Беренс (Behrens) Хильдегард (1937-2009)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

В Японии в возрасте 72 лет скоропостижно скончалась выдающаяся певица Хильдегард Беренс. Певица собиралась провести мастер-класс в курортном городке Кусацу под Токио. Почувствовав себя плохо, была срочно госпитализирована и вскоре скончалась.

В качестве некролога мы публикуем статью о певице из готовящегося нового издания оперного словаря Е.Цодокова.

Немецкая певица (сопрано). Родилась в семье врача, изучала право во Фрайбургском университете, посещала там же певческую студию. Пела второстепенные роли в оперном театре Оснабрюка.

В 1971 состоялся ее дебют во Фрайбурге в партии Графини Альмавива 1. С 1973 в Рейнской опере Дюссельдорфа, где имела большой успех в партиях Агаты в Вольном стрелке Вебера, Мари в Воццеке Берга. С 1974 выступала также во Франкфурте (Фьордилиджи в Так поступают все, Елизавета в Тангейзере, заглавная партия в Русалке Дворжака и др.). В 1975 впервые исполнила в Цюрихе партию Леоноры в Фиделио, ставшую в дальнейшем одной из лучших в ее репертуаре. 1976 стал для певицы весьма успешным годом – она дебютирует в Метрополитен (Жоржетта в Плаще Пуччини) и Ковент-Гардене (Леонора). В 1977 последовал новый успех – дебютное выступление на Зальцбургском фестивале в роли Саломеи под управлением Караяна. В 1979 на этом форуме певица впервые исполнила заглавную партию в Ариадне на Наксосе Р.Штрауса под управлением Бёма.

Дальнейшая карьера Б. протекала исключительно успешно. Она зарекомендовала себя как яркая исполнительница прежде всего произведений Вагнера, Р.Штрауса и Берга, а также Моцарта, Бетховена и Яначека. В 1982 вместе с Паваротти она участвует на сцене Метрополитен в американской премьере моцартовского Идоменея (Электра), в 1983 здесь же поет Мари в «Воццеке» и Донну Анну в Дон Жуане. Важнейшими вехами в творческом пути Б. стали ее участие в цикле Кольца нибелунга в Байрёйте (1983-86) под управлением Шолти (партия Брунгильды) и дебют в Венской опере в 1986 (Леонора). Очередной этап карьеры Б. связан с исполнением на сцене Гранд Опера заглавной роли в Электре (1987, дирижер Озава). Эту партию, которую по праву можно причислить к важнейшим в послужном списке певицы, Б. в дальнейшем неоднократно пела на ведущих сценах мира (Мюнхен, Хьюстон, Нью-Йорк, Вена, Зальцбург, Берлин, Лондон и др.). Она продолжала выступать в ней и в последние годы (1999-2000, Баден-Баден и Дрезден; 2003, Верона).

Неоднократно исполняла Б. партии Изольды (1980, Цюрих; 1983, Метрополитен; 1996, Мюнхен, на открытии восстановленного Принцрегентентеатра и др.), Сенты в Летучем голландце (1978, Цюрих; в дальнейшем в Метрополитен, Савонлинне, Берлине), Кундри в Парсифале Вагнера (1995, Кёльн; 2001-02, Дрезден). Партию Брунгильды, которую певица так успешно исполнила в 1983 на Байрёйтском фестивале, она пела также в Линце, Вене, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе. В 1990 во время исполнения этой партии в спектакле Гибель богов на сцене Метрополитен Б. получила травму, после чего некоторое время не выступала.

В репертуаре Б. также партии Кати Кабановой в одноименной опере Яначека, Эмилии Марти в его же опере Средство Макропулоса, Тоски, Катерины Измайловой в Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича и др. Среди выступлений последних лет роли Ганны Главари в «Веселой вдове» Ф.Легара (2002, Мюнхен), Дьячихи в Енуфе Яначека (2004-05, Тулуза) и др.

В 1999 на Зальцбургском фестивале певица исполнила главную роль в мировой премьере оперы «Хроника места» Берио, которую композитор написал специально для нее.

Среди лучших записей партии Леоноры (Decca, дир. Шолти), Саломеи (EMI, дир. Караян), Изольды (Philips, дир. Бернстайн).

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ