Дева озера (La donna del lago)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Опера итальянского композитора Россини1 (1819, Неаполь) в 2-х актах. Либретто А.Тоттолы (на итальянском языке) по мотивам одноименной поэмы Скотта.

Главные персонажи: Елена (сопрано), Уберто/Джакомо/Яков V (тенор), Малкольм (меццо), Родриго (тенор), Дуглас (бас).

Действие происходит в Шотландии в 16 веке.

Сюжет:

1 акт.

Изгнанник Дуглас со своею дочерью Еленой укрылись в горах у мятежника Родриго, предводителя горцев, противника шотландского короля Якова V. Дуглас обещал выдать свою дочь за мятежника, но та любит молодого рыцаря Малкольма, одного из вождей повстанцев и тайно встречается с ним. Целыми днями грустная Елена бродит у озера, за что ее прозвали «озерной леди». Однажды она повстречала незнакомого охотника Уберто, под вымышленным именем которого скрывается король Яков V. Он заблудился на охоте и оказался во владениях своего врага Родриго. Неузнанный король с первого взгляда влюбляется в незнакомку. Тем временем Родриго, Дуглас и Малкольм готовятся к решающему сражению с королем.

2 акт.

Уберто объясняется с Еленой. Но та признается, что влюблена в другого. Тем не менее, Уберто дарит Елене кольцо - при опасности оно поможет ей найти защиту у короля. Случайно их разговор слышит Родриго - он взбешен.

Но подоспевшие воины короля побеждают повстанцев. Родриго погибает во время поединка с Уберто. Дуглас и Малкольм оказываются в плену. Они на краю гибели. Однако Елена с помощью кольца разыскивает короля, узнав в нем своего знакомого Уберто. Тот раскрывает инкогнито и великодушно прощает мятежников, разрешив Елене соединить свою судьбу с Малкольмом.

По праву считающаяся одной из лучших, эта опера Россини – вершина его романтических устремлений. Это уже во многом «новый» маэстро, взор которого обращен в будущее. В премьерном спектакле участвовали Джованни Давид (Яков V), Кольбран (Елена), Б.-Р.Пизарони (Малкольм, «брючная» роль-травести), Ноццари (Родриго). После неудачи 1-го спектакля, красочно описанного Стендалем, опера со 2-го представления принималась публикой с восторгом. Именно после этого случая Россини воскликнул: «Не лучше ли, если моими премьерами будут считаться вторые представления?».

Вскоре опера была поставлена в Германии (1821, Дрезден), Австрии (1822, Вена), Англии (1823, Лондон, Кингс-тиэтр), Франции (1824, Париж, Гранд-Опера). В 1829 добралась до Нью-Йорка. Первая русская постановка была осуществлена в 1830 году в Петербурге.

Многие известные артисты 19 века блистали в этой опере Россини. Так, в 1823 в Вене с необычайным успехом партию Елены спела Зонтаг, произведя сильнейшее впечатление на Вебера, который тут же предложил ей заглавную роль в предстоящей венской мировой премьере Эврианты. В 1847 в Париже триумф в партии Малкольма имела другая именитая певица - Альбони. В том же году лондонский Ковент-Гарден стал функционировать исключительно как оперный театр. И в первом же сезоне в «Деве озера» были собраны непревзойденные силы – Марио, Джулия Гризи, Альбони.

Необходимо отметить, что, как это часто бывало в итальянских операх при использовании иноязычного литературного первоисточника, имена некоторых героев, подчас, переиначивались на итальянский лад. Поэтому король Яков V, например, носит здесь имя Джакомо, а мятежник Родерик Ду (по Скотту) - Родриго.

Лучше всего охарактеризовал сочинение Россини тот же Стендаль. В своей книге о нём он посвятил опере отдельную главу, где отмечал: «Это скорее эпическое, нежели драматическое произведение. Музыке его <…> свойственна оссиановская окраска и крайне острая дикая энергия». Французский писатель восторгался кантиленой, предвосхищавшей находки Беллини и раннего Верди. При этом к поэме В.Скотта, легшей в основу либретто Стендаль относился весьма сдержанно, называя ее «плохой».

Стилистика произведения, «озёрная» тема, возвышенный дух, экспрессия, смелые хоровые сопоставления и многое другое, что присуще этой партитуре, делают оперу предшественницей Вильгельма Телля. В опусе много запоминающихся эпизодов, среди которых такие шедевры как сцена и каватина Малкольма Mura felici…Elena! oh tu, che chiamo с виртуозной кабалеттой «Oh quante lagrime», ария Дугласа «Taci, lo voglio, e basti», проникновенное и нежнейшее дуэттино Елены и Малкольма «Vivere io non potrò», сменяющееся большой экстатичной воинственной сценой (каватиной) появления Родриго «Eccomi a voi, miei prodi» с хором воинов и следующей за ней прозрачной арией «Ma dov’e colei che accende» (1-й акт); каватина Уберто «Oh fiamma soave», финальное рондо Елены Tanti affetti (2-й акт) и др. Одной из центральных и запоминающихся сцен 2-го действия является также масштабный и драматичный терцет «Alla ragion, deh rieda» Елены, Уберто и присоединившегося к ним позднее Родриго («Qual pena in me gia desta»). Особенно впечатляют торжественно-трагичные секвенции в кульминации сцены.

Отдельная тема – блестящие хоры партитуры. Об одном из них – в финале 1-го акта – необходимо сказать особо. Это получивший большую популярность возвышенно-гимнический хор шотландских бардов «Già un raggio forier», нарастающая энергия которого на фоне тремоло струнных уже предвосхищает оркестровые звучания сцены в Волчьей долине из веберовского «Вольного стрелка». Завершается этот блестящий финал стреттой с участием всех действующих лиц.

Вообще, по «плотности» впечатляющих сцен эта опера Россини почти не знает себе равных. Ведь можно упомянуть еще и замечательный дуэт Елены и Уберто из 1-го акта, и арию Малкольма из 2-го и т. д.

К сожалению, многие годы блестящий опус был заслонен другими произведениями Россини. Его подлинное возрождение состоялось в 1958 на фестивале Флорентийский музыкальный май под управлением Серафина (Яков V – Валетти, Елена – Картери). Заметными стали постановки 1969 на фестивале в Кэмдене, где партию Елены пела Те Канава (это было одно из самых первых выступлений в ее карьере), спектакли в Хьюстоне (1881, солисты Блейк, фон Штаде в партии Елены, Хорн в роли Малкольма), Пезаро (1981, солисты Лангридж, Кьюберли, М.Дюпюи и др., в 1983 в этой же постановке выступали Д.Гонсалес, Риччарелли, Валентини-Террани), Ковент-Гардене (1985, с участием Хорн), парижском театре Шатле (1986, солисты Блейк, Кьюберли, Валентини-Террани). В 1990 в Бонне партию Елены ярко исполняла Алиберти, в том же году в Парме Гасдиа. В 1991 в Брюсселе Елену пела Риччарелли. В 1992 году к 200-летию Россини опера была поставлена в Ла Скала и Амстердаме. В миланском спектакле под управлением Мути были заняты блестящие солисты, в т. ч. Д.Андерсон, Блейк). Среди постановок последних лет спектакли в Пезаро (2001, Флорес, Девиа, Барчеллона), Льеже (2003), Сан-Себастьяне (2004, Флорес, Такова, Барчеллона). В 2006 опера была исполнена на фестивале в Бад-Вильдбаде под управлением Дзедды с участием М.Миронова, Ганасси, М.Пиццолато и др.).

Среди сравнительно немногочисленных записей оперы (немногим более 20) отметим студийную версию дирижера М.Поллини.

Краткая дискография:

СD CBS (studio) – дир. М.Поллини; солисты К.Риччарелли, Д.Гонсалес, Л.Валентини-Террани, Д.Раффани, С.Рэми.

1 — Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Дева озера

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ