Верретт (Verrett) Ширли (1931-2010)

Евгений Цодоков
Основатель проекта

Скончалась Ширли Верретт

Сегодня мы публикуем статью Е.Цодокова из нового издания «Оперного словаря», посвященную выдающейся певице Ш.Верретт, скончавшейся 5 ноября с.г. в США.

Американская певица (меццо-сопрано/сопрано). Родилась в Новом Орлеане в афро-американской семье. Ее детство прошло в Окснарде (Калифорния). Училась пению в Чикаго, затем окончила в Нью-Йорке Джульярдскую музыкальную школу, совершенствовалась у Симионато 1. Дебютировала в 1957 в Йеллоу-Спрингс в опере «Поругание Лукреции» Бриттена (заглавная партия).

В 1958 выступала в Нью-Йорк-Сити-Опере в музыкальной трагедии «Затерявшийся в звездах» Вайля (роль Ирины). В 1959 состоялся ее европейский дебют в Кёльне, где она участвовала в мировой премьере оперы Н.Набокова «Смерть Распутина». В 1962 певица выступила в Сполето в партии Кармен. В 1963 гастролировала с большим успехом в московском Большом театре (Кармен). В 1966 дебютировала в Ла Скала (Кармен) и в Ковент-Гардене (Ульрика). В 1968 впервые вышла на сцену Метрополитен, с блеском исполнив свою коронную роль Кармен, в том же сезоне пела партию Эболи в Дон Карлосе. В последующих сезонах последовали роли Амнерис, Ульрики и др.

В 1969 В. ярко исполнила заглавную партию в Самсоне и Далиле Сен-Санса в Ла Скала. В том же году впервые исполнила партию Дидоны в Троянцах Берлиоза в Риме (трансляция по итальянскому радио) c участием Гедды и Хорн под управлением Претра, а в 1973 участвовала в 1-й постановке этой оперы на сцене Метрополитен. В том историческом спектакле под управлением Кубелика она cпела сразу две партии: Кассандры и Дидоны (вторую партию должна была исполнять Людвиг). В 1970 пела Эболи в Вене. В 1972 дебютировала в Сан-Франциско (Амнерис). В дальнейшем неоднократно выступала на этой сцене до 1988 года.

В 1973 певица исполнила партию Кармен в Ковент-Гардене. В 1975 блистательно выступила в Метрополитен в знаменитой постановке «Осады Коринфа» Россини в «брючной» роли Неокла (с Силс в партии Памиры), а в Нью-Йорк-сити-опере спела Леонору в Фаворитке Доницетти с участием Крауса и Морриса.

Еще в 1967 В. выступила в сопрановой партии Елизаветы в Марии Стюарт Доницетти на фестивале «Флорентийский музыкальный май» под управлением Молинари-Праделли. В 70-х гг. в репертуаре певицы сопрановые роли начинают появляться все чаще. Среди них вновь Елизавета в «Марии Стюарт» (1971, Ла Скала), Селика в Африканке Мейербера (1972, Сан-Франциско и 1973, Гранд-Опера), Леди Макбет в Макбете (1975, Ла Скала). В Метрополитен среди ее сопранового репертуара в эти годы партии Юдит в опере Замок герцога Синяя Борода Бартока (1974), Мадам Лидуан в американской премьере оперы Диалоги кармелиток Пуленка (1977), Адальжизы в Норме (1976), а затем и самой Нормы (1976, гастроли театра в Бостоне), Тоски (1978). В то же время она продолжает петь здесь и партии меццо (Леонора в «Фаворитке», 1978). В 1979 В. исполнила Норму в Ковент-Гардене.

В 80-е гг. карьера певицы успешно продолжается. В 1980 она исполняет заглавную партию (!) в «Аиде» в Бостоне, в 1981 поет Далилу в Ковент-Гардене, Дездемону в Бостоне. В 1982 Леонору в Фиделио в Метрополитен. В 1983 партию Зинаиды в Моисее и Фараоне Россини на сцене Гранд-Опера, в 1984 Кармен в Ла Скала и на фестивале «Арена ди Верона», Леди Макбет в Сан-Франциско, заглавную партию в Ифигении в Тавриде Глюка в Париже. В 1986 заглавную партию в Медее Керубини в Париже, в 1988 Селику в Сан-Франциско.

В 1990 В. в последний раз выступает в Метрополитен (Азучена), а на открытии парижской Опера Бастиль вновь исполняет партию Дидоны в «Троянцах». В 1991 она дает концерт в Москве в БЗК. Среди последних выступлений певицы на театральных подмостках партии Сантуццы (1991, Неаполь), Азучены (1991, Генуя), Леоноры в «Фаворитке» (1992, Мадрид) и ряд др. Еще раз певица появляется на сцене в 1994, на этот раз на Бродвее в мюзикле «Карусель» Р.Роджерса (роль Нетти Фаулер). С 1996 преподает в Мичиганском университете вокал. В 2003 опубликовала книгу мемуаров, в которой рассказала среди прочего о трудном становлении карьеры чернокожей певицы в Америке.

Глубокий и объемный голос яркого накала и широкого диапазона позволил В. достичь больших высот и стать крупнейшим мастером оперной сцены в 60-80 гг. 20 в. Особенно удавались певице драматические партии французского и итальянского репертуара. Впечатляющей особенностью карьеры В. является не само по себе сочетание партий меццо и сопрано (есть много случаев, когда певицы, начинавшие как меццо, постепенно переходили на сопрановый репертуар), а полноценное и успешное воплощение на сцене этих партий в течение почти всей жизни. Такое встречается, но не так уж и часто.

Среди студийных записей выделим партии Леди Макбет (две версии — DG, дирижер Аббадо и Decca, дирижер Шайи), Эболи (EMI, дирижер Джулини), Ульрики (RCA, дирижер Лайнсдорф), Неокла (EMI, дирижер Шипперс). Можно отметить также фильм-оперу «Макбет» (1986, режиссер К. д’Ана).

На фото:
Ширли Верретт

1 - Здесь и далее набранное курсивом слово отсылает читателя к соответствующей статье оперного словаря. К сожалению, до опубликования полного текста словаря использовать такие ссылки будет невозможно.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ