Джулини (Giulini) Карло Мария (1914-2005)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Итальянский дирижер. Первоначально занимался на скрипке, затем учился в Академии Санта-Чечилия как альтист, позднее как дирижер. Дебютировал в 1944 в Риме.

Первую оперную постановку осуществил в 1950 в Бергамо (Травиата 1). В 1951 поставил вердиевского «Аттилу» в Венеции (концертное исполнение). В 1952 дебютировал в Ла Скала оперой Жизнь коротка де Фальи. В 1953-56 главный режиссер этого театра. Среди первых значительных постановок на сцене Ла Скала Валли Каталани (открытие сезона 1953, Тебальди, Дель Монако). В том же году он поставил вместе с Дзеффирелли россиниевские шедевры: Золушку (дебют знаменитого режиссера в опере) и Итальянку в Алжире.

Важнейшими творческими вехами стали работы с Каллас в 1954 (Альцеста Глюка) и, особенно, «Травиата» в 1955 в постановке Висконти. Среди дальнейших работ в Ла Скала Любовный напиток (1955, режиссер Дзефирелли), Севильский цирюльник (1956). В 1963 дирижер вернулся сюда, чтобы поставить Дон Жуана.

С Висконти и Дзеффирелли маэстро связывала творческая дружба. Среди работ с Висконти отметим ряд спектаклей в Ковент Гардене, в т. ч. Дон Карлос (1958), Трубадур (1964), еще одна «Травиата» (1967). В 1961 Д. поставил с Дзеффирелли в Ковент Гардене Фальстафа. Последнюю оперу Верди он исполнял неоднократно. В 1955 поставил ее в Эдинбурге. Именно с ней связано его возвращение в 1982 на оперную сцену после почти 15-летнего перерыва в Милане, Лондоне и Лос-Анджелесе.

Ряд постановок Д. осуществил на фестивале Флорентийский музыкальный май. В 1954 он поставил здесь Эвирианту Вебера, в 1955 впервые после многолетнего забвения исполнил оперу «Дон Себастьян, Король Португальский» Доницетти, в 1956 малоизвестную оперу Керубини «Абенсерагги». Плодотворным было сотрудничество Д. с фестивалем в Экс-ан-Провансе, Римской оперой. Среди фестивальных постановок Ифигения вТавриде Глюка (1952), Лунный мир Гайдна (1959); в Риме он исполнил Свадьбу Фигаро (1964), Дон Карлоса и Севильского циюльника (1965), Риголетто (1966). В 1968 Д. исполнил в Карнеги-Холле «Валли» в концертном варианте (с Тебальди и Бергонци).

После 1968 маэстро сосредоточился преимущественно на симфоническом жанре и не работал в опере, как уже отмечалось выше, около 15 лет. Он руководил Венским симфоническим оркестром (1973-76), Лос-Анджелесским филармоническим оркестром (1976-1984), сотрудничал с Берлинским филармоническим, Парижским оркестрами. Выступал также как приглашенный дирижер с Чикагским симфоническим оркестром. В 1970 участвовал с этим оркестром в большом турне в Монреале, Дюссельдорфе, Палермо, Лиссабоне, на Эдинбургском фестивале.

Особо надо сказать о работе Д. в начальные годы своей карьеры с Оркестром итальянского радио (RAI) в Милане. Именно с этим оркестром дирижер в 1951 осуществил первую запись оперы Верди Двое Фоскари.

Д. исполнял много музыки ораториального и вокально-инструментального жанров. В 1968 в Эдинбурге он выступил с мессой Шуберта ми-минор. Неоднократно исполнял он и Реквием Верди (в т. ч. в 1977 в Вене, в 1979 в Лос-Анджелесе).

Завершил свою карьеру маэстро в 1998. Его интерпретации отличались содержательностью, тщательной проработкой деталей, внутренним достоинством и отсутствием броских внешних эффектов.

Наследие Д. включает в себя выдающиеся записи «Дон Жуана» и «Свадьбы Фигаро» с лондонским оркестром «Филармония» (обе EMI) и многие другие. Среди записей «Дон Жуан» (EMI, Вехтер, Сазерленд, Шварцкопф, Шутти, Альва, Таддеи, Каппуччилли, Фрик), «Дон Карлос» (EMI, Доминго, Кабалье, Верретт, Милнс, Р.Раймонди), «Итальянка в Алжире» (EMI, Симионато, Валетти, М.Кортис, М.Петри).

На фото:
Карло Мария Джулини.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ