическим новшествам, которым обязана история оперы Кампре, можно отнести более разнообразные оркестровые краски, которые применял композитор (так, например, Г.Кречмар отмечает блестящее изображение бури в его «Идоменее»). Важным было и то, что Кампра вновь обратил внимание на итальянскую оперу и стал проводником ее влияния во французской музыке, выразившееся, прежде всего, в реформе пения, в частности, в появлении элементов бельканто в мелодике его опер. Кампра мастерски использовал также народные итальянские мотивы (сицилиану и пр.), одним из первых во Франции применил форму арии da capo.

Скончался композитор 29 июня 1744 года в Версале.

Лучшие сочинения Кампра, забытые к концу 18 века («Галантная Европа» продержалась в репертуаре театров до 1775 года), были возрождены в последней трети 20 столетия. В 1970 состоялось концертное исполнение «Танкреда» во французском городе Сен-Максимене, в 1975 его исполнили в Копенгагене. А в 1986 яркая сценическая постановка этой оперы прошла в родном для Кампры Экс-ан-Провансе в рамках традиционного фестиваля (в заглавной партии выступил знаменитый французский певец Ф.Ле Ру). В 2000 оперу поставили в Туркуэне, а в 2010 в афинском концертном зале «Мегарон». Идоменей" был возрожден в 1991 (парижский театр Шатле, концертное исполнение, затем повторен в Утрехте, Гельзенкирхене, Дуйсбурге и Дортмунде). В 2004 его сценическая версия позвучала в Туркуэне и других городах Франции (Орлеан, Клермон-Ферран). В 2010 в Гренобле оперу исполнил М.Минковский. «Галантную Европу» вспомнили в 1993 году во время «Дней Кампры» в Центре барочной музыки в Версале (дирижер М.Минковский). В том же году ее сценическая версия прозвучала в Экс-ан-Провансе. В 2005 в ряде французских городов (Бург-ан-Брес, Виши, Сан-Себастьян, Безансон) она была исполнена под управлением У.Кристи. «Венецианские празднества» исполнялись в Метце (1991), Версале (2010).

«Галантная Европа» записана в 1973 году на фирме Harmonia Mundi барочным оркестром «La petite Bande» под управлением знаменитого нидерландского дирижера Густава Леонхардта. Запись производилась в старинном голландском замке Амеронген (Утрехт).

На фото:
Андре Кампра

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ