100 лет Марии Чеботари (1910-1949)

Евгений Цодоков
Главный редактор

10 февраля 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающейся австрийской певицы и актрисы, молдаванки по происхождению, Марии Чеботари (Чеботару или Чеботарь). Она родилась в Кишиневе Бессарабской губернии, в то время входившей в состав России. После Октябрьской революции Кишинев стал советским. Однако в 1918 Бессарабия отошла к Румынии (была аннексирована) и Чеботари невольно оказалась за границей. Возможно, это обстоятельство сыграло важнейшую роль в становлении будущей звездной карьеры артистки.

У девочки рано проявился певческий талант. Она выступала в церковном хоре. В 1924-29 училась в Кишиневской консерватории. Среди ее педагогов по вокалу были Г.Анастасиу и А.Дическу. В 1929 в Кишинев приезжает на гастроли русская эмигрантская театральная антреприза под руководством актера и режиссера графа Александра Вырубова. Труппе понадобилась певица, способная петь на русском языке и счастливый случай свел Вырубова с молодой певицей. Граф был покорен талантом и красотой Марии и предложил ей свое покровительство, а затем руку и сердце. Несмотря на большую разницу в возрасте Чеботари приняла предложение. Труппа гастролировала в Бухаресте и Париже, а затем оказалась в Берлине. Вырубов приложил много сил, чтобы продвинуть свою жену на поприще пения и кино. Уже в 1930 Мария снялась в своем первом художественном фильме «Тройка» (режиссер Владимир Стрижевский) вместе со знаменитыми русскими актерами Михаилом Чеховым и Ольгой Чеховой, ставшей впоследствии ее подругой. Одновременно она совершенствовалась по классу вокала у профессора О.Даниэля в берлинской Высшей музыкальной школе. На одном из званых ужинов ее певческий талант был оценен, и знаменитый дирижер Фриц Буш приглашает ее в Дрезденскую оперу, где и состоялся ее оперный дебют в 1931 в партии Мими. В дальнейшем певица оставалась верна этой сцене и неоднократно пела здесь до 1943 года, была участницей множества мировых премьер, в т. ч. «Молчаливой женщины» Р.Штрауса (1935, партия Аминты) и «Ромео и Юлии» Г.Зутермейстера (1940, партия Юлии).

Во время ее дебюта в Дрездене в зале находился Бруно Вальтер, который тут же сделал предложение певице выступить на Зальцбургском фестивале, где в том же году состоялся ее дебют в роли Амура в «Орфее и Эвридике» Глюка. Среди дальнейших ролей на этом престижном форуме можно отметить партии Графини в «Свадьбе Фигаро» (1938, 1946-47), Софи в «Кавалере розы» (1938), Констанцы в «Похищении из сераля» (1939, 1945), глюковской Эвридики (1939, 1948). Здесь же певица была участницей мировой премьеры оперы Г. фон Эйнема «Смерть Дантона» (1947).

После успешных выступлений в Дрездене и Зальцбурге карьера Чеботари развивалась стремительно и блестяще. В 1935 она впервые появляется на подмостках берлинской Штаатсопер (заглавная партия в «Мадам Баттерфляй»). На этой сцене она участвует во множестве постановок, среди них берлинская премьера «Дафны» (1939, заглавная партия), «Жизнь за царя» (1940, Антонида), партии Саломеи (1942), Маддалены в «Андре Шенье» Джордано (1942). Среди многочисленных ролей в Берлине также Кармен, Турандот, Сюзанна, Графиня Альмавива, Церлина, Донна Анна, все главные женские роли в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, Татьяна, Виолетта, Арабелла в одноименной опере Р.Штрауса и др.

В 1936 в рамках гастролей Штаатсопер в Ковент-Гардене Чеботари поет на главной английской сцене партии Церлины в «Дон Жуане», Графини Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» и Софии. Второй раз она появляется в Ковент-Гардене в 1947 (Графиня Альмавива, Донна Анна, Саломея) на гастролях Венской оперы, солисткой которой она стала в 1943 после разрушения берлинской Штаатсопер.

С большим успехом Чеботари пела и на других ведущих сценах мира. В Венеции она исполнила партию Констанцы (1941), в Ла Скала Донну Анну (1947, в рамках гастролей Венской оперы), Графиню Альмавиву (1949), в Палермо Баттерфляй и Виолетту (1947), в Риме Донну Анну (1948). На фестивале «Флорентийский музыкальный май» певица пела в 1942 с ансамблем Дрезденской оперы (Софи). В 1947 выступала в Праге в партии Татьяны.

География гастролей примадонны включает в себя также Цюрих, Берн, Базель, Мюнхен, Штутгарт, Амстердам, Антверпен, Брюссель и др. города.

Параллельно певческой карьере артистка активно снимается в кино, приняв участие в 10 кинокартинах. Среди них 6 кинолент известного режиссера Кармине Галлоне в трех ее партнером был Беньямино Джильи: «Песня матери» (1937), «Только для тебя» (1938) и «Джузеппе Верди», или «История одной жизни» (1938, роль знаменитой певицы Терезы Штольц). В числе других «Сон Баттерфляй» (1939, роль Чио-Чио-сан); «Amami, Alfredo» (1940, в традиционном русском переводе «Ах, Альфред, мой» - название взято из знаменитой сцены 2-го акта «Травиаты», когда отчаявшаяся Виолетта после разговора с отцом возлюбленного решает покинуть его) и «Одесса в огне» (1942, на военную тему). Снималась Чеботари и у других режиссеров в фильмах «Девушка в белом» (1936, режиссер В.Янсон), «Сильные сердца» (1937, с политическим сюжетом, режиссер Г.Майш). Последним игровым фильмом актрисы стала лента «Мария Малибран» (1943, режиссер Г.Бриньоне, заглавная роль великой певицы 19 века).

На съемках фильма «Сильные сердца» Чеботари знакомится со своим будущим новым супругом, артистом Густавом Дисслем, за которого выходит замуж в 1938. Надо, впрочем, отметить благородство Чеботари, которая не бросила престарелого Вырубова, до конца своих дней прожившего у нее в доме.

К сожалению, жизненный путь артистки оборвался очень рано. В последний раз она вышла на сцену в Венской опере, исполнив 1 апреля 1949 года партию Лауры в оперетте К. Миллёккера «Нищий студент». А уже 9 июня Чеботари скончалась в возрасте 39 лет в Вене от цирроза печени. Годом раньше скоропостижно умер и ее муж Диссль. Оставшихся от этого брака двух маленьких сирот усыновил английский пианист Клиффорд Керзон.

Мария Чеботари принадлежит к выдающимся певицам 1-й половины 20 столетия. Ее голос необычайной красоты, плавности звукоизвлечения, подвижности и силы был универсальным. Недаром, она с одинаковым успехом пела и Моцарта, и верстские партии, и даже такие драматические, как Турандот, уже не говоря о ролях меццо-сопранового репертуара (Кармен). Певица была также ярким интерпретатором творчества Р.Штрауса (Саломея, Графиня в «Каприччио», Арабелла и др.). Обладая артистическим даром, Чеботари в своих партиях могла продемонстрировать как виртуозную манеру, так и задушевную интонацию, позволившую ей с успехом исполнять русский репертуар (Антонида, Татьяна, Иоланта). Среди ее лучших достижений также партии Виолетты, Джильды, Констанцы, Манон в «Манон Леско» Пуччини, Чио-Чио-сан.

Артистка вела активную концертную деятельность, исполняла песни и романсы, в том числе и русских композиторов (Глинки, Чайковского, Рахманинова), пела в «Реквиеме» Верди, 9-й симфонии Бетховена, 2-й симфонии Малера.

Имя Чеботари в России долго замалчивалось в советскую эпоху. Причиной этого были, разумеется, политические мотивы. Она пользовалась успехом и выступала в Германии при нацистском режиме, жила в одном доме с Геббельсом. Однако настоящее искусство всегда выше политики. И кому дано право судить о судьбе и поступках того или иного артиста в сложных и жесточайших условиях войны? Ярким примером могут служить судьбы нашего Ивана Жадана, или Вильгельма Фуртвенглера, Герберта фон Караяна.

В настоящее время в Кишинёве чтят и помнят свою великую соотечественницу. В ее честь названа одна из улиц столицы Молдовы.

Дискография Чеботари невелика, а полных записей опер и того меньше. Среди них студийная запись «Ариадны на Наксосе» сделанная в Лондоне (1947, Preiser, дирижер Т.Бичем, заглавная партия), несколько «живых записей (live): «Свадьба Фигаро» (1938, Штутгарт, Apkadia, дирижер К.Бём, партия Сюзанны), «Турандот» (1938, Штутгарт, Koch, дирижер Й.Кайлберт, заглавная партия), «Саломея» (1947, гастроли Венской оперы в Ковент-Гардене, Legato, дирижер К.Краус, заглавная партия) и др.

На фото:
Мария Чеботари

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ