Иванов Николай Кузьмич (1810-1880)

Евгений Цодоков
Главный редактор

К 200-летию со дня рождения

10 (22) октября 1810 года родился выдающийся русский певец Николай Кузьмич Иванов, сделавший большую карьеру в Европе. Мы сегодня публикуем статью о нем из оперного словаря Цодокова Е.С., приуроченную к этому славному юбилею.

Русский певец (тенор). Родился в местечке Воронеж близ Глухова Черниговской губернии. Сведений о семье артиста не сохранилось. Возможно, он был из семьи малообеспеченных мещан (по другим сведениям из крепостных).* Проявив певческие способности, вместе со своим братом с раннего детства пел в церковном хоре.

Обучался в Глуховской певческой школе. Около 1820 года братья Ивановы были определены в Придворную певческую капеллу в Петербурге. На способности юного певчего обратил внимание тогдашний директор капеллы Ф.П.Львов. К 1827 году юный певец после естественной мутации обрел свой «взрослый» голос тенора и стал публично выступать, в т. ч. и в высшем обществе. Здесь он познакомился в 1827 году с Глинкой 1, который стал заниматься с юношей, а также совместно с ним выступать на музыкальных вечерах. В 1830 году по состоянию здоровья Глинка собрался за границу и решил взять с собой Иванова. В своих «Записках» Глинка вспоминает, что его отец уговорил сомневающегося Иванова отправиться вместе с ним. Он нашел поддержку у Львова. «Иванову дали двухлетний отпуск и пособие, а отец обязался подпискою, что Иванову не будет недостатка средств к существованию» — отмечает Михаил Иванович.

Таким образом, именно Глинке Иванов обязан крутым поворотом в своей судьбе и карьере, приведшей его на «олимп» европейского оперного искусства.

После путешествия по Германии и Швейцарии Глинка с Ивановым прибыли в Милан. Здесь начинающий артист брал уроки у известного певца Э.Бианки. В 1831 году вместе с Глинкой они прибыли в Неаполь, где происходит знакомство певца с Доницетти, Рубини. По рекомендации князя Г.П.Волконского Иванов начинает занятия со знаменитым Ноццари, а позднее и с певицей Фодор-Менвьель. Всех восхищает его итальянская манера пения. Возросшее мастерство молодого россиянина было замечено и 6 июля 1832 года он дебютирует в театре Сан-Карло в роли Перси в опере Анна Болейн Доницетти. Так началась выдающаяся европейская карьера Иванова (первое публичное выступление певца в Неаполе произошло немного ранее в концерте, где он исполнил теноровую партию в кантате Пачини «Счастливый Именей»).

Между тем в России над певцом сгущаются «тучи». Николай I все настойчивее требовал возвращения певца в Петербург, ибо взращенный на государственные деньги талант нужен был ему не в Италии, а при дворе. Иванов всячески оттягивал свое возвращение, писал многочисленные прошения о продлении срока пребывания за границей, ссылаясь на кожное заболевание, требовавшее южного климата. Он просит дать ему отставку. Однако решительно настроенный царь, узнав, что Иванов собирается в Константинополь, потребовал у тамошнего русского посольства его ареста и принудительной доставки на родину. Певец был предупрежден об этом, и поездка не состоялась. В конечном счете, Иванова исключают из состава Придворной капеллы.

Иванов, понимая, что его талант итальянского свойства может быть востребован в должной мере лишь в Европе (в этот период в России с 1833 года итальянские труппы не выступали, их возвращение состоялось лишь в 1843 году), принимает трудное решение о невозвращении на родину и предпринимает попытки получить швейцарское подданство.

Карьера певца, тем временем, развивалась весьма успешно. В Неаполе он поет в Вильгельме Телле (1833, партия Арнольда), на одном из спектаклей которого, возможно, и произошло знаменательное знакомство Иванова с Россини, который в дальнейшем оказывал покровительство певцу. Среди других постановок можно отметить участие Иванова в Сомнамбуле Беллини (Эльвино).

К 1833 году относится начало выступлений Иванова в парижской Итальянской опере (Театр Итальен), где он пел затем в течение 4-х сезонов подряд. Дебютировал артист в Сороке-воровке Россини. Роль Джанетто с ним готовил сам автор (впрочем, есть и другая информация, основанная на публикации в московской «Молве» от 14 октября 1833 года, согласно которой первое выступлении в Париже состоялось в «Анне Болейн» вместе с Гризи и Тамбурини).** Иванов поет в Париже в спектаклях текущего репертуара, а 12 марта 1835 года участвует вместе с Гризи, Рубини, Тамбурини и Тамберликом в мировой премьере оперы Доницетти «Марино Фальеро» (партия Гондольера). Есть сведения, что Иванов участвует в траурной церемонии по случаю скоропостижной смерти Беллини.

В 1833 году состоялся также лондонский дебют Иванова в партии Перси. В английской столице артист гастролировал еще несколько раз в 1834, 1835 и 1837 гг., в т. ч. пел в английской премьере «Марино Фальеро» на сцене Ковент-Гардена (1835), участвовал в спектаклях на сцене Королевского театра, фестивале в Вестминстерском аббатстве.

В 1838 году Иванов возвращается в Италию, где выступает на ведущих сценах. В 1839 дебютирует в Ла Скала и Болонье партией Эдгара в Лючии ди Ламмермур. В 1840 Россини приглашает артиста для болонской постановки «Вильгельма Телля». В 1841-42 Иванов поет в Генуе, в 1842 во Флоренции участвует в исполнении оперы Николаи «Храмовник». В 1843 выступает в Палермо в мировой премьере оперы Пачини «Мария, королева Англии» (партия Риккардо). В том же году в этой партии он блистает в Ла Скала. А 27 февраля 1844 на сцене прославленного миланского театра поет в мировой премьере «Еврейки» все того же Пачини (партия Теобальда). Среди других партий в Ла Скала следует отметить роль Артура в Пуританах Беллини, принадлежавшую к одной из лучших в послужном списке певца.

К 1844 году относится одно из важнейших выступлений Иванова в «Эрнани» Верди (заглавная партия) на ее пармской премьере. Дело в том, что продвигавший своего протеже Россини убедил Верди напиcать специально для Иванова вставную арию к этой опере Odi il voto o grande iddio, заменившую финальный дуэт венецианского спектакля. Постановка в Парме ознаменовала собой триумф русского артиста.

Кстати Россини обращался и к другим композиторам с просьбой создать что-либо специально для своего друга. Так, Доницетти подготовил для Иванова одну из сцен в опере Лукреция Борджиа для постановки в Париже. Данное выступление певца не состоялось, возможно, из-за вновь обострившейся болезни. Зато «сработал» новый план Россини относительно Аттилы Верди. К премьере оперы в Триесте осенью 1846 композитор сочиняет специально для Иванова Романс Форесто, который тот с блеском исполняет. Эту редакцию оперы, которую можно назвать «ивановской», артист исполнял и в других театрах, в т. ч. в Турине (1848). После 1849 года издания «Аттилы» в этой редакции прекратились.

Среди других выступлений певца в 40-х гг. отметим его венский дебют 1844 года. Среди его выступлений в Вене Эдгар в «Лючии ди Ламмермур» совместно с Виардо-Гарсиа, заглавная партия в Роберто Деверо Доницетти, участие в исполнении его же оперы «Мария ди Роган». В 1845 Иванов поет в Парме в доницеттиевской «Катерине Корнаро» (Джерардо). В 1846-47 выступает в «Лукреции Борджиа» в карнавальном сезоне Турина (партия Дженнаро).

Многие детали карьеры Иванова до сих пор неизвестны, а различные источники противоречат друг другу. Так, нет ясности в отношении завершения его славной карьеры. Согласно сведениям известного музыкального деятеля Ф.Фетиса Иванов завершает свой творческий путь в 1850, однако в анналах Туринского театра «Реджо» указано, что певец выступал вплоть до 1852 года.*** В словаре Пружанского, на который мы уже ссылались, последнее выступление певца датируется также 1852 годом, причем указано и место — театр «Каролино» в Палермо. Словарь К.Куча-Л.Рименса уточняет, что его последним спектаклем в Палермо была опера Пачини «Мария, королева Англии» в октябре 1852 года.

В дальнейшем голос певца утратил свою былую красоту и последние годы жизни певец провел во Флоренции (1852-68), а затем в Болонье, где и скончался 7 (19) июля 1880 года.

Таким образом, карьера певца длилась около 18-20 лет. Причины, приведшие к его вынужденному уходу со сцены, неизвестны. К. Плужников в своей книге о певце указывает как на одну из возможных причин — его «хроническое заболевание, которое современной медициной относится к разряду системных, следовательно, опасных для организма в целом».****

Феномен уникального «итальянского певца» русского происхождения, практически, не имеет аналогов в отечественной истории. Разумеется, было много артистов, особенно в эмиграции после революции, которые успешно выступали за границей, но ни один из них не достигал славы своего предшественника (быть может, за исключением Шаляпина), который успешно соперничал с лучшими тенорами той эпохи — Рубини, Марио (своим, практически, полным сверстником) и др. Более того, если тот же Шаляпин прославился уже в России, то Иванов сделал свою карьеру, что называется, «с нуля» непосредственно на Западе, что, при тогдашнем состоянии и известности в Европе русской музыкальной культуры, может считаться художественным подвигом.

Очень трудно судить о голосах «дограммофонной» эпохи. Однако, процитируем строчки из превосходной книги все того же К.Плужникова, который, будучи сам блестящим профессионалом в области пения, дает глубокую (пускай и предположительную) оценку голоса Иванова: «Успешное исполнение такой партии, как партия Эдгара, да еще в соперничестве с Марио и Рубини, говорит о многом. Партия Эдгара — «горячая» и одновременно «нежная» по звуку. В принципе это означает, что голос Иванова должен был быть «грудным». Иначе эмоциональное существо партии осталось бы за рамками исполнения. Вместе с тем, слышавшие Иванова любители оперы отмечали в своих респонденциях, что по слуховому ощущению голос этот был «нежным» и «высоким», «серебристым». Что ж, это совершенно не противоречит тому, что писал на эту тему Глинка в своих "Записках"***** о начинающем певце. Еще одна характеристика — звонкость, т. е. наличие высокочастотной форманты, то, что итальянцы называют metallo».

Примечания:

* См. А.Пружанский. Отечественные певцы. М. 1991 г., том 1, стр. 196.
** Авторитетный «Большой словарь певцов» К.Куча и Л.Рименса в своей статье об Иванове дает еще одну версию парижского дебюта — «Сомнамбулу» Беллини (прим. авт.).
*** См. подробнее о данном факте: К.Плужников. «Николай Иванов». СПб. 2006 г., стр. 172-173.
**** Там же, стр. 174.
***** Глинка писал следующее: «Иванова я слышал в первый раз также около этого времени (1827 год — прим. авт.), — мне нетрудно было подметить его нежный и звонкий голос». (М.И.Глинка. «Записки». Ленинград, 1953, стр. 63).

Иллюстрация:
Николай Кузьмич Иванов

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ