Фестивальное лето-2001. Статья пятая

Байрёйтский фестиваль: летнее паломничество

Байрёйтский фестиваль: летнее паломничество
Оперный обозреватель

В этом году Байрейтскому фестивалю исполняется 125 лет. Он продолжает быть местом паломничества любителей музыки Вагнера. Однако, нынче он переживает не лучшие свои дни. Предлагаем Вашему вниманию ряд материалов о фестивале и о ситуации, сложившейся вокруг него.

Вагнер был молодым человеком, когда он впервые увидел Байрейт в первый раз. Во время путешествия из Праги в Нюрнберг он был очарован маленьким городком, "приятно освещенным заходящим солнцем". Десятилетиями он помнил этот момент. Сегодняшний посетитель, приехавший сюда впервые, возможно не найдет вид города столь умиротворяющим. Прибывшего с северной стороны встречает аллея, заселенная малыми индустриалиями и высокотехнологическими заводами, на подъезжающего с юга смотрит ультрамодернистское здание из стекла и железа, принадлежащее Байрейтскому университету.

На первый взгляд, Байрейт не выглядит затерянным в горах курортом, который вы, может быть, ожидали увидеть. Но шансом, что вы посетите город в конце июля и в августе, является Байрейтский фестиваль. Так начнем же с описания самого Фестшпильхауза.

В отличие от городского театра, где в порядке вещей врываться в последний момент перед началом и требовать свое место, и стремительно срываться по окончании спектакля, дабы не попасть в автомобильную пробку, Фестшпильхауз становится для посетителей неким подобием обретенного крова, вдали от оставленного родного дома. Постепенно, посетители фестиваля начинают смотреть с привязанностью на четкие линии здания и его краснокирпичный фронтон, который более приятен для глаз, чем помпезный неоклассицизм большинства фасадов европейских оперных театров. Вы можете прийти на спектакль, который начнется в 16 часов в любой промежуток за два часа до начала. Не спеша полюбоваться с парковки видом на "сбегающие" вниз окрестности (Фестшпильхауз находится на холме), пройтись по затененному парку, пролегающему между театром и городом, или посидеть на удивительно элегантной террасе напротив входа в королевскую ложу. Поскольку еще день, можно позволить себе легкий обед в одном из театральных ресторанов. За 15 минут до начала спектакля, вы, вместе с уже прибывающей на террасу толпой, будете приглашены занять свое место под звуки лейтмотива из грядущего преставления, играемого духовым оркестром, который появляется на балконе над королевским входом.

Оказавшись внутри, вас ждет сюрприз. Впечатляющий зрительный зал, безусловно, один из лучших, когда-либо построенных для оперы. Места скомпонованы в единую массивную ветвь, восходящую ступенями, и не разделенную на сектора. Все сконструировано так, чтобы выработать напряженное зрительское внимание. Поскольку оркестровая яма сильно утоплена вниз, вы чувствуете большую приближенность к сцене, чем в нормальном оперном театре, и двойная рама, окружающая просцениум, создает зрительскую перспективу, при которой персонажи на сцене выглядят крупнее, чем в жизни. Рама повторяется на боковых стенах зрительного зала, так что создается впечатление, что сцена и зрители занимают единое пространство, что, в свою очередь, дает необычное ощущение теснейшей связи со сценическим действием.

Я никогда не ощущал, как некоторые, что звучание оркестра из утопленной ямы Байрейтского фестивального театра - более приглушенное, чем оно бывает в обычных театрах; здесь музыка звучит полновесней, отражаясь от деревянных панелей аудитории, как бы исходя из всего пространства, а не из конкретной точки театра. Зрители постоянно ерзают на жестких креслах, но если у вас нет проблем со спиной, то они вполне комфортабельны. Мало найдется театров, которые вырабатывают такое сильное ощущение коммуникативности среди зрителей, нежели Фестшпильхауз. Хотя вечерние наряды и черные фраки по- прежнему надеваются доброй третью зрителей, превалирующая атмосфера зала далека от зажатости и формальности. Бомонд не ездит в Байрейт демонстрировать свои богатства. Странно, но если вы остаетесь в Байрейте на весь цикл из семи опер, то начинаете узнавать прежде незнакомые лица, и чем дольше ваше пребывание, тем больше ощущение, что зал полон друзей, - целое сообщество, так как и задумывалось Вагнером.

То, что вы увидите на сцене, может показаться не таким гомогенным, как сами зрители. Странным образом, но Байрейтский фестиваль имеет репутацию консервативного института, хотя никогда таковым не был. Даже во времена руководства Козимой Вагнер и ее сыном Зигфридом, - подразумеваемых хранителей незыблемости наследия Вагнера, - гораздо больше экспериментов в сценографии и режиссуре музыкальных драм имело место быть, чем это обычно признается. Когда внуки композитора, Виланд и Вольфганг, вновь после Второй мировой войны открыли фестиваль в 1951 г., они инициировали целую серию спектаклей, которые революционизировали взгляды на постановки не только Вагнера, но и оперного жанра в целом. Фестивалем по-прежнему руководит Вольфганг Вагнер*, чьи пятьдесят лет на посту наверно побили все рекорды по продолжительности художественного руководства не только в Германии, но и во всем мире. Вопреки противоречиям, которыми ознаменовалось его руководство, он был прекрасным лоцманом и Фестшпильхауза, и всего фестиваля. Он отреставрировал театр, содержит сцену на должном уровне, соответствующем последнему слову техники, и верен тому, чтобы творения его деда по-прежнему говорили со зрителем на языке сегодняшнего дня.

За прошедшие три десятилетия он приглашал режиссеров, чей экспериментальный подход к музыкальной драме выявлял полемичность работ Вагнера, с широким спектром социальных, политических и философских манифестаций. Нередко новый неортодоксальный подход наталкивался на зрительское неприятие, и внезапно мягкая атмосфера фестиваля сотрясалась горячими столкновениями. Известны даже драки, случавшиеся на улицах, прилегающих к Фестшпильхаузу!

Необычная приверженность зрителей к Фестивалю вытекает из специфического статуса, который до сих пор занимают его постановки. Напряженность внимания и добросовестность, с которыми они репетируются для каждого возобновления, являются эталонной моделью для всего оперного мира. В настоящий момент, Фестиваль не имеет в своем репертуаре постановок, сделавшихся эпохальными, как великий спектакль Виланда Вагнера "Тристан и Изольда" 1960-х гг., знаменитый цикл "Кольца нибелунга", осуществленный Патрисом Шеро в конце 1970-х гг., поразительно оригинальный "Летучий голландец" режиссера Гарри Купфера 1980-х гг., но ведь качество большинства этих работ до сих пор штучное.

Нынешний "Лоэнгрин", поставленный Кейтом Уорнером, - это мрачная, но завораживающая аллегория на такую тему, как превосходство человеческой расы, и, хотя, две новые постановки Вольфганга Вагнера могут показаться концептуально незначительными, финальная сцена его "Мейстерзингеров" и храмовые эпизоды в "Парсифале" с участием непревзойденного фестивального хора - среди наиболее захватывающих и трогательных представлений, которые можно найти на современной исполнительской сцене.

Перед приездом в Байрейт можете быть уверены, что прочтете в международной прессе то, что стало уже ежегодным ритуалом, распространенным с начала войны за "Смену вагнеровских поколений". Возможно, все дело в грозном величии вагнеровских творений, которое подстегивает прессу трактовать любой конфликт внутри семьи, как если бы это была не борьба династий в современном прозаическом мире, а, скорее, битва титанов в "Гибели богов". Пресса нас уверяет, что визитеры Байрейта ни о чем другом не говорят, как о том, кто сменит Вольфганга на посту. По правде, посетители озабочены несколько иными вопросами, как то: каково качество спектаклей, которые они несколько лет ждали, чтобы увидеть. Вопрос смены художественного руководителя может стать предметом интригующего разговора, но не более того (тех, кто интересуется темой, отсылаю к недавно вышедшей книге Ника Вагнера "Вагнеры: драма музыкальной династии").

Как бы там ни было, нет сомнений, что Фестиваль достиг кризиса. Вольфгангу Вагнеру сейчас 82 года, он думает об уходе на отдых, и далеко не ясно, кто займет его место. Будет ли по-прежнему вагнеровская семья управлять фестивалем, или администрация и художественное руководство будут назначены со стороны? Будет ли Фестиваль продолжать фокусироваться исключительно на десяти крупных творениях Вагнера, или же представит когда-нибудь зрителям три ранних опуса мастера? Обратится ли к первоначальному неосуществленному плану самого Вагнера представлять оперы, которые повлияли на его творческое формирование, или же пойдет дальше, ставя оперы композиторов, на которых Вагнер сам оказал влияние?

Поскольку Вольфганг еще не покинул Фестиваль, будущее его направление остается неясным. Перед тем, как начинать какие-либо радикальные изменения, следует помнить, что фестивальная касса имеет в настоящий момент лист ожидания от семи до десяти лет вперед, так что сделанное Фестивалем за последние 50 лет, наверное, не так уж плохо.

Радости Байрейта сосредоточены не только в Фестшпильхаузе. Можно провести пару часов каждый день перед спектаклем, посещая одну из утренних лекций. Говорящим по-немецки лучше посетить Штадхалле (Городскую ратушу), где гениальный Стефан Микиш представит музыкальную драму, звучащую сегодня вечером, своей игрой на фортепиано, не уступающей вагнеровской по интенсивности. Или - ближе к концу Фестиваля - вы можете посетить лекции для англоговорящих, которые спонсируются ньюйоркским вагнеровским обществом и проводятся в импровизированном фойе театрального ресторана.

Можете даже на время забыть о Вагнере и исследовать окружающую местность. В самом городе, помимо нескольких транспарантов и витрин с афишами, о фестивале ничего не напоминает. Как большинство немецких городов, Байрейт компактен и самодостаточен. Его центр являет собой живописную торговую площадь. От площади можно прошествовать к некоторым туристическим достопримечательностям. Среди них, наиболее примечателен Маркграфский театр, радующий глаз своей барочной пышностью, и который с самого начала привлек Вагнера, как возможное место для будущего фестиваля. Здание театра было использовано как реплика лондонского Королевского театра во время съемок фильма 1994 г. о Фаринелли-кастрате. Кроме нескольких дворцов, для тех, кто все же интересуется жизнью Вагнера, имеется роскошная мрачная резиденция композитора Wanfried - ныне музей, где собраны документы и предметы быта великого реформатора. Не забудьте отдать долг уважения его могиле в саду, в которой он упокоен вместе с Козимой. Рядом с садом - маленький музей Листа, тестя Вагнера, умершего в Байрейте, и еще один музей, посвященный романисту эпохи романтизма Жану Полю, который прожил здесь большую часть жизни.

Во времена Вагнера, Байрейт был печально известен своими отвратительными гостиничными условиями и неудобоваримой кухней. Все сильно изменилось с тех пор. Здесь несколько вполне приличных отелей, хотя и не претендующих на международный стандарт роскоши, нет проблем найти и приличный ресторан.

Если ваши билеты включают в себя также цикл "Кольца", то у вас есть гарантия интервала в один-два свободных дня, которые вы можете посвятить исследованию Байрейта и его окрестностей - настоящего туристического парадиза. Расположенный на пересечении Баварии, Саксонии и Чешской республики Байрейт отстоит в дне поездки от нескольких исторических городов центральной Европы - Нюрнберга, Бамберга, Веймара, Дрездена и Праги.

Вагнер видел Байрейтский фестиваль как событие, стоящее в стороне от основного потока городской жизни. Он ожидал здесь найти мирный, неприхотливый городок, окруженный горами, который представлял бы собой идеальную декорацию для зрителей, обративших все свое внимание к его музыкальным драмам. Эти драмы должны были, как Вагнер надеялся, воссоздать атмосферу общего для всех прошлого, которое должно привести людей к визуализации их будущего мира, каким он должен быть. Фестиваль отражает это двойное видение путем контрастности между романтической музыкой и современностью постановок музыкальной драмы.

Покидая Байрейт, вы вновь проезжаете мимо технопарков в пригороде. Возможно, вы сочтете их теперь такой же неотъемлемой частью вагнеровского города, как и Фестшпильхауз, Маркграфский театр и другие достопримечательности. Байрейт сохранил свое прошлое и смотрит в будущее. Покуда так будет, город останется идеальным домом для творений вагнеровского гения.

Саймон Вильямс
(Сокращенный перевод Кирилла Городецкого
по материалам американского журнала "Opera News" (май 2001 г.)


* От редакции:

Вокруг фигуры руководителя фестиваля Вольфганга Вагнера в последнее время сложилась скандальная ситуация. Большая часть немецкой музыкальной общественности, союз меценатов "Друзья Байрейтского фестиваля", уже давно требуют замены престарелого 82-летнего руководителя Байрейтского фестиваля. К ним присоединяются и власти. Причины этого сложны, о них здесь говорить не место. События развивались так:

image image

29 марта состоялось заседание Административного совета фестиваля. Как и следовало ожидать, Вольфганг Вагнер был смещен со своего поста. Преемником стала его 56-летняя дочь Ева Вагнер-Паскье, уже давно претендовавшая на этот пост.

Впрочем, о подлинной преемственности речи быть не может, так как отец не разговаривает с дочерью уже два десятилетия! Вагнер-Паскье имеет большой опыт работы в качестве театрального менеджера. Начинала как ассистент у отца в 1966 году. Помогала Патрису Шеро в его знаменитой юбилейной постановке "Кольца нибелунга" в 1976 году. Была зав. труппой Оперы Бастилии, директором Ковент-Гардена.

Однако, ситуация после ее избрания совсем не простая. Предлагаем читателям небольшой комментарий по этому поводу радиостанции "Немецкая волна":

И что теперь?

"Как мыши кота хоронили" - сюжет этой сказки-аллегории имеет известное сходство с происходящим в Байрейте, где союз меценатов, политики от культуры и члены вагнеровского клана совместными усилиями пытаются "уйти" Вольфганга Вагнера. 82-летний внук великого композитора и основателя фестиваля в Байрейте руководит дедовским предприятием полвека, и уходить не собирается, несмотря на угрозу окончательного превращения в доисторическую окаменелость.

Пока же очевидно, что сложилась та самая патовая ситуация, которой все и боялись: совет принял решение и даже установил срок вступления в должность нового директора - октябрь 2002 года. Вольфганг Вагнер отбыл за несколько дней до заседания в путешествие по Юго-Восточной Азии, заявив напоследок, что и не подумает уходить со своей должности и не позволит оказывать на себя давление. Расторгнуть пожизненный контракт Вольфганга Вагнера невозможно. Можно лишить Байрейт госсубсидий, составляющих порядка 6 миллионов марок в год. Это, конечно, болезненно, но не смертельно: Байрейт проживёт и без субсидий, тем более, что уж кто-кто, а Вагнеровский фестиваль без спонсоров не останется (одну из постановок в 2003-ем году уже взялся финансировать знаменитый американский меценат Альберто Вилар, тот самый, который поддерживает и Мариинку).

В активе у Цеетмайера и Рюмелина (земельный и федеральный министры культуры - прим. ред.) лишь один действенный козырь: они могут расторгнуть контракт на сам Байрейтский театр - официально Вольфганг Вагнер снимает его у государства. Вольфганг Вагнер уже заявил, что будет оспаривать это намерение в суде, но опасность остаться "королём без королевства" для него весьма реальна.

Но не учитывать специфику семейного вагнеровского характера - очень недальновидно. В таком случае Вольфганг Вагнер уж точно будет сидеть на своём контракте до скончания века, как дракон Фафнер - на страже "золота Рейна"...

На фото:
Байрейт. Фестшпильхаус.
Вольфганг Вагнер.
Ева Вагнер-Паскье.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ