Звёзды оперы: Натали Дессей

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Мы предлагаем читателям небольшое эссе-портрет Ирины Сорокиной о творчестве Натали Дессей, которую представлять нет необходимости. В этом же номере журнала можно ознакомиться с впечатлением Игоря Корябина от ее недавнего концерта в Петербурге.

Французская певица Натали Дессей появилась на оперных подмостках в 1992-ом году и сразу вызвала энтузиазм у публики и критики. Известно, что сравнения с дивами далекого или не очень далекого прошлого не дает покоя ни меломанам, ни журналистам. Все заняты поисками черной кошки в темной комнате, между тем, как элементарный здравый смысл подсказывает, что ее там нет и быть не может. «Золотое горло» Натали Дессей смущает покой не более и не менее, как самой Марии Каллас.

Натали родилась в Лионе в 1965-ом году. Родители назвали ее в честь своей любимой актрисы Натали Вуд, прославившейся в фильмах «Сожженная юность» и «Вестсайдская история» (именно поэтому в написании ее имени Natalie отсутствует h). Кстати, подлинная фамилия Дессей пишется Dessaix. Как многие дети, она училась играть на фортепиано, но находила занятия скучными. Поменять музыкальную специальность посоветовал сам учитель фортепиано. Так Натали занялась пением. Много лет спустя она заявила критику из журнала “Operanet”, что в консерватории нельзя научиться петь. Это заявление находится в идеальной гармонии с ее артистическим кредо: «Опера – на семьдесят процентов театр и на тридцать – музыка и голос». Что ж, в консерваториях и впрямь не учат театру.

В восьмидесятые годы она победила на престижных международных конкурсах: “Les Voix Nouvelles”, который организует фирма France Telecom, “Premio Mozart” в Вене. Ее карьера началась именно с моцартовских ролей: Блондхен в «Похищении из сераля» и мадам Херц в «Директоре театра». За ними последовали Цербинетта в «Ариадне на Наксосе» и Адель в «Летучей мыши». Но феномен Дессей «взорвался» на сцене парижской Опера Бастий в 1992-ом году, когда она ослепила публику каскадами рулад в роли механической куклы Олимпии. Режиссуру Романа Поланского разнесли в пух и прах, но это не помешало грандиозному персональному успеху молодой певицы: спустя некоторое время Венская Опера пригласила ее на ту же роль, а ее Гофманом был Пласидо Доминго.

В 1994-ом году, на фестивале в Экс-ан-Провансе, Дессей выступила в роли Царицы Ночи. В Ла Скала она повторила Олимпию, а в 1996-ом году Венская Опера специально для нее включила в репертуар оперу Рихарда Штрауса «Женщина без тени». В 1997-ом перед ней распахнулись двери самого престижного европейского фестиваля – Зальцбургского. В Лозаннской Опере и миланском Ла Скала она выступила в одной из коронных ролей Каллас, спев Амину в «Сомнамбуле».

Дессей часто упрекают в снобизме (это мы уже поняли по ее презрительному высказыванию о консерватории), капризности (ее поклонники, прежде, чем отправиться в концертный зал, звонят туда: Натали может отменить концерт в последний момент) и нарциссизме. О последнем свидетельствует не слишком традиционный репертуар: помимо Олимпии, Царицы Ночи и Амины в «Сомнамбуле», ее любимые роли - Кунигунда в «Кандиде» Бернстайна, Эвридика в оперетте Оффенбаха «Орфей в аду», Моргана в «Альцине» Генделя, Цербинетта в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса, Офелия в «Гамлете» Тома, Лакме в одноименной опере Делиба. Этот список подтверждает также, что перед нами настоящая актриса.

А где же певица? Идет ли речь только о тридцати процентах? О, гораздо больше: Натали славится свободным преодолением безумных трудностей, которое в прошлом было доступно только легендарным кастратам-виртуозам. Чистота ее звука в трелях и колоратурных украшениях граничит с невероятным. Впечатление велико еще и потому, что Натали – миниатюрная женщина с большими выразительными глазами, отличающаяся пикантностью, но никак не красотой. Многие сравнивают ее с подростком. Но этот кристальный голос отличается если не исключительной, то достаточной мощью. Тембр Дессе светлый, но это не чисто лирическое сопрано. Ее центральный регистр – плотный и насыщенный, диапазон – необычайно обширный, а звукоизвлечение безупречно мягко. Именно эти качества Дессей дают основание сравнивать ее с Каллас.

Столь мощный драматический темперамент находится в очевидном противоречии с голосом. Натали бы выступать в партиях вердиевского или пуччиниевского репертуара, но ее вокальные особенности “приговаривают” ее к таким ролям, как Маргарита в «Фаусте», Лакме, Манон в опере Массне, Мюзетта. В том, что она спела, два композитора занимают большое место: Моцарт и Рихард Штраус. Натали с успехом поет в операх барокко. “Отвести душу” ей удается в роли Виолетты в «Травиате».

В начале нашего века у Натали начались голосовые проблемы, и она была вынуждена на некоторое время покинуть сцену: на ее связках появился узелок, и столь блистательно начатая карьера грозила пополнить список карьер столь же великолепных, сколь коротких. К счастью певицы и ее многочисленных поклонников, операция прошла успешно, артистка прояви ла мудрость, посвятив необходимый период восстановлению сил, помогли муж, баритон Лоран Нори, и дети. В июле 2004-ого года горький период разлуки с публикой кончился: Натали порадовала ее сольным концертом в театре Елисейских Полей. А вскоре ее интерпретация роли Джульетты в опере Гуно «Ромео и Джульетта» в паре с Рамоном Варгасом на сцене Метрополитен Опера в Нью-Йорке вызвала единодушные восторги зрителей и критиков.

Признанные знатоки голосов посвятили восторженные страницы Натали Дессей. И все же мудрее оставить в покое призрак Каллас и сказать: «Это Дессей».

На фото:
Натали Дессей

"Брависсимо": Натали Дессей

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Натали Дессей

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ