Гайдн (Haydn) Йозеф (1732-1809)

Евгений Цодоков
Главный редактор

31 мая исполняется 200 лет со дня смерти великого австрийского композитора, одного из основоположников Венской классической школы Йозефа Гайдна. В связи с этим событием мы публикуем статью о Гайдне из оперного словаря Евгения Цодокова. Учитывая специфику словаря и нашего журнала, в этой статье речь идет преимущественно об оперном творчестве композитора.

Австрийский композитор. Его отец был каретным мастером, мать кухаркой. Мальчик рос в атмосфере любви к музыке, к которой приобщился с юных лет. Пел в венском соборе св. Стефана. Овладев игрой на многих инструментах, подрабатывал игрой на скрипке, клавесине и органе. Работал аккомпаниатором у Порпоры 1, тогда жившего в Вене и дававшего уроки вокала.

С 1757 состоял на службе в аристократических семействах. С 1761 в течение 45 лет работал у графа Эстерхази, сначала придворным вице-капельмейстером, позднее (с 1766) капельмейстером.

Г. – один из основоположников Венской классической школы. Наряду с Моцартом и Бетховеном принадлежит к плеяде великих мастеров музыкального искусства. Его первые музыкальные опыты относятся к началу 50-х гг. К высшим достижениям композитора принадлежат его многочисленные симфонии (более 100), среди которых выделяются «Прощальная» № 45, и 12 «Лондонских симфоний» (№№ 93-104). Автор произведений для камерного ансамбля (квартеты, трио и др.), для клавира, скрипки, виолончели. Работал также в ораториальном жанре, добившись в нем выдающихся успехов («Семь слов спасителя на кресте», «Времена года», «Сотворение мира» и др.).

Оперное наследие Г. весьма обширно. Он создал около 30 произведений различных жанров (зингшпиль, итальянские оперы-сериа и буффа, немецкие кукольные оперы). Подавляющее большинство из них увидело свет при дворе Эстерхази. До наших дней сохранилось 24 партитуры, остальные утеряны. Дебютировал зингшпилем «Хромой бес» (1752, венский Кернтнертортеатр). Наиболее значительными среди опер буффонного жанра стали Аптекарь (1768), Лунный мир (1777), интерес представляют также «Обманутая неверность» (1773) и «Вознагражденная верность» (1780). Среди опер-сериа выделяется Душа  философа (другое название «Орфей и Эвридика»), созданная в 1791 и ожидавшая своей постановки более полутора веков (сценическая премьера состоялась в 1951 во Флоренции). К творческим удачам принадлежат также Армида (1784) и «Необитаемый остров» на либретто Метастазио (1779). Особое место занимает героико-комическая опера «Роланд-паладин» (1782, либретто Н.Порта по мотивам поэмы «Неистовый Роланд» Ариосто).

При всех своих достоинствах, таких, как впечатляющая архитектоника и совершенство формы, тонкое владение музыкальным стилем, свойственные композитору мягкий юмор, прозрачная и выверенная звукопись, оперное творчество Г. не получило признания, сопоставимого с моцартовским, и было на долгие годы, практически, забыто. Дело в том, что все вышеуказанные свойства гайдновской музыки более подходят для симфонического или инструментального жанров. Опера же, как синтетическое искусство, для того, чтобы сохранить актуальность для потомков, требует большей драматургической изобретательности и многоплановости, контрастности возвышенного и обыденного, динамизма, индивидуализированной интонации, проникновенности и, если хотите, предромантической приподнятости чувств – всего того, что в высшей степени было свойственно лучшим операм Моцарта. Кроме того, даже лучшим операм Г. (например, опере «»Душа философа»), появившимся уже после реформы Глюка и многих опер Моцарта, свойственна некоторая стилистическая эклектичность и архаика (М.Мугинштейн). Поэтому опусы Г. и оказались невостребованными в романтическом 19 столетии. Их возрождение состоялось лишь во 2-й половине 20 в., когда на общем фоне антиромантизма возобладали универсализм восприятия и «антикварный» исследовательский интерес к старинной музыке.

В наши дни многие гайдновские произведения с переменным успехом идут на сценах музыкальных театров. Наибольшей популярностью пользуются «Лунный мир» и «Душа философа», часто появляющиеся в репертуаре (см. статьи об этих операх). В последние годы возрос интерес к «Армиде», постановки которой были осуществлены в Кёльне (1968), на фестивале в Бакстоне (1988), в Граце (1998), Шветцингенском фестивале (1999) и др. В 2007 эта опера увидела свет на Зальцбургском фестивале (дирижер А.Болтон). На современных афишах значатся также «Аптекарь» (2007, Ровиго), «Обманутая неверность» (2007, Бемптон), «Необитаемый остров» (2008, Регенсбург) и др.

Подлинным энтузиастом оперного творчества Г. является американский дирижер Дорати, записавший с Камерным оркестром Лозанны восемь его произведений, среди них: «Армида», «Лунный мир», «Роланд-паладин» и др.

От редакции:
Поскольку данная статья написана для словаря, а доступа к словарным ссылкам на лучшие оперы «Лунный мир» и «Душа философа» нет, публикуем краткие сведения о постановках этих опер в 20 в.

«Душа философа». Мировая премьера этой забытой оперы Гайдна состоялась лишь в 1951 во Флоренции. Дирижер Э. Клайбер, в ролях Орфея датский тенор Тиге Тигесен (1904-1972), Эвридики – М. Каллас.

Среди известных постановок спектакли Венского фестиваля в 1967 (дирижер Р.Бонинг, Орфей – Н.Гедда, Эвридика – Д.Сазерленд), в 1995 (дирижер Н.Арнонкур, Орфей – итальянский тенор Роберто Сакка (р. 1961), Эвридика – Ч.Бартоли).

Российская премьера (с сокращениями) состоялась в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (1985, дирижер В.Кожухарь). В 1996 дирижер Р.Бонинг исполнял эту оперу в Москве (концертное исполнение) с участием ансамбля «XXI век» (солисты Н.Дорожкин, Л.Шилова и др.).

Среди современных постановок концертное исполнение в парижском театре Шатле в 2001 (дирижер К.Хогвуд, Орфей – П. Гроувз, Эвридика – Ч.Бартоли) и др. В 2009 дирижер Т.Курентзис исполнил эту оперу в КЗЧ с интернациональным составом артистов.

«Лунный мир». Мировая премьера состоялась в 1777 в Эстерхазе под управлением автора. Солисты: Экклитико - ?, Эрнесто – Пьетро Геральди, Клариче – Катарина Пошва, Фламинио – Марианна Путтлер, Чекко – Леопольд Дихтер, Лизетта - ? Возможно, в спектакле также принимали участие Гульельмо и Мария Ермоли.

Среди постановок 20 в. спектакль в Шверине к 200-летию Гайдна (1932), постановки 1959 (к 150-летию со дня смерти) в Амстердаме, Экс-ан-Провансе и Зальцбурге. Среди современных интерпретаций спектакль берлинской Штаатсопер в 2002 (Дирижер Р.Якобс) и др.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ