«Золотая маска». Итоги фестиваля

Евгений Цодоков
Главный редактор

Очередной фестиваль "Золотая маска" завершен. 9 апреля в театре им. Моссовета состоялась торжественная церемония вручения премий фестиваля. Лауреатами премии в оперном жанре стали:

Лучший спектакль - "Леди Макбет Мценского уезда" ("Геликон-опера")
Дирижер - Владимир Понькин ("Леди Макбет Мценского уезда")
Режиссер - Дмитрий Бертман ("Леди Макбет Мценского уезда")
Женская роль - Анна Казакова ("Леди Макбет Мценского уезда")
Мужская роль - Виктор Черноморцев ("Золото Рейна")

image image image image

В номинации "Лучший художник музыкального театра" мастера оперной сценографии не достигли успеха.

Что можно сказать об этих решениях жюри под председательством А.Парина? На мой взгляд, они кое в чем верны, иногда противоречивы, а в отдельных случаях просто скандальны (в номинациях "Лучший спектакль" и "Лучший дирижер")!

Бессмысленно анализировать причины такого решения. Спорить можно о художественных принципах, легших в основу тех или иных решений жюри. Когда же они не просматриваются, остается развести руками и начать анализировать разношерстный состав членов жюри, начиная с председателя. Поскольку такой анализ - не мой профиль, не будем тратить время.

Предлагаю читателям свой список возможных победителей фестиваля:

  • Лучший спектакль - "Золото Рейна"
  • Дирижер - Валерий Гергиев
  • Режиссер - не присуждать
  • Женская роль - Анна Казакова
  • Мужская роль - Виктор Черноморцев или Евгений Никитин

Что касается номинации "Лучший художник музыкального театра", то мне здесь судить трудно, ибо речь здесь идет обо всех музыкальных жанрах (опера, оперетта, балет, современный танец). Но в оперной сценографии я отдал бы предпочтение Готфриду Пильцу за его "Золото Рейна".

По поводу лучших ролей необходим небольшой комментарий. Безусловно, Казакова весьма талантлива и в вокальном, и в драматическом отношении (при том, что можно по-разному относиться к режиссерской концепции спектакля), а ее главная соперница Ирина Джиоева все же больше певица, нежели актриса. Поскольку к фестивальному выступлению Джиоевой у меня имеются некоторые претензии, решение жюри в данном случае представляется объективным. В отношении мужских ролей также существенных возражений нет. Некоторые актерские преимущества Евгения Никитина связаны с особенностями самого образа Дон Жуана, дающими значительно больше возможностей в этом плане, нежели партия Альбериха, которую исполнял В.Черноморцев.

Хочу остановиться на режиссерской номинации. По моему убеждению, отечественная оперная режиссура находится на перепутье. На одном полюсе - "сталинский" стиль подновленного "Онегина", на другом - повторение "задов" западного постмодернизма. На обоих полюсах царит лютый "холод", полноценная жизнь невозможна. А "плодородные земли" (за редкими исключениями) пока не очень освоены.

Несколько слов о самой церемонии. Она была обставлена пышно, награждение проводили весьма достойные люди (Юрий Башмет, Маквала Касрашвили и др.). Концертно-музыкальная часть сего действа ознаменовалась сюрпризом. В номере "Ария мистера Икса" в главной роли выступил В.Жириновский. Это было сделано эффектно и, надо сказать, не без доли таланта. Слова "да, я шут, я паяц…" были с восторгом восприняты залом. Сюрприз придал мероприятию оттенок фарсовости, что, с учетом всего вышесказанного, в чем-то не так уж и далеко от реальности.

На фото:
Владимир Понькин
Дмитрий Бертман
Анна Казакова
Виктор Черноморцев

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ