Дессей (Dessay) Натали (р. 1965)

Евгений Цодоков
Главный редактор

В Москве состоялся сольный концерт французской примадонны Натали Дессей. В сегодняшнем номере журнала публикуются рецензия на этот концерт и краткое интервью с певицей. В этой связи мы предлагаем читателям и словарную статью Е.Цодокова, в которой излагается краткая история ее творческого пути.

Французская певица (сопрано). Готовилась к артистической карьере, но, обнаружив вокальные способности, стала брать частные уроки пения. В 1987-88 работала хористкой в оперном театре Тулузы и занималась вокалом в Париже. В 1990 выиграла международный моцартовский конкурс в Вене. Дебютировала в 1990 в Льеже в малоизвестной опере «Если бы я был королем» Адана 1.

В 1991 имела успех в лионской опере в «Директоре театра» Моцарта (роль Мадам Херц), в Ницце спела партию Блонды в его же Похищении из сераля. Особое значение приобрел для нее успешный дебют в парижской Опера Бастиль, где она в 1992 с блеском впервые исполнила партию Олимпии в Сказках Гофмана Оффенбаха. Этой же партией она в 1993 дебютировала в Венской опере. Певица участвовала на фестивале в Экс-ан-Провансе, спев там с успехом в 1994-95 партию Царицы ночи.

После этих достижений Д. Зарекомендовала себя как легкое колоратурное сопрано и в течение ряда лет эффективно выступала в партиях этого амплуа.

В 1994 состоялся дебют Д. в Метрополитен (партия Фиакермилли в Арабелле Р.Штрауса). В 1995 она снова поет в Венской опере (Итальянская певица в Каприччио и Цербинетта в Ариадне на Наксосе Р.Штрауса). В 1996 в Ниме Д. участвует в постановке Лакме (заглавная партия), а в Вене поет в опере «Молчаливая женщина» Р.Штрауса (Аминта).

Успехи следуют один за другим. В 1997 она возвращается в Метрополитен уже в роли Цербинетты, на Зальцбургском фестивале исполняет Царицу ночи, в парижском театре Шатле поет заглавную партию в «Соловье» Стравинского. В 1998 она триумфально поет в Метрополитен Олимпию, а в Лозанне впервые дебютирует в партии Амины в Сомнамбуле Беллини. Большой творческой удачей становится спектакль Альцина Генделя в Гранд-Опера (1999, партия Морганы).

Среди лучших достижений в 2000 стали партии Офелии в Гамлете Тома в Тулузе, заглавная партия в Лулу Берга в Венской опере (2-х-актная версия). В 2001 певица дебютирует в Ла Скала в «Сомнамбуле», а также впервые исполняет партию Лючии в Париже (2001). Именно в последней роли, ставшей в дальнейшем одной из основных в ее репертуаре, Д. начинает все настойчивей позиционировать себя также как «драматическое колоратурное сопрано» (по немецкой системе Fach), которое требует при традиционной колоратурной подвижности и легкости голоса большей драматической насыщенности и тембральной глубины.

Однако, в 2002 певица неожиданно начинает испытывать проблемы с голосом, что вынуждает ее временно отменить ряд выступлений (Лючия в Лионе, Амина в Венской опере и др.) и обратиться к врачам. Ей делают операцию. В 2003 Д. возвращается на оперную сцену. Ее с восторгом встречают в Метрополитен (Цербинетта). Летом она дает блестящий концерт в Санта-Фе, а в 2004 поет там же в Сомнамбуле. В том же году она исполняет партию Лючии в Чикаго.

Голосовые проблемы продолжают преследовать примадонну. В 2005 Д. делает вторую операцию. Теперь уже и физические обстоятельства заставляют ее пересмотреть свой подход к репертуару. В этот период она постепенно вводит в него более «мясистые» партии, в то же время с большей лирической составляющей, как, например, Манон, а затем и Виолетта, постепенно сокращая «удельный вес» наиболее характерных колоратурных сверхвысоких ролей (Цербинетта, Олимпия, Царица ночи). В 2004 она впервые поет Манон в Женеве. В 2005 также в первый раз исполняет роль Джульетты в Ромео и Джульетте Гуно (Метрополитен). Среди ролей 2006 – Амина в Лионе, Лючия в Опера Бастиль, Мария в опере Дочь полка Доницетти в Венской опере (прямую трансляцию этой премьеры осуществило Российское телевидение). В 2007 она поет Лючию в Метрополитене, в 2008 выступает в Чикаго (Манон), в 2009 в ее активе – заглавная партия в Пеллеасе и Мелизанде Дебюсси в Вене (эта партия также свидетельствует о новых артистических тенденциях в карьере певицы), Амина в Метрополитен, Виолетта в Санта-Фе, мюзета в Париже. Среди выступлений 2010 года Амина в парижской Опера Бастиль, Офелия в Метрополитен. В том же году гастролирует в России, дав в Петербурге сольный концерт и исполнив роль Лючии в Мариинском театре. В 2011 певица выступает в Юлии Цезаре Генделя в Гранд-опера (партия Клеопатры), поет Лючию в Метрополитен, участвует в концертном исполнении «Пеллеаса и Мелизанды» в лондонском Барбикан-центре.

Д. относится к тому немногочисленному типу певиц с «легким» голосом, для которых наряду с виртуозным пением важнейшее значение (быть может, и чрезмерное) имеет актерство. Певица сама постоянно декларирует это обстоятельство в своих интервью. В этом есть определенное и «неизбывное» противоречие.

Безусловно, дарование Д. очень высокой пробы. Однако в последнее время дают о себе знать вокальные проблемы, возможно связанные с не до конца преодоленными последствиями преследовавших ее болезней. Техника певицы остается почти безукоризненной, но все более становится видна напряженность в «работе» голосового аппарата, что отчасти объясняется и тем, что «объемность» ее голоса никогда не была безграничной. Впрочем, у певицы есть еще достаточно перспектив для дальнейшего развития своей карьеры.

Среди студийных записей партии Царицы ночи (DG, дирижер Кристи), Олимпии (Erato, дирижер Нагано), Лакме (EMI, дирижер Плассон).

На фото:
Натали Дессей

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Натали Дессей

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ