Кампанини (Campanini) Клеофонте (1860-1919)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Клеофонте Кампанини — 150 лет

В этом году весьма много юбилеев у знаменитых деятелей оперного искусства. Вот и еще одна славная дата пришлась на 1 сентября с. г. 150 лет назад родился крупнейший итальянский оперный дирижер Клеофонте Кампанини. По этому поводу мы публикуем статью из оперного словаря Е.Цодокова, посвященную этому знаменитому маэстро.

Итальянский дирижер. Родился в Парме. Происходил из музыкальной семьи. Его старший брат – выдающийся тенор Итало Кампанини 1. Учился игре на скрипке и дирижированию в Пармской консерватории у Д.Феррарини, а также в Милане.

Дебютировал в 1883 году в пармском театре «Реджо» оперой Кармен, затем с успехом исполнил Трубадура. В том же году его пригласили в США для участия в первом сезоне (1883/84) только открывшегося театра «Метрополитен», где он дебютировал в спектакле Миньон Тома. Затем последовали Сомнамбула Беллини и Мефистофель Бойто (оба в 1883). В 1884 он исполнил «Кармен» (премьера Метрополитен), а также Лючию ди Ламмермур, Севильского цирюльника и Дон Жуана. В дальнейшем выступал в театрах Италии. В 1888 провел в нью-йоркской Академии музыки американскую премьеру Отелло, где Дездемонe пела его будущая жена, сестра знаменитой певицы Луизы Тетраццини - Ева (1862-1938). Их брак состоялся в 1890 году.

В 1902 К. осуществил в миланском театре «Лирико» мировую премьеру оперы Адриана Лекуврер Чилеа. В 1902-05 был музыкальным руководителем Ла Скала. В этот период он провел здесь мировые премьеры оперы «Сибирь» Джордано (1903) и Мадам Баттерфляй Пуччини (1904), которая, как известно, провалилась по причине неудачной двухактной компоновки партитуры опуса. Спустя несколько месяцев опера была триумфально исполнена вновь под управлением К. в Брешии в обновленном трёхактном варианте с Крушельницкой в заглавной партии.

В 1904-12 гг. К. ежегодно выступал в Ковент-Гардене, где дебютировал в Манон Леско Пуччини с участием Карузо (Де Грие). В своем первом английском сезоне К. исполнил также оперы «Адриана Лекуврер» (английская премьера), Богема, «Кармен», Сельская честь, Фауст, Лоэнгрин, «Отелло», Паяцы, Риголетто. В 1905 к его прошлогоднему репертуару прибавились Аида, Бал-маскарад, «Мадам Баттерфляй». В 1906, наряду с текущим репертуаром, он исполнил Евгения Онегина (солисты Баттистини, Дестинн, Алчевский), а также Тоску и Травиату. В 1907 к его послужному списку добавились Джоконда Понкьелли и «Лорелея» Каталани. В 1908 триумфальный успех ожидал оперу Гугеноты Мейербера (солисты Л.Тетраццини, Дестинн, Дзенателло, Скотти и др.). Кроме «Гугенотов» он также выступил в опере Бизе Искатели жемчуга. Блестящим оказался спектакль «Отелло» с участием Мелбы, Дзенателло и Скотти. В 1909 К. продирижировал Пеллеасом и Мелизандой Дебюсси, в 1910 «Севильским цирюльником». Наконец, в 1911 году состоялся Коронационный сезон (посвященный королю Георгу V). Маэстро участвовал в коронационном гала-концерте, программа которого состояла из фрагментов «Аиды», «Севильского цирюльника», Ромео и Джульетты Гуно и балета «Павильон Армиды» Черепнина, представленного дягилевской труппой. Надо отметить также проведенные в этом сезоне английские премьеры Девушки с Запада Пуччини и оперы «Секрет Сюзанны» Вольфа-Феррари с Липковской в заглавной партии. Была исполнена также Луиза Шарпантье. На открытии своего последнего английского сезона К. исполнил «Кармен», затем в течение сезона ряд произведений текущего репертуара и английскую премьеру оперы «Ожерелье Мадонны» Вольфа-Феррари.

Наряду с активнейшей творческой деятельностью в Лондоне К. выступает и в Италии. Следует отметить, например, спектакль Нюрнбергские мейстерзингеры в Болонье (1904). Он также принимает в 1906 году предложение знаменитого импресарио О.Хаммерстайна-первого участвовать в созданной им труппе «Манхэттен-опера-групп» в Нью-Йорке. В течение трёх сезонов (1906-09) Кампанини исполнил там множество опер, включая американские премьеры «Пеллеаса и Мелизанды» (1908) и «Луизы» (1908). Он также впервые в Америке исполнил ряд опер Массне, в т. ч. Таис. Среди заметных постановок также Сказки Гофмана Оффенбаха.

После размолвки с Хаммерстайном К. переехал в Чикаго, где и провел свои последние годы. Сначала (c 1910) он был главным дирижером Чикагской оперной компании, а с 1915 стал также и руководителем Чикагской оперной ассоциации. За эти годы ему удалось привлечь в театр ряд выдающихся артистов, среди них Скотти (1910-11, 1915-16), Липковская (1910-11), Л.Тетраццини (1911-13), Раиза (1913-14 и с 1916), Альда (1914-15), Крими (1916-18). Но главным бриллиантом чикагской «короны», безусловно, стала Галли-Курчи, которую дирижер впервые услышал в Чикаго еще в 1910 году в партии Джильды. В 1916-18 великая певица была в составе его труппы. Именно в этот период (1918) состоялись знаменитые гастроли театра в Нью-Йорке, где Галли-Курчи с блеском исполнила заглавную партию в опере Мейербера «Динора». К. провел в Чикагской опере ряд американских премьер, в т. ч. премьеры опер «Секрет Сюзанны» (1911, на гастролях театра в Метрополитен), «Изабо» Масканьи (1917, в заглавной партии Раиза) и др.

Маэстро не ограничивался деятельностью только на американском континенте. Он гастролировал и в Европе. Среди его континентальных выступлений следует отметить цикл оперных постановок в Париже в 1913 году, посвященных 100-летию Верди («Оберто», Набукко, «Бал-маскарад», «Аида», Фальстаф, Дон Карлос).

Маэстро К. принадлежит к плеяде крупнейших итальянских дирижеров своего времени, навсегда вписавших свое имя в историю оперного искусства.

На фото:
Клеофонте Кампанини

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ