Бертман Дмитрий Александрович (р. 1967)

Евгений Цодоков
Главный редактор

В 1989 окончил ГИТИС (ныне РАТИ) по специальности режиссера музыкального театра (курс Ансимова 1). Еще в студенческие годы руководил Оперной студией Центрального Дома медиков, где его первой работой стала опера Иоланта (1985). Ставил драматические и музыкальные спектакли в ряде российских театров. В 1990 основал в Москве театр Геликон-Опера (первый спектакль – Мавра Стравинского). За годы руководства театром осуществил на его сцене множество оперных постановок. Среди них мировая премьера «Голоса незримого» (библейский триптих «Ева», «Моисей» и «Благовещение») на музыку Й.Барданашвили, Кобекина и А.Щетинского (1999); российские премьеры опер «Туда и обратно» Хиндемита (1990), «Маддалена» Прокофьева (1991), «Аполлон и Гиацинт» Моцарта (1992), Лулу Берга (2002), «Пётр Великий» Гретри (2003), Средство Макропулоса Яначека (2003), Диалоги кармелиток Пуленка (2004).

Благодаря искусству Б. и многие другие сочинения, редко появляющиеся на отечественных сценах, заняли достойное место в репертуаре театра. Среди них Сказки Гофмана Оффенбаха (1998), Дидона и Эней Пёрселла (2003), «Сибирь» Джордано (2006). Значительное место в творчестве режиссера занимает русская оперная классика. Он поставил в своем театре произведения Чайковского (Пиковая дама, Евгений Онегин, Мазепа) и Римского-Корсакова (Кащей бессмертный, Моцарт и Сальери, Царская невеста, Золотой петушок), оперы Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича и Борис Годунов Мусоргского. Мировая классика представлена шедеврами Верди (Аида, Травиата, Фальстаф), Бизе (Кармен), Леонкавалло (Паяцы) и др.

В середине 90-х гг. театр, руководимый Б., завоевал заслуженное признание за рубежом. Режиссера стали активно приглашать для оперных постановок в известные европейские театры. Европейским дебютом для режиссера стал спектакль «Пиковая дама» на престижном Уэксфордском фестивале в Ирландии (1995). В 1996 на том же форуме он поставил «Евгения Онегина» и Богему. Среди зарубежных постановок также Так поступают все на фестивале в Людвигсбурге (1999), Похождения повесы Стравинского в венской Фольксопер (2000), «Аида» на юбилейном вердиевском фестивале в Страсбурге (2001), Милосердие Тита Моцарта на фестивале в Мадриде (2004), Норма на фестивале в Сантандере (2004), Набукко Верди в Париже и Дижоне (2004), а также в Мариинском театре (2005), Русалка Дворжака в Эрфурте (2007), «Из мёртвого дома» Яначека в Торонто (2009) и ряд др.

Обращается режиссер и к произведениям современных композиторов. Он поставил в «Геликоне» оперу «Распутин» Джея Ривза (2008), «Царицу» Давида Тухманова в Александринском театре Петербурга (2009, мировая премьера) и др.

Б., практически, первым среди российских режиссеров стал активно «осваивать» современный европейский постмодернистский стиль оперной режиссуры, безраздельно господствующий в последние годы на подмостках музыкальных театров. Его отличительными чертами являются «актуализация» сюжета, доминирование режиссерских и сценографических элементов оперного спектакля с их яркой и парадоксальной метафоричностью и экстравертной театральностью над собственно музыкальной тканью произведения и вокалом.

В ряде работ режиссера (особенно, если жанровая стилистика самого произведения близка его творческому методу) такой подход приводил к успеху. Его лучшие спектакли «Сказки Гофмана», «Леди Макбет Мценского уезда», «Фальстаф», «Лулу», «Средство Макропулоса» можно считать большой творческой удачей. Многие режиссерские работы Б., как и его спектакли в целом, получили высокую оценку отечественной и зарубежной критики, стали лауреатами национальной премии «Золотая маска» («Кармен», «Царская невеста», «Леди Макбет Мценского уезда»). В отдельных случаях приемы режиссера вызывают споры, как например, гротескно-сатирическое противопоставление некоторых современных политических лидеров и народа-черни, озабоченного только добычей выпивки («Золотой петушок»), или урбанистические метаморфозы сюжета («Кармен»). В последнее время в творческом почерке Б. наметился определенный возврат к умеренным традициям классической оперной режиссуры.

Руководимый Б. театр по праву занял одно из ведущих мест в отечественной оперной культуре. Режиссеру удалось создать сплоченный коллектив единомышленников, привлечь к работе в театр ярких дирижеров (см. подробнее Геликон-опера).

Б. ведет активную педагогическую деятельность в РАТИ, где с 2003 является заведующим кафедрой музыкального театра, преподает в Оперной студии Берна, дает мастер-классы в Московской консерватории. Удостоен звания Народного артиста России.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ