Сёдерстрём (Söderström) Элизабет (1927-2009)

Евгений Цодоков
Главный редактор

В Стокгольме 20 ноября возрасте 82 лет умерла выдающая шведская певица Элизабет Сёдерстрём (сопрано). Она родилась 7 мая 1927 в Стокгольме в смешанной шведско-русской семье (ее мать, русская певица и пианистка Анна Паласова после 1917 года покинула Россию). Рано обнаружив большие способности к пению, она начала заниматься у знаменитой русской певицы Аделаиды Андреевой-Скилондзь (1882-1969), покинувшей Россию еще в 1910 году и выступавшей в Берлинской и Шведской королевских операх. Завершила свое образование С. в Шведской Королевской академии музыки. В 1947 состоялся ее дебют в историческом барочном Дротнигхольмском театре в партии Бастьенны в опере Моцарта «Бастьен и Бастьенна». В следующем году пела здесь же в опере Гретри «Говорящая картина». С 1949 певица начала свою карьеру в Королевской опере Стокгольма.

Сначала она выступала в маленьких ролях (в т. ч. в Волшебной флейте под управлением Блеха), исполнила роль Анны в малоизвестном для европейца сочинении шведского композитора 19 в. Андреаса Ранделя Вэрмланнингарна (название происходит от одной из земель Швеции «Вэрмланд»). Уже с 1950 она выступает в ведущих партиях этого театра, творческие связи с которым продолжались на протяжении десятков лет. В 1951 участвовала в мировой премьере оперы Зутермейстера «Красный сапог» (по сказке В.Хауфа). Среди лучших ролей на этой сцене Памина, Октавиан (позднее Маршальша) в Кавалере розы, заглавная партия в ЛуизеШарпантье, Травиата, четыре главные сопрановые роли в Сказках Гофмана Оффенбаха. Успех принесли ей также стокгольмские премьеры ряда опер Яначека, в т. ч. Средства Макропулоса(1965, Эмилия Марти) и Кати Кабановой (1976, заглавная партия), а также Доктора Фауста Бузони (1969, Пармская герцогиня).

Международная карьера С. началась довольно рано. Уже в 1955 она дебютировала на Зальцбурскгом фестивале в опере «Палестрина» Пфицнера (партия Игино). Значительным периодом творческой деятельности певицы стало ее постоянное участие в Глайндборнских фестивалях (1957-1979). Дебютной ролью на этом форуме стала партия Композитора в Ариадне на Наксосе Р.Штрауса, в дальнейшем она пела тут многократно и другие штраусовские партии Октавиана, Графини в Каприччио, Кристины в Интермеццо), а также Леонору в Фиделио Бетховена (1979), Элизабет в «Элегии для молодых влюблённых» Хенце (1961) и др.

Постепенно у певицы складывалась репутация одной из лучших исполнительниц опер Яначека, Моцарта и Р. Штрауса. Одной из любимых ее ролей стала Кристина, которую одна неоднократно исполняла (в т. ч. в Амстердаме в 1981; Санта Фе, 1984; Карнеги-Холле, 1986 и др.). Ярко проявился актерский талант певицы и в партиях русских персонажей. Блестяще она трактовала образ Катерины в «Кате Кабановой» Яначека (Сан-Франциско, 1977; Кардифф, 1982 и др.). Среди любимых ролей певицы и Татьяна в Евгении Онегине (Глайндборн, 1968; Чикаго, 1968 и др.).

В 1960 Шведская опера гастролировала в Ковент-Гардене. Большой резонанс вызвали у лондонской публики две роли молодой С. – в «космической» опере антисоветского содержания современного шведского композитора К.В.Блумдаля Аниара и Моргана в Альцине Генделя. Но подлинный успех испытала певица на главной лондонской сцене спустя несколько лет. В 1967 состоялся ее полноценный дебют здесь в партии Графини в Свадьбе Фигаро, затем она спела Фьордилиджи в Так поступают все, и, наконец, В 1969 триумфально исполнила заглавную партию в Пеллеасе и Мелизанде Дебюсси под управлением Булеза.

Еще одной важнейшей страницей карьеры стала ее многолетняя деятельность в Метрополитен, где она выступала в 1959-64 и 1983-86. Дебютировала С. партией Сюзанны, в том же году спела Маргариту в Фаусте и Софи, в 1960 Мюзетту и Адину, в 1964 Композитора. В 1983 она исполнила здесь Маршальшу, а также роль Эллен Орфорд в опере Питер Граймс Бриттена, в 1986 Графиню.

С успехом выступала С. и на других сценах мира, в частности в Венской опере. На Эдинбургском фестивале 1974 исполнила заглавную роль в Енуфе Яначека, ее же спела в 1980 в Сан-Франциско, в 1992 на Эдинбургком фестивале выступила в моноопере Пуленка Человеческий голос. Была в репертуаре певицы и партия Марии в Воццеке Берга.

Завершила свою карьеру певица символично: в 1999 Метрополитен пригласил примадонну спеть партию Графини в Пиковой даме.

С. много гастролировала, пела в Париже, Австралии, выступала и в СССР. В 90-е гг. она пробовала себя как оперный режиссер, в частности поставила в Сан-Франциско» «Средство Мактропулоса» (1993), «Кавалер розы» (2000). В 1991-96 была музыкальным руководителем Дроттнингхольмского фестиваля. Швеция высоко оценила ее выдающуюся творческую деятельность, с 1965 она является членом Королевской музыкальной академии, В 1969 получила орден шведского правительства. Певица является автором нескольких автобиографических книг.

С. вошла в историю вокала как замечательный музыкант, певица-актриса, умеющая проникновенно вживаться в образы своих героинь. Вела также концертную деятельность, записала все романсы Рахманинова в сопровождении В.Ашкенази.

Среди студийных записей заглавная партия в Орфее и Эвридике Глюка (Orfeo, дир. Лейтнер), Нерон в Коронации Поппеи Монтеверди (Teldec. дир. Арнонкур) и др.

При подготовке некролога использовалась неопубликованная статья автора ко 2-му изданию энциклопедического словаря «Опера».

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ