Маккерас (Mackerras) Чарльз (1925-2010)

Евгений Цодоков
Главный редактор

60 лет за пультом

Как известно, летом, 14 июля с. г. в Лондоне скончался Чарльз Маккеррас. Тогда наш журнал откликнулся на это печальное событие краткой информацией. Теперь мы отдаем дань этому мастеру и публикуем словарную статью Е.Цодокова о его творчестве, приуроченную к 85-летию со дня рождения маэстро (17 ноября).

Австралийский дирижер, родом из США. Родился в Скенектади (штат Нью-Йорк) в семье инженера. В возрасте 3-х лет вместе с родителями переехал в Австралию в пригород Сиднея. С семи лет занимался на скрипке, затем на флейте. В 1941 поступил в Сиднейскую консерваторию (классы гобоя, фортепиано и композиции).

С 1943 работал в Сиднейском симфоническом оркестре сначала 2-м, а затем и 1-м гобоистом (с 1945). В 1947 отправился в Англию, где поступил в театр Сэдлерс Уэллс (с 1974 — Английская национальная опера) в качестве гобоиста. Брал уроки дирижирования у дирижера театра Майкла Мади. Получив стипендию Британского совета, в 1948 уехал в Прагу для совершенствования в пражской Академии музыки у знаменитого маэстро Талиха 1. Здесь в Чехословакии он проникся духом национальной чешской музыки, любовь к которой (и, прежде всего, к творчеству Яначека) он пронес через всю свою творческую жизнь. Однако вскоре покинул страну, где воцарился коммунистический режим, и вернулся в Сэдлерс Уэллс, где дебютировал в «Летучей мыши» И.Штрауса (1948). В 1951 осуществил здесь 1-ю английскую постановку оперы Катя Кабанова Яначека. С АНО в дальнейшем сотрудничал на протяжении всей своей жизни. В 1964 исполнил в театре впервые Средство Макропулоса Яначека (1964), в 1965 поставил Свадьбу Фигаро, в которой предпринял одну из ранних попыток применения аутентичных принципов интерпретации оперы, заключавшихся среди прочего в использовании в вокальных партиях повышенной орнаментики, свойственной исполнительской практике 18 века. В 1970-77 был музыкальным руководителем АНО. Среди многочисленных опер, исполненных в этом театре, также Питер Граймс Бриттена (1965), Ариадна на Наксосе Р.Штрауса (1969/70), Мария Стюарт Доницетти (1973), «Король Рогер» Шимановского (1975/76), «Далибор» Сметаны (1976/77), Вертер (1977), «Жюльетта» Мартину (1978), Юлий Цезарь Генделя (1980), Так поступают все Моцарта (1980/81), «Ксеркс» Генделя (1985), Искатели жемчуга Бизе (1887), Альцина Генделя (1999), Дидона и Эней Пёрселла (2000), Поворот винта Бриттена (2009) и др.

В 1954-56 М. работал также дирижером концертного оркестра Би-Би-Си. В 1958 стал участником мировой премьеры детской оперы Бриттена «Ноев ковчег» (Олдборо). После этой премьеры тесные творческие отношения с Бриттеном «дали трещину» из-за публичных высказываний дирижера по поводу нестандартной ориентации великого композитора (существуют и другие версии их размолвки).

В 1964 М. дебютировал в Ковент-Гардене, исполнив оперу Катерина Измайлова Шостаковича.* В дальнейшем дирижер часто выступал на ведущей английской сцене, среди постановок: Турандот (сезон 1965/66), Кармен (1966/67), Золотой петушок (1969), «Так поступают все» (1969), Аида, Трубадур (1973), Сон в летнюю ночь Бриттена, Фауст, Отелло, Енуфа Яначека (1974), Бал-маскарад (1978), Альцеста Глюка (1981), Семела Генделя (1982, 1996, 2000), Тоска (1984), Ромео и Джульетта Гуно (1994, 2000), Проданная невеста Сметаны (2001), «Свадьба Фигаро» и Дон Жуан (2008) и др.

В 1966 дирижер получает приглашение в Гамбургскую оперу от ее тогдашнего руководителя, композитора Либермана. В одном из интервью сам М. утверждал, что этот ангажемент он получил после того, как Либерман услыхал его интерпретацию «Питера Граймса» (этот спектакль АНО был показан в ряде европейских стран). На посту главного дирижера в Гамбурге он пробыл до 1970 года (до назначения на эту должность М. продирижировал здесь операми «Трубадур», Фиделио и «Так поступают все»). Среди его гамбургских постановок отметим мировую премьеру опуса А.Гёра «Арден должен умереть» (1967), оперы Художник Матис Хиндемита (1968), Руслан и Людмила (1969, режиссер Д.Баланчин, сценограф Н.Бенуа), «Царь и плотник» Лорцинга (1969, есть запись фильма-оперы по этому спектаклю). И в дальнейшем М. возвращался в Гамбург (среди постановок Джанни Скикки Пуччини в 1995 и др.).

В 1969 М. впервые выступил в Сан-Франциско в Волшебной флейте. В том же сезоне исполнил здесь Золушку Россини. С этим театром также связаны значительные творческие достижения маэстро. В 1971 он дирижирует здесь Евгением Онегиным и «Балом-маскарадом». Спустя десятилетие в 1982 он возвращается сюда, чтобы исполнить «Юлия Цезаря», в 1985 ставит «Орландо» Генделя, в 1986 «Енуфу», в 1989 Лоэнгрина, В 1993-96 является главным приглашенным дирижером театра. Дирижирует в 1993 операми Сицилийская вечерня Верди, Богема, «Средство Макропулоса», Кавалер розы Р.Штрауса, в 1995 проводит Мадам Баттерфляй. В 2000 дирижирует вновь «Кавалером розы» и «Семелой».

В 1972 состоялся дебют маэстро в Метрополитен (Орфей и Эвридика Глюка). Среди постановок на главной американской сцене также Пророк Мейербера (1979), «Катя Кабанова» (1991), Билли Бадд Бриттена (1992), «Средство Макропулоса» и «Волшебная флейта» (1998), Лючия ди Ламмермур (1999), Гензель и Гретель Хумпердинка (2001). В этой опере состоялось его последнее выступление в Метрополитен (2002).

В 1986-92 М. являлся художественным руководителем Валлийской оперы в Кардиффе (Уэльс). Среди постановок: Троянцы Берлиоза (1987), Милосердие Тита Моцарта, Тристан и Изольда (1992/93), ряд опусов Яначека и др.

Все эти годы дирижер также активно сотрудничает с различными оркестрами мира. В 1976-79 он является главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Би-Би-Си, в 1982-85 главным дирижером Сиднейского симфонического оркестра. С 1987 регулярно выступает с Оркестром эпохи Просвещения (с 2007 почетный дирижер коллектива). В 1992-95 он — главный приглашенный дирижер Шотландского камерного оркестра, в 1993-96 работает с лондонским Королевским филармоническим оркестром, с 1996 — главный приглашенный дирижер Чешского филармонического оркестра.

Значительную роль сыграл М. также и в деятельности Эдинбургского фестиваля, почетным президентом которого он был назначен в 2008 году. На этом фестивале маэстро неоднократно выступал в операх «Фиделио» (1996), Идоменей Моцарта (2001), «Мария Стюарт» (2002), Вольный стрелок Вебера (2004), «Ариадна на Наксосе» (2005) и др. В Эдинбурге он также исполнял ораторию Генделя «Саул» (1999). Ряд опусов был исполнен на фестивале в концертном варианте.

М. много гастролировал и на других оперных сценах мира. В 1973 он участвовал в торжествах по случаю открытия Сиднейской оперы в присутствии королевы Великобритании. В 1975 продирижировал «Фаустом» в Праге, а в 1976 в Гранд-опера (фильм-спектакль с участием Гедды и Френи).

В 1983 исполнил в Венской опере «Трубадура» и Травиату, в 1984 «Енуфу». В 1987 в Вене прозвучала Ифигения в Авлиде Глюка, в 1988 опера «Адриано в Сирии» И.К.Баха. В Кёльне маэстро дирижировал операми Девушка с Запада Пуччини (1976), Марта Флотова (1881) и др. В венецианском театре «Ла Фениче» прозвучали «Милосердие Тита» (1973), «Орландо» (1985), на Глайндборнском фестивале 1990 года — Фальстаф, в парижском театре Шатле — Приключения лисички-плутовки Яначека (1995).

В 1990 маэстро выступал в СССР вместе с коллективом АНО (дирижировал «Ксерксом»). Важным событием в творческой биографии дирижера стало участие в 1991 году в открытии после реставрации пражского Сословного театра, где в свое время проходила мировая премьера «Дон Жуана». В торжествах по этому случаю и в память о 200-летии со дня смерти Моцарта маэстро исполнил здесь его бессмертный шедевр. Участвовал М. и в зальцбургских фестивалях. В 1998 он исполнил здесь «Свадьбу Фигаро», в 2000 осуществил концертное исполнение Медеи Керубини. Среди других выступлений отметим также «Реквием» Верди в лондонском Альберт-холле (1986), ораторию Генделя «Валтасар» в Лозанне (1985).

Активная деятельность М. продолжалась до самых последних дней его жизни. Последней постановкой, которой дирижировал маэстро, стала опера «Так поступают все» на Глайндборнском фестивале в июне 2010 года.

Творчество М. — значительное явление 2-й половины 20 столетия. Оно своеобразно и сочетает в себе как более традиционные, так и аутентичные трактовки. К характерным примерам последних относится запись «Лючии ди Ламмермур» (см. ниже) с камертоном 430 Гц («ля») и заменой флейты на стеклянную гармонику в соответствии с оригинальной партитурой. Интересы дирижера простирались от музыки барокко (он был, в частности, авторитетным интерпретатором творчества Генделя, его многочисленных опер и ораторий), Глюка, Моцарта, Бетховена до композиторов 20 века. Особое место в его творчестве занимала чешская музыка (Сметана, Дворжак, Яначек, Мартину и др.), неутомимым пропагандистом которой, как уже отмечалось, он являлся. Так, маэстро записал большинство опер Яначека с Венским филармоническим оркестром, в т. ч. «Енуфу», «Катю Кабанову», «Приключения лисички-плутовки», «Из мертвого дома», «Средство Макропулоса» и др. В 1981 чешским телевидением был записан фильм-опера «Греческие пассионы» Мартину в исполнении М. и Филармонического оркестра Брно с участием певцов Валлийской оперы. Исполнял он и английскую музыку (Бриттена, Дилиуса и особенно много А.Салливена и др.).

Творческую манеру дирижера отличает некоторый рационализм и сдержанность эмоций, сочетающиеся с ясной артикуляцией и приверженностью к стилю.

Представляют интерес эстетические взгляды дирижера на судьбы оперного искусства в целом, которые он высказывал неоднократно. По его мнению, оперу губит диктат постановщиков и т. н. «режиссерского» театра, усилия которых направлены на то, что не имеет никакого отношения к музыкальному замыслу автора и в корне противоречит ему.**

Наследие М. включает большое количество студийных и «живых» записей. Среди студийных работ: «Дон Жуан» (Telarc, солисты Скофхус, К.Бруэр, Ф.Лотт, Хадли, Корбелли, Фочиле), «Волшебная флейта» (Telarc, солисты Ален, Хадли, Хендрикс, Д.Андерссон, Ллойд и др.), Русалка Дворжака (Dec., в заглавной роли Флеминг), «Енуфа» (Dec., солисты Сёдерстрём, Рандова, Охман, Дворский, Попп и др.), «Лючия ди Ламмермур» (Sony, солисты А.Рост, Форд, Э.Майклз-Мур и др.).

Примечания:
* В ряде оперных справочников указывается 1963 год, однако изучение анналов театра (в частности поспектакльной хронологии в книге Г.Розенталя «Два столетия «Ковент-Гардена») свидетельствует, что опера действительно была поставлена здесь в 1963 году (1-я английская постановка), однако в первом сезоне ею дирижировал Эдуард Доунз.
** В качестве одного из характерных примеров М. приводит имя режиссера-экстремала Каликсто Биейто (дирижер именует его «чудовищем»), известного своими скандальными постановками «Бала-маскарада» (с восседающими в туалете со спущенными штанами заговорщиками), «Дон Жуана» и многими др. О барселонском «Бале», в частности, наш журнал уже писал почти 10 лет назад в материале «Светлая цель». В ряде случаев М. проявлял принципиальность и отказывался от постановок, идущих вразрез с его взглядами (например, «Юлий Цезарь» в Мюнхене).

На фото:
Чарльз Маккерас

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ