Дафна (Daphne)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Опера немецкого композитора Р.Штрауса 1 (1938, Дрезден) в 1-м действии. Либретто Й.Грегора (на немецком языке).
Главные персонажи: Дафна (сопрано), Аполлон (тенор), Левкипп (тенор), Пеней (бас), Гея (меццо-сопрано).

Краткое содержание:
Дафной, дочерью речного бога Пенея, увлечен простой смертный Левкипп, сын царя Эномая. Но Дафна – дитя природы, и не может ответить взаимностью на чувства человека. Они чужды ей. Тем временем, Пеней готовит пир в честь бога Аполлона. Вдруг на празднике появляется загадочный пастух. Пеней призывает дочь проявить к нему внимание. Пастух рассказывает Дафне, что наблюдал за ней, когда та «пела гимны» природе. Но лишь речь заходит о любви, Дафна в страхе убегает.

На празднике Диониса Левкипп, переодетый в женскую одежду, приглашает девушку на танец. Та соглашается. Но таинственный пастух, оказывающийся Аполлоном, останавливает танец, вызывая грозу. Раздаются устрашающие раскаты грома. Пастух, сам влюбленный в Дафну, объясняет девушке, что Левкипп ее обманул и убивает его стрелой. Таким образом, соперничество с богом заканчивается трагически для Левкиппа. Дафна оплакивает погибшего. Впрочем, и притязания бога ей не нужны! Аполлон скорбит и просит богов осуществить то единение с природой, к которому стремилась Дафна – превратить ее в лавровое дерево.

Одна из самых поэтических опер позднего периода творчества Р.Штрауса, названная им «буколической трагедией». Написана в сотрудничестве с профессором-театроведом Й.Грегором, куратором венской Театральной библиотеки (Штраус создал еще две оперы на его либретто – «День мира» и «Любовь Данаи»).

В произведении ощущается стремление к чистой поэзии, контрастирующее с гнетущей фашистской реальностью, окружавшей композитора. В образном строе этой мифологической оперы-идиллии (разумеется, не интонационном, а общехудожественном) есть что-то, роднящее ее с природной стихией в Снегурочке Римского-Корсакова (Б.Ярустовский). Переклички ощущаются в таких моментах, как «пастушьи» песни Аполлона, Песня флейты Левкиппа, созерцательный монолог Дафны O, bleib geliebter Tag («Не уходи, любимый день»), пасторально-обрядовые хоры, дионисийские танцы. Центральный, наиболее эффектный и красивый эпизод оперы – финальная «Сцена превращения» при свете луны (Ich komme… ich komme, grunende Bruder), где ведущую роль играет оркестр, – замечательный пример мастерства Штрауса-лирика, мастера элегантного экстаза. Сначала Штраус задумывал концовку как монолог героини с участием хора, но затем решил, что эстетика сцены должна быть решена преимущественно оркестровыми средствами, лучше отвечающими символико-психологическим мотивам превращения, основанным на идее невозможности целомудренного природного существа отдаться человеческой любви. Отказаться же от хора в финале подсказал композитору К.Краус. Сам смысловой мотив «превращения» перекликается с вагнеровской идеей искупления-освобождения.

Две ведущих партии в Д. поручены тенорам, что, за редким исключением, не свойственно операм Штрауса.

В целом в сочинении ощущается противоречие между иссякающим живым источником вдохновения старого мастера и блистательным профессиональным мастерством, позволяющим само звучание изысканной партитуры превратить в содержание опуса.

Премьера оперы прошла в Дрезденской опере под управлением Бёма. Заглавную роль исполняла известная немецкая певица Маргарете Тешемахер (1903-1959), выступавшая на ведущих сценах мира (Зальцбург, Ковент-Гарден, Флорентийский музыкальный май и др.), к сожалению, довольно рано умершая от сердечного приступа. В партии Аполлона был занят также хорошо известный шведский тенор Торстен Ральф (1901-1954), прославившийся, прежде всего, как вагнеровский певец и исполнитель героических вердиевских ролей. Его часто можно было услышать в Метрополитен, Ковент-Гардене, Венской опере.

Д. не столь быстро, как многие другие опусы Штрауса, распространилась по мировым сценам. В 1942 состоялась ее итальянская премьера в Ла Скала, в 1964 американская в Санта-Фе, лишь в 1987 она прозвучала впервые на английской сцене в Северной опере Лидса. Среди спектаклей прошлого века выделяется выдающаяся венская постановка 1964 года под управлением Бёма (солисты Гюден, Кинг, Вундерлих, П.Шёффлер). Сохранилась «живая» (live) запись этого спектакля, продолжающая оставаться лучшей среди десятка других, в т. ч. и студийных. Среди последних постановок спектакли Ковент-Гардена (2002, дирижер Ш.Шолтез, в заглавной роли А.фон дер Вет), Венской оперы (2004, дирижер Бычков, где в заглавной роли выступила Р.Мербет (см. публикацию о ней в нашем журнале).

К числу лучших исполнительниц заглавной партии принадлежат М.Райнинг, Х.Гюден, Попп. Эту партию исполняли также такие певицы, как Стьюдер, Флеминг, Д.Андерсон, однако превзойти первых трех никому не удалось.

Краткая дискография:
CD EMI (studio) – дир. Б.Хайтинк; солисты Л.Попп, Р.Гольдберг, П.Шрайер, К.Моль.

Иллюстрация:
Рихард Штраус.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ