Интервью с Ириной Чуриловой

Интервью с Ириной Чуриловой
Оперный обозреватель

Наш журнал продолжает знакомить читателей с жизнью провинциальных оперных сцен. Сегодня читайте интервью с молодой солисткой Новосибирского театра оперы и балета Ириной Чуриловой.

Ирина Чурилова: «Творить и не останавливаться на достигнутом!»

Солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Ирина Чурилова пришла в труппу театра в мае 2009 года, и сразу заявила о себе очень уверенно как о яркой, эмоциональной, профессиональной певице. На сегодняшний день в репертуаре певицы — ведущие партии репертуара для сопрано, такие как Татьяна, Иоланта, Мими, Мюзетта, Микаэла и другие.

Ирина любезно согласилась рассказать в интервью о своей биографии, работе в Новосибирском театре и творческих планах.

— Ирина, расскажите для начала, как Вы вообще начали петь?

Меня с детства всегда очень сильно тянуло к музыке, я всегда очень любила выступать. А в советское время была усиленная агитация занятий в хоровых школах. Однажды к нам в школу (я была в первом классе) пришла руководитель одной из таких школ Новосибирска и пригласила всех на открытый урок. Мне очень сильно захотелось пойти посмотреть, и я долго упрашивала маму сводить меня в эту школу. На дворе стоял октябрь 1991 года, я пришла на открытый урок в эту школу и...вышла из нее в 2000 году, прямиком в Новосибирский музыкальный колледж имени А.Мурова. Хоровая школа дала мне очень много: там я пела и сольно, и в ансамбле, и в хоре. Я получила также очень много музыкальных знаний, навыков. Огромное количество выступлений на разных площадках и с разными коллективами города, участие в конкурсах и фестивалях — все это в дальнейшем помогло очень легко адаптироваться к сцене, исчезла боязнь выступлений. Очень многое мне дала мой первый педагог по вокалу, Татьяна Александровна Решетникова.

— Как проходило Ваше обучение далее?

В 2004 году я закончила Новосибирский музыкальный колледж по классу С.И.Балашовой и поступила в Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки в класс народной артистки СССР, профессора Зинаиды Захаровны Диденко. Именно в консерватории, собственно, и началась серьезная работа и над вокалом, и над сценическим мастерством. Со второго курса консерватории я стала работать в Новосибирской филармонии, работала с разными коллективами Новосибирска. Во время обучения в консерватории мне удалось успешно поучаствовать в нескольких вокальных конкурсах: два года подряд — серебряная медаль на Всероссийских Дельфийских играх, в 2008 году — серебряная медаль Международных Дельфийских игр. Я очень благодарна судьбе за то, что в 2007 году мне удалось принять участие во Всероссийском конкурсе вокалистов имени В.В.Барсовой, где я стала лауреатом первой премии и обладателем диплома за лучшее исполнение народной песни. Общение с членами жюри (в частности, с Хиблой Герзмавой и Юрием Марусиным) дало мне очень-очень много в плане стилистики исполнения произведений, очень много интересных профессиональных открытий, повлиявших на мой профессиональный рост. Участие в этом конкурсе повлекло за собой, в частности, сотрудничество с Сочинским органным залом, где через год после победы на конкурсе Барсовой, я выступила с первым сольным концертом в сопровождении оркестра. Отчасти конкурс способствовал тому, что меня пригласили прослушаться в Новосибирский театр оперы и балета, и в мае 2008 года я пришла на прослушивание к главному дирижеру Теодору Курентзису. Из множества солистов, певших в тот день, меня одну приняли в театр. Для студентки 4 курса это было невероятным событием в жизни.

— И как начала развиваться Ваша карьера в театре?

Ну, собственно, как это ни странно, но уже будучи солисткой Новосибирского театра (меня приняли в конце сезона в мае), свою первую партию на серьезной сцене я спела в другом театре — Театре оперы и балета им. Римского-Корсакова при Санкт-Петербургской консерватории. Это была Иоланта. Очень символичным было совместное участие в этом спектакле с баритоном Павлом Янковским, который помогал и поддерживал меня на моем первом спектакле. Теперь Павел также является солистом Новосибирского театра.

В Новосибирском театре я дебютировала в партии Татьяны в январе 2009 года, затем была Иоланта уже на этой сцене. В течение года у меня были уроки с Теодором Курентзисом, мы работали над партиями Микаэлы, Мими и Татьяны. Маэстро Курентзис открыл для меня совершенно иной музыкальный мир, с обилием красок, эмоций в музыке, совершенно новой вокальной стилистикой. Это сотрудничество вылилось в то, что в конце первого сезона я спела партию Микаэлы под его руководством. Маэстро был очень доволен, и в начале следующего сезона Микаэла была исполнена уже на сцене Seoul Art Centre, в рамках гастролей Новосибирского театра. После этого маэстро начал привлекать меня к участию в своих проектах. Все знают, что каждый проект Курентзиса — это невероятный всплеск эмоций, невероятное количество музыкальных находок. Работа с главным дирижером всегда очень ответственна и требует хорошей вокальной подготовки, нахождения в хорошей форме. Репетиции каждого проекта — это открытие целой Вселенной, каждая репетиция дает мощный профессиональный толчок и огромное количество почвы для развития, для работы над собой, голосом, стилем той или иной эпохи. Понимаешь, насколько музыка безгранична, и насколько много надо работать, чтобы донести до зрителя замысел композитора. Репетиции требуют большой выносливости, они могут длиться целыми днями и заканчиваться поздно ночью. Энергия маэстро настолько велика, он работает настолько эмоционально, что сам поневоле начинаешь выкладываться на все 100%. Абсолютным открытием для меня стала работа над циклом Д.Шостаковича «Семь романсов на стихи Блока» в январе 2010 года с музыкантами из Москвы, приглашенными специально для участия в этом проекте. Репетировали целыми днями и настолько вжились в этот цикл, что когда концерт прошел, мы не могли поверить, что все закончилось всего за 20 минут, захотелось повторять этот цикл еще не раз и сделать самостоятельный концерт в рамках какого-либо фестиваля.

После Шостаковича был исполнен цикл Мусоргского «Детская». Исполнение дало возможность найти обилие красок, с помощью которых можно передать в музыке и детский восторг, и детский плач, и детский сон... А в марте 2010 года я исполнила долгожданную Мими, работа над которой осуществлялась в течение двух лет. Мне очень повезло с партнерами, которые поддержали и помогли мне во время дебюта в этой сложной партии. В партии Мими я старалась воплотить всю тонкость, чуткость и разнообразие музыкальных красок, которые были найдены на уроках с маэстро Курентзисом. Это привнесло в образ Мими много чистоты, хрупкости, трепета, дало этому образу такую проникновенность и теплоту, которые доходят до самой глубины души. А в конце моего второго сезона в Новосибирском театре, в июне 2010 года состоялась премьера оперы М.Вайнберга «Пассажирка», в которой мне посчастливилось исполнить партию русской учительницы Кати. У этой героини есть замечательный вокальный номер — песня a capella, которая очень сильно эмоционально насыщена. Песня Кати, ее музыка, свободная, распевная, мелодичность, широкая, русский колорит являются своеобразным островком жизни, кусочком родины в общем ужасе смерти Освенцима. Тем более ужасно последующее развитие событий: после песни Кати, под ее крик «Не забывайте нас никогда» девушек-узниц уводят на смерть. Работа над этой партией оставила очень сильный след в душах солистов, работавших в этом проекте.

Очень важным этапом в моем профессиональном росте я считаю совместную работу в Новосибирском театре с режиссером Алексеем Олеговичем Степанюком. Первый раз я встретилась с ним для подготовки к гастролям партии Микаэлы, а затем была очень интересная работа над ролью Герды в опере С.Баневича "История Кая и Герды«в декабре 2009 года: невероятное открытие в сценическом движении, в образах, в поведении на сцене во время спектакля — колоссальный опыт. Благодаря Алексею Олеговичу я стала совершенно по-другому относиться к сценической стороне партии. Для меня стало большой неожиданностью, что в начале этого сезона Теодор Курентзис назначил меня на партию Мюзеты в «Богеме» для гастролей в Таиланде. Образ Мюзеты был для меня совершенно новым, и я не представляла, как после такой напряженной работы над образом Мими я буду исполнять Мюзетту, получится ли это у меня? И мне очень повезло, что для подготовки обновления «Богемы» был приглашен именно Алексей Олегович, который помог сделать мне этот образ. Степанюк раскрыл во мне совершенно неизвестные для меня до этого момента черты моего сценического поведения, необходимые для Мюзетты. Образ получился настолько удачным, что имел абсолютно неожиданный для меня успех у тайской публики.

— А что еще нового в Вашу творческую жизнь принес этот сезон?

В октябре этого года я участвовала в первом Paris International Opera Competition в Париже: из 350 претендентов мне посчастливилось попасть в число 24 счастливчиков, приглашенных в Париж, что уже само по себе стало огромным успехом. Участие в этом конкурсе подарило мне еще одну интереснейшую творческую встречу с интереснейшим музыкантом Дэвидом Зобелем. За то короткое время общение на конкурсе Дэвид сумел показать мне стилистику французской музыки, открыть некоторые секреты французского языка и по-новому раскрыть образ Микаэлы.

А в настоящий момент (12 и 14, 16 ноября) в Новосибирском театре состоялась премьера новой сценической версии «Иоланты». Подготовка к премьере была очень тяжелой, очень много работы в максимально короткий период времени.

— Ирина, что является для Вас главным при работе над произведением?

Главное для меня — попытаться точно передать замысел композитора, не упустив все нюансы и краски партитуры, постараться сделать образ живым и интересным для публики. Самое главное — творить, творить, творить и не останавливаться на достигнутом, всегда искать что-то новое и интересное. Многое зависит от дирижера, режиссера, партнеров по сцене. Когда творческая команда сильная — опытные партнеры, яркие и талантливые постановщики — это большой стимул для творческого роста. Я уже упомянула о том, что для меня главное — точная передача всех красок партитуры. В этом плане я столкнулась с такой проблемой — очень часто при работе над партией мне приходиться ломать прочный российский стереотип о том, что хороший голос — громкий голос. Я требую прежде всего от себя, что там, где в партитуре стоит пианиссимо, петь надо именно так, а не демонстрировать в угоду публике свой голос на фортиссимо. Всегда досадно, когда в дуэтах или ансамблях кто-либо из певцов пренебрегает авторскими указаниями и старается показать исключительно свой голос.

— У вас есть какие-нибудь творческие мечты?

Партия Дездемоны! Мне кажется, что она написана специально для моего голоса (смеется). Голос так льется при первом же звуке, очень удобная для меня партия. Надеюсь, что когда-нибудь эта опера будет идти в репертуаре нашего театра. А вообще, очень хочется спеть много-много красивой музыки: ее так много, а вокальный век так короток! Еще очень бы хотелось поработать с выдающимися дирижерами и режиссерами, чтобы прикоснуться к высокому искусству. Еще мечтаю о том, чтобы можно было петь всегда, чтобы голос всегда был в отличной форме, чтобы всегда была возможность реализовывать себя!

— Ирина, а есть ли у Вас вокальные идеалы? Певцы, уровень которых для Вас эталон?

Да, для меня таковыми являются пение Монсеррат Кабалье, Миреллы Френи, Натали Дессей. Кстати, к вопросу о мечтах — мечтаю попасть на мастер-класс Монсеррат Кабалье — у нее потрясающее отношение к голосу, к мелодии, к слову. Голос невероятной красоты и потрясающих возможностей! Для меня это ярчайший пример высокопрофессионального отношения к музыке.

Беседовал Дмитрий Лабузов

На фото:
Ирина Чурилова

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ