Берио (Berio) Лучано (1925-2003)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Итальянский композитор. Родился в семье музыкантов. В 1951 окончил Миланскую консерваторию, в 1952 стажировался в Танглвуде у Даллапикколы 1. В 50-е гг. зарекомендовал себя как крупный представитель европейского авангарда, экспериментировал в области «электронной музыки», использовал также «серийную» технику и алеаторику. Стилистика его творчества весьма разнообразна и включает в себя широкий спектр различных направлений, от фольклористики до рок-музыки. В своих сочинениях Б. занимался различными экспериментами, синтезировал природные звуки, использовал живые голоса выдающихся личностей (Джеймса Джойса, Итало Кальвино и др.). Творческое наследие Б. обширно и включает в себя симфоническую, инструментальную и вокальную музыку разнообразных жанров.

Ряд вокальных сочинений он написал специально для жены, известной американской певицы армянского происхождения Кэти Берберян (1925-1983).

Начиная с 1970 композитор активно работал в жанре музыкального театра, создав ряд опер и музыкально-драматических сочинений. Среди них: «Опера» (1970, Санта-Фе, либретто автора и У.Эко; 2-я ред. 1977), «Правдивая история» (1982, Милан, Ла Скала, либретто И.Кальвино), «Король слушает» (1984, Зальцбургский фестиваль, либретто И.Кальвино по эссе Ролана Барта), «Никто» (1996, Милан, Ла Скала, либретто автора и Д.Даль Корно), «Хроника места» (1999, Зальцбургский фестиваль, либретто автора и Т.Пекер-Берио). Наибольшую известность приобрела опера «Король слушает». В 1988 году прошла немецкая премьера оперы в Дюссельдорфе, в 1990 ее поставили в Ковнт-Гардене, в 1991 в Опера Бастиль. В известном смысле это сочинение представляет собой «театр в театре», ибо на сцене разворачиваются три версии спектакля по мотивам шекспировской «Бури».

Еще одним аспектом творческой деятельности Б. стало переосмысление наследия композиторов прошлого. Он «восстановил» по отрывкам несуществующую 10-ю симфонию Шуберта, занимался аранжировками сочинений Монтеверди, Фрескобальди, Боккерини, Брамса и др. Два его сочинения – «Орфей II» (1984, Флоренция) и «Комментарий до, во время и после «Зайды» (1995) представляют собой своеобразную обработку Орфея Монтеверди и неоконченной оперы Моцарта «Зайда». Кульминацией такого рода штудий стала новая версия финала незавершенного шедевра Пуччини Турандот. Эта работа стала возможна после того, как издательство «Рикорди», владеющее рукописями Пуччини, в 2001 (по истечении 75 лет со дня смерти автора «Турандот») открыло его архивы, предоставив Б. возможность изучить неопубликованные 23 листа набросков великого мастера. Первое исполнение этого финала состоялось в январе 2002 на Музыкальном фестивале на Канарских островах (дирижер Шайи). Премьера всей оперы с новым финалом прошла в том же году Лос-Анджелесе (дирижер Нагано).

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ