Гедда (Gedda) Николай (р. 1925)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Шведский певец (тенор). Родился в Стокгольме. После того, как родители при рождении отказались от него, воспитывался в семье своей тети, шведки, имеющей русские корни по матери. Муж тети, его приемный отец Михаил Устинов, происходил из донских казаков, бежавших после революции за границу, и служил регентом в русской православной церкви (о том, кто его настоящие родители, мальчик не знал довольно долго). Детство певца прошло в Лейпциге (Германия), где он с шести лет пел в хоре у отца. После прихода к власти нацистов семья в 1934 году переехала в Стокгольм. Здесь Г. закончил гимназию, затем работал банковским служащим и учился в Музыкальной академии, одновременно выступая в церковном хоре.

Сценический дебют певца состоялся в 1952 в Стокгольмской Королевской опере (партия Шаплу в Почтальоне из Лонжюмо 1 Адана). Счастливый случай свел его с известным продюсером Легге, который высоко оценил певческие данные Г. и пригласил на запись Бориса Годунова под управлением Добровейна (1952, партия Самозванца).

Кроме того, Легге рассказал о нем Караяну, после чего тот предложил певцу выступить в Ла Скала. Здесь Г. дебютировал в 1953, исполнив партии Дона Оттавио и Жениха в мировой премьере оперы «Триумф Афродиты» Орфа.

Удачное выступление с Караяном в Ла Скала положило начало выдающейся карьере певца. В том же году он участвует в Париже в концертном исполнении Осуждения Фауста Берлиоза (заглавная партия). В 1954 на фестивале в Экс-ан-Провансе поет партию Бельмонте в Похищении из сераля Моцарта, в парижском Гранд-Опера партию Гюйона в Обероне Вебера, а также ярко дебютирует в Ковент-Гардене (Герцог). В 1955 ему вновь рукоплещет Ла Скала (Тамино в Волшебной флейте) и Экс-Ан-Прованс (Феррандо в Так поступают все и Орфей в Орфее и Эвридике Глюка), в 1956 в Париже он поет партию Альфреда. В 1957 Г. исполняет в Лионе партию Де Грие в Манон, дебютирует на Зальцбургском фестивале (Бельмонте), поет партию Идоменея в Стокгольме.

Важной вехой для певца стал его блестящий дебют в 1957 в Метрополитен (Фауст). Он становится ведущим солистом этого театра, выступает здесь, практически, ежегодно. В 1958 участвует в мировой премьере Ванессы Барбера (партия Анатоля) и впервые поет партии Гофмана и Ленского. Роль последнего он под управлением Митропулоса исполнял в спектакле, поставленном Бруком, о работе которого впоследствии отзывался весьма негативно, утверждая, что в постановке «подали неверно почти все, что касается русского быта и способа выражать эмоции у русских». Затем последовали Де Грие (1959), Альфред и Самозванец (1960), Неморино (1961), Герцог (1962), Эльвино в Сомнамбуле Беллини (1963) и др. Именно в Нью-Йорке Г. в 1958 встретил преподавательницу пения Паолу Новикову, занятия с которой принесли ему в профессиональном плане большую пользу.

В 1961 певец впервые исполняет заглавную партию в опере Бенвенуто Челлини Берлиоза на Голландском фестивале в Амстердаме. Именно Г. принадлежит важнейшая роль в возрождении этого шедевра (в дальнейшем он неоднократно его исполнял вплоть до 1976). В 1962 Г. впервые вышел на сцену Венской оперы, где в дебютном сезоне выступил в партиях Герцога, Дона Оттавио и Тамино (на сцене театра Ан дер Вин). В 1963 пел на Эдинбургском фестивале («Осуждение Фауста»). В 1964 спел Хозе в Ла Скала, Рудольфа в Стокгольме, Каварадосси в Вене. В том же году на Амстердамском фестивале участвовал в постановке редко исполняемой оперы Белая дама Буальдьё (Джордж Браун). В 1965 впервые исполнил Вертера (Нью-Йорк, концертное исполнение). В 1966 также впервые спел в Стокгольме вагнеровскую партию (Лоэнгрин). Это стало его единственным опытом такого рода. В 1967 Г. участвовал в постановке «Волшебной флейты» на сцене Метрополитен под управлением Крипса (режиссер Реннерт). Эта работа любопытна тем, что в ней принял участие великий художник Марк Шагал. Однако Г. в своих воспоминаниях резко отрицательно отзывается о сценографии этого спектакля, отмечая, что, практически, «вся опера стала единым огромным холстом Шагала», но вместо художественного единства получилась «единая огромная мазня». Такое мнение певца говорит лишь о том, что непонимание специфики оперы даже выдающимися мастерами других видов искусства могут привести к печальным результатам.

В репертуаре певца во 2-й половине 60-х и в 70-х гг. вновь «Бенвенуто Челлини» (1966, Ковент-Гарден), Душа философа Гайдна в театре Ан дер Вин (1967, партия Орфея), Лючия ди Ламмермур в Метрополитен (1969, партия Эдгара), Вильгельм Телль в Ла Скала (1972, партия Арнольда), Орфей и Эвридика Глюка в Гранд-Опера (1973, партия Орфея, режиссер Рене Клер), Пеллеас и Мелизанда Дебюсси в Метрополитен (1972, заглавная партия), Пиковая дама там же (1972, Герман), Артур в Пуританах Беллини (1972, Флорентийский музыкальный май), Сицилийская вечерня в Метрополитен (1974, партия Арриго), Бал-маскарад в Ковент-Гардене (1977, партия Ричарда), Дон Пакуале в Метрополитен (1979, партия Эрнесто) и др.

В начале 80-х гг. активность Г. продолжает оставаться высокой. Его голос не увядает. В 1980 он поет партию Неморино в Ковент-Гардене, триумфально гастролирует в России, где выступает с концертами и исполняет в Большом театре партию Ленского. В 1982 участвует в Вашингтоне в концертном исполнении Иоланты под управлением Ростроповича (партия Водемона). В 1983 состоялось последнее выступление певца на сцене Метрополитен (Альфред). В 1985-86 он много поет на родине в Стокгольме, особенно успешно в «Бале-маскараде». Выступает в классических опереттах (Ф.Легара, И.Кальмана и др.).

Начиная со 2-й половины 80-х и в 90-х гг. Г. выступает, в основном, в концертах и рециталах, лишь изредка появляясь на оперной сцене (преимущественно в возрастных ролях). Так, например, в 1996 он выступает на сцене КГ в опере «Палестрина» Пфицнера (партия Абдису), в 2001 в Копенгагене поет партию Альтоума в Турандот.

Творчество Г. – одна из вершин вокального искусства 20 в. Его изумительный голос мягкого тембра, красота верхних нот, необычайная одухотворенность и мастерство стилиста восхищают. Репертуар певца был весьма широк. Он ярко проявил себя в репертуаре бельканто (Эльвино, Артур и др.), в операх Моцарта (Тамино, Дон Оттавио). Особенно ему удавались партии французского репертуара (Фауст, Вертер, Де Грие, Надир в Искателях жемчуга Бизе и др.). Надо отметить также глубину и проникновеность в исполнении русского репертуара (партии Ленского, Собинина в Жизни за царя). Удавались певцу и роли в опереттах, в т. ч. в «Цыганском бароне» И.Штрауса (1959, Метрополитен), «Стране улыбок» Легара (1965, Вена, Фольксопер).

Характеризуя Г. надо признать (это утверждал и сам артист), что он, прежде всего, был певцом и лишь во вторую очередь актером. Мастер всегда считал основой оперы ее музыкальный материал и полагал, что постановщики должны стремиться идти вслед за музыкой, а не вопреки ей.

В 1977 Г. издал в Стокгольме книгу своих мемуаров (литературная запись А.Селлермарк). В 1983 она была издана в нашей стране («Дар не дается бесплатно», М., Изд-во «Радуга»).

Наряду с театральной и концертной деятельностью Г. много записывался. Среди его лучших записей партии Фауста (EMI, дирижер Клюитенс), Де Грие (DG, дирижер Рудель), Вертера (EMI, дирижер Претр), Лионеля в Марте Флотова (EMI, дирижер Р.Хегер), заглавная партия в «Бенвенуто Челлини» (Ph., дирижер К.Дейвис), Собинина (EMI, дирижер Маркевич) и др.

На фото:
Николай Гедда

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ