Дальний звон (Der ferne Klang)

Евгений Цодоков
Главный редактор

Опера австрийского композитора Шрекера 1 в 3-х актах (1912, Франкфурт-на-Майне). Либретто автора (на немецком языке).

Главные персонажи: Грета Грауман (сопрано), Фриц (тенор), Старик Грауман (бас). Его жена (меццо), Трактирщик, хозяин постоялого двора (бас), Доктор Вигелиус, мошенник (бас), Актер бродячей труппы (бар), Старуха (альт), Граф (бар), Шевалье (тен), Барон (бас), Рудольф (бар) и др.

Действие происходит в Германии в начале 20 в.

Сюжет:

1 акт.
Маленький немецкий городок. Молодой музыкант-мечтатель Фриц бросает свою невесту Грету, дочь старого пьянчуги Граумана, отставного офицера. Грета любит Фрица, но не может удержать - он все мечтает о творчестве, ему чудится какой-то загадочный звук, «дальний звон», манящий его к себе. Однажды, возвращаясь домой, Грета встречает загадочную старуху, которая обещает ей помощь, если та попросит. Отец Греты, тем временем, проводит все время в компании «забулдыг». Среди его приятелей трактирщик, второразрядный актёришка, нечистый на руку местный адвокат д-р Вигелиус. Однажды Грауман проиграл в кости свою дочь трактирщику, которая теперь должна выйти за него замуж. Собутыльники приходят домой к Грауману, чтобы забрать девушку. Несчастная, притворившись, что счастлива, отвлекает внимание матери и, оставшись одна в комнате, убегает через окно из родительского дома. Она оказывается на берегу озера без сил и хочет броситься в воду, но, обессилев, засыпает. Вновь явившаяся старуха, оказывающаяся сводней, обещает ей удачу, если та пойдет за ней.

2 акт.
Проходит десять лет. Грета стала популярной дамой полусвета, и живет в Венеции. Ее часто можно видеть в танцевальном салоне на одном из венецианских островов, по существу, являющимся домом свиданий. Она помнит о возлюбленном и по-прежнему мечтает о нем. За ней ухаживают многочисленные поклонники. Среди них Граф и Шевалье, добивающиеся ее благосклонности. Она обещает свою любовь тому, кто лучше споет песню и тронет ее душу. Каждый из них поет для нее. Однако неожиданно появляется незнакомец. Это Фриц, которого судьба приводит в Венецию. Он узнает Грету и идет к ней. Его поиски «дальнего звона» закончились неудачей, и теперь он готов жениться. Грета честно рассказывает ему, что она куртизанка и спрашивает, не повлияет ли ее прошлое на его решение. Сначала Фриц не верит этому, но когда граф хочет вызвать его на дуэль, убеждается в правдивости ее слов. Потрясенный, он вновь отвергает ее и удаляется. Грета, отчаявшись, отдается Графу.

3 акт.
Минуло еще пять лет. Созданная, наконец, Фрицем опера проваливается на премьере. Отвергнутый всеми, он понимает, что нужен только одному человеку на свете. Это – Грета. Грета, тем временем, лишившись покровительства Графа, ведет жизнь проститутки. Друг Фрица Рудольф успокаивает отчаявшегося Фрица, уговаривает его переписать оперу, затем идет искать Грету. Встретившись, они объясняются в любви. Фрицу кажется, что он, наконец-то, слышит тот заветный звон… Но поздно. Тяжело больной, несчастный умирает на руках у своей возлюбленной…

Премьера состоялась в Городской опере Франкфурта-на Майне (дирижер Л.Роттенберг) спустя два года после завершения произведения и прошла очень успешно. Лучшая опера Шрекера пользовалась большой популярностью в 20-е годы и довольно часто исполнялась. Отметим постановки в Мюнхене 1914 года под управлением Вальтера, в Кёльне 1923 года (дирижер Клемперер), Берлине 1925 года (дирижер Э.Клайбер). За пределами Германии оперу ставили в Праге (1920, дирижер Цемлинский), Стокгольме (1927, дирижер А.Ярнефельд) и др. В дальнейшем она появлялась в репертуаре театров реже, а после прихода к власти фашистов попала в «список» упадочных произведений культуры и искусства.

Опус сочетает в себе черты позднего романтизма с импрессионизмом и экспрессионизмом. Иногда отдаленно ощущается влияние Пуччини. В ряде эпизодов композитор, следуя в какой-то мере малеровским приемам, использует нарочито банальные мелодические обороты, призванные оттенить контраст между пошлостью и возвышенным миром. Любопытно суждение об этой опере молодого Святослава Рихтера, отец которого, кстати, учился вместе со Шрекером в консерватории и дружил с ним. Вот что пишет Рихтер: «Я получил ее [оперу – Е.Ц.] лет в шестнадцать и просто умер от этой музыки. В ней явно есть что-то высокое. Рихард Штраус, конечно, блестящий профессионал, а Шрекер изливает лично свое…».

Музыкальный язык оперы Шрекера, несмотря на эклектизм, весьма сложен и содержит множество экспрессионистических новаций, позволяющих говорить о том, что он сделал определенный шаг вперед в развитии музыкального письма. Такой авторитетный композитор, как Шёнберг, проявлял интерес к работам Шрекера. В своем учебнике по гармонии он даже констатирует, что последний применяет технику, в которой «употребление диссонанса не зависит от возможности или необходимости его разрешения». Таким образом, здесь Шрекер вплотную подошел к атонализму, однако, не переступая «рубикона». С другой стороны, интерес к «звуку как таковому», который проповедовал композитор, сближают стилистику произведения с импрессионизмом. Если добавить к этому позднеромантическую атмосферу, присущую опусу, то такой эклектизм позволил многим музыковедам использовать для характеристики творчества Шрекера такие искусствоведческие термины, как «модерн» и даже «югендстиль». Насколько правомерен такой перенос терминов изобразительного искусства в область музыки? Эта проблема уже давно, со времен Вёльфлина и его работ об искусстве барокко, является предметом дискуссий.

В последнее время опера вновь обретает былую популярность. Отметим спектакли 2-й половины 20 века в Касселе (1964), Венеции (1984), Франкфурте-на-Майне (1988), Брюсселе (1988, дирижер И.Метцмахер, режиссер Шааф, солисты Силья и В.Охман), Венской опере (1991), Северной опере Лидса (1992, английская премьера).

Среди постановок последних лет – концертное исполнение оперы в 2004 году в амстердамском Консертгебау (дирижер Ж.Салемкур) с участием блистательной А.Шваневилмс (о ней мы писали еще в 2002 году в фестивальном репортаже «Так поступают в Глайндборне, или Опера на траве»). Особенно активизировался интерес к опере в 2010 году, когда она была исполнена в берлинской Штаатсопер, Аугсбурге, Цюрихе и в Аннандейле-на-Гудзоне близ Нью-Йорка на традиционном летнем фестивале в Центре исполнительских искусств имени Фишера, темой которого на этот раз являлись венские корни модернизма. Из всех перечисленных спектаклей особо следует выделить яркую венскую постановку 1991 года под управлением Альбрехта. Режиссуру этого спектакля осуществил Флимм, в главных партиях были заняты Мальфитано и Мозер.

Русская премьера сочинения состоялась уже в советское время в 1925 в Мариинском театре под управлением Дранишникова (режиссер Радлов, в роли Греты – Павловская, Фрица – Печковский).

Краткая дискография:
СD Capriccio (studio) – дир. Г.Альбрехт; солисты Г.Шнаут, Т.Мозер и др.

Иллюстрация:
Франц Шрекер.

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ